Найти в Дзене
Театр на Юго-Западе

Театр на Юго-Западе: «Безрассудно, безумно, волшебно...», Валерию Беляковичу – 72.

26 августа – особый день в московском Театре на Юго-Западе. Как правило, в это время сцена пустует: все артисты в законном отпуске до следующего сезона. И только духи театрального закулисья бродят по кряхтящим доскам подмостков, перелистывая воспоминания о великих работах великого режиссёра, основателя самого необычного театра Москвы. Театра, нашедшего себе приют в подвале под стандартной многоэтажкой «брежневских» времён.

Валерий Белякович. Архив театра
Валерий Белякович. Архив театра

Валерий Романович Белякович родился 26 августа 1950 года. Это сегодня Белякович – Планета, явление в искусстве. Тогда, в 50-х, «обыкновенное чудо» его биографии только начиналось. Деревенский пацанёнок, не знавший книг, впервые попал в библиотеку и был совершенно покорён первой прочитанной повестью под названием «Братство белого ключа». В советское время качественная детская литература сформировала не одну личность и на становление мальчишки с подмосковной окраины тоже оказала немалое влияние. Дальше его судьбой распоряжалась неведомая сила искусства, на тот момент одна-единственная знающая о предназначении маленького Валерки. Она привела 14-летнего подростка в ТЮМ (Театр юного москвича), и с тех «жёлтая кирпичная дорога» творчества повела его к мечте. К своему театру, праздничному и неповторимому.

Валерий Белякович. Архив театра
Валерий Белякович. Архив театра

Он творил «безрассудно, безумно, волшебно» и учил такому созиданию всех, кто был рядом. Безрассудно, потому что не от холодного разума, а от души. Безумно, потому что вихрем, напором, энергией. Волшебно – из своего фантастического мира гения, из неизведанных галактик.

Спектр постановочных интересов Валерия Беляковича– показатель творческой жажды и ненасытности. Его «шекспириада» стала фирменным знаком Театра на Юго-Западе. Режиссёра пленяло в драматургии загадочного англичанина абсолютно всё – от зловещего мрака трагедий до озорной лучезарности смешливых комедий. «Гамлет» с Виктором Авиловым в главной роли был поднят на недосягаемую высоту. И сегодня едва ли можно сыскать лучшее воплощение и понимание этой самой неразгаданной мировой драмы. Искрящаяся феерия «Сна в летнюю ночь» много лет завораживает колдовством каждой мизансцены. Долгожителями репертуара стали также невероятный, провидческий «Макбет», в котором Валерий Романович в последний раз сам вышел на сцену, тончайшие «Ромео и Джульетта», хулиганское «Укрощение строптивой», увиденные из «сегодня» «Два веронца» в спектакле «Даёшь Шекспира!».

Валерий Белякович. Фото К.Горячев
Валерий Белякович. Фото К.Горячев

С Гоголя театр взял старт. Первый «юго-западный» спектакль «Женитьба» пережил множество перевоплощений, но, как хранитель «Юго-Запада», он постоянно возвращается в репертуар. Эта лихая постановка живёт от поколения к поколению. Когда-то, в 70-х, она родилась на заводном энтузиазме начинающего режиссёра и труппы юных артистов, как «проба пера». Сегодня «Женитьбой» опять «заправляет» будущее театра, его молодые силы, творящие на сцене всё тот же весёлый балаганчик, задуманный ещё Беляковичем.

Он создал театр театров. От корневого «театра дель арте» Гольдони в «Карнавальной шутке», где на поверхность выносится сама идея ярмарочного, полишинельного театрального начала, до трепетной чеховской «Чайки», в которой режиссёр мастерски смешал краски сценических традиций от России до Японии, утверждая между тем театр «станиславский», русский.

Постановки Валерия Беляковича пронизаны звёздным светом вечности. И неважно, безнадёга ли советского дурдома в «Вальпургиевой ночи» В. Еврофеева, сумрак ли ночлежки, где низы уже и «не хотят и не могут» оставаться «На дне» жизни в «кричащей» пьесе М. Горького или, сжимающая сердце, трагедия в комедии Н. Коляды «Баба Шанель» – через невзгоды героев неизменно пробивается направляющий луч маяка, ведущий к жизни, взывающий к человеку.

С прозой Белякович работал, как скульптор с мрамором, отбивая лишнее, обнажая суть, отбирая и воплощая на сцене всечеловеческие истины в масштабной постановке по величайшему роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и в захватывающем готическом спектакле «Дракула» по известному роману ирландца Брэма Стокера.

Валерий Белякович. Архив театра
Валерий Белякович. Архив театра

У Валерия Романовича были свои душевные и рабочие отношения с музыкой. Количество дисков в его коллекции не поддавалось исчислению. Из них он черпал мелодии и песни для спектаклей, в которых звучание и танец неотделимы от «тела постановки». Любимым музыкальным инструментам режиссёр посвятил самостоятельные драматические шоу-высказывания: «Гитары» и «Аккордеоны».

Валерий Белякович. Фото С.Тупталов
Валерий Белякович. Фото С.Тупталов

Звание народный артист РФ в случае Валерия Беляковича тоже обретало особенный смысл. Тот, кто соприкасался с ним по работе, в случайной встрече или через спектакли, моментально и навечно попадал на его орбиту – столь велика была сила притяжения личности. Все, кому довелось работать с Мастером, жить с ним творческой семьёй, до сих пор не прекращают внутреннийдиалог с ним: советуются, равняются, делятся тревогами и сомнениями.

Именно им, соратникам, своим театральным «детям» Валерий Романович посвятил, написанный лично, исполненный могучего таланта и любви, монолог в финале спектакля «Куклы», от мощи которого пробирает дрожь и плачет душа.

Валерий Белякович. Фото С.Тупталов
Валерий Белякович. Фото С.Тупталов

Зрителям Валерий Романович посвятил своё творчество, а значит – свою жизнь. Он жил для людей и театра. Народный, добрый, любимый.

Подписывайтесь на наш канал. Ставьте лайки.
Ждем вас в театре.