Найти тему
Ivan Fedyanin

Каракабакские озёра - Горное Алтайское приключение. Часть 2

От Курая едем дальше по Чуйскому тракту. На этот раз недалеко — меньше 50 километров — до села Чибит, которое лежит на высоте 1250 метров. Местные жители занимаются разведением лошадей, мелкого и крупного рогатого скота. Здесь же можно нанять лошадей для конных походов по горам.

В самом селе особых достопримечательностей нет, но отсюда начинаются туристические маршруты к Каракабакским и Шавлинским озерам и леднику Маашей. Пеший маршрут длинный, поэтому если вы здесь впервые, не стоит пренебрегать сопровождением гида. Это будет быстрее и безопаснее.

-2

Если горами вы предпочитаете любоватсья издалека, но любите археологические древности, на правом побережье Чуи можно поискать остатки курганных могильников с петроглифами. Их обнаружили в нескольких километрах от села в начале нашего века.

Планируя поездку, мы решили ограничиться походом к Каракабакским озерам - это самая ближняя к Чибиту горная достопримечательность. От села до озер организуют конные и пешие походы, а также рафтинг по Чуе. Из-за сложности маршрута, пеший переход от Чибита до Каракабакских озер обычно занимает два дня. Но у нас нет столько времени, поэтому мы постараемся сократить дорогу и проехать на машине как можно дальше.

-3

Едем по грунтовой дороге вверх по течению Чуи мимо Мажойского каскада. Здесь русло реки образует каньон, стистуный с двух сторон горами. Высота обрывов в некоторых местах больше ста метров. Течение бурное и опасное, поэтому здешним порогам присвоена 5 и 6 категория сложности.

Даже со стороны пороги завораживают и пугают: бурный поток, белый от бурунов и завихрений, с огромной скоростью и оглушающим ревом несется между скал. Вода вздымается валами в два раза выше человеческого роста, с бешеной силой разбивается об огромные камни, закручивается водоворотами, грозящими утянуть в пучину.

Мажойский каскад - один из первых водных маршрутов на Алтае, который начали осваивать любители экстремальных видов спорта. Во многом этому способствовала хорошая транспортная доступность к началу и концу порогов. Но настоящий рост популярности Мажойского каньона пришелся на нулевые годы - когда в стране улучшилась экономическая ситуация и начали развиваться водные виды спорта. Здесь проходят не только российские, но и международные соревнования, например, "Король Азии", собирающий лучших российских и зарубежных каякеров.

Протяженность участка всего 17 километров, но его преодоление даже у опытных, хорошо подготовленных спортсменов занимает не меньше 3-4 часов. А на самое первое прохождение в 1976 году на плотах потребовался 21 день. Разумеется, не непрерывно: после преодоления сложных участков смельчаки высаживались на берег, чтобы набраться сил и привести в порядок плот.

Первопроходцы, которыми руководил заслуженный мастер спорта Михаил Колчевников, составили лоцию, по которой могли идти остальные спорстмены. Но даже это не помогало избежать трагедий - несколько человек в разных годы погибли, пытаясь преодолеть Мажойский каскад.

От спортсменов здесь требуется максимум мастерства и внимания, чтобы пройти все пороги. Их пятьдесят четыре, так что времени передохнуть почти нет. Даже относительно спокойные участки требует концентрации, а первый же сложный порог с говорящим названием "Суровый" заставляет сойти с дистанции многих спортсменов. Из-за плотности препятствий прохождение одного километра иногда может занять целый день. Хотя многое, конечно, зависит от опыта и подготовки.

Последние несколько лет существование Мажойского каскада находится под угрозой из-за планов по строительству в этих местах ГЭС. Экозащитники и любители водного туризма давно борются с проектами по строительству станции. Пока постройка ГЭС все время откладывается из-за недостатка финансирования, но обсуждение проекта то и дело возобновляется. Так что, возможно, в недалеком будущем еще одна уникальная природная достопримечательность станет лишь воспоминанием и пополнит список жертв, принесенных прогрессу.

Недалеко от устья реки Маашей деревянный пешеходный мост, с которого открывается впечатляющий вид на пороги. Здесь же стоянка, где можно оставить автомобиль. Тем более, что дальше все равно нужно идти пешком - озёра на другой стороне реки, на машине туда не перебраться.

На первый взгляд, переход не особо длинный - около 12 километров до реки Каракабак и потом еще пару километров вверх по течению до первого озера.

-4

Расстояние хоть и небольшое, но дорога крутая - набор высоты составляет почти 1000 метров. Скорее всего, придется останавливаться на отдых, поэтому берем с собой все необходимое для комфортного привала. Надеюсь, дождя не будет. Туристы, конечно, как танки - грязи не боятся, но идти по горам в хорошую погоду все же намного приятнее.

Каракабакские озера - это цепь озер на реке Каракабак в долине Маашей. Они лежат в самом центре Северо-Чуйского хребта. Название, как и многие местные топонимы, происходит из алтайского языка: кара - черная, кабак - бровь. Также кабаком южные алтайцы называли вытянутую возвышенность с пологими склонами.

-5

Лежат озера на высоте 2300 метров. И хотя для того, чтобы до них добраться, альпинистской подготовки не требуется, до недавнего времени они не пользовались большой популярностью у туристов. Все из-за того, что они довольно сильно удалены от основных маршрутов и добраться до них не просто. Идти приходится по крутой каменистой тропе, что требует хорошей физической выносливости. Не лишними будут трекинговые палки - при таком крутом подъеме дополнительнительная точка опоры пригодится даже опытным походникам. И обязательно возьмите с собой воду - на высоте обезвоживание наступает намного быстрее.

Во время подъема открываются потрясающие виды на долину Маашей - альпийские луга, покрытые цветами, запах которых разносится далеко вокруг. Голова кружится не только от высоты, но и от аромата трав и чистого гороного воздуха. Туристов здесь меньше, чем в местах, где мы побывали до этого. Из-за этого порой создается впечатление, будто попал на необитаемый остров или другую планету. Чувствуешь себя первооткрывателем, в душе просыпается дух приключений, а усталость уступает место азарту исследователя.

Раньше главной достопримечательностью долины было озеро Маашей. Но десять лет назад его не стало.

История озера - один из примеров того, как быстро может меняться ландшафт. Оно образовалось около ста лет назад в результате обвала, который перегородил сток ледниковым водам и образовал естественную запруду. Из-за того, что озеро было достаточно молодым, на его дне даже в наши дни можно было увидеть остатки затопленного леса, а кое-где из воды торчали лиственницы.

Однако в июле 2012 года селевые потоки размыли естественный вал, который удерживал берег. Из-за этого озеро в буквальном смысле слова вылилось из берегов, как вода из разбитого кувшина, и его ложе опустело. Сейчас на месте бывшего озера течет река, бурная и довольно мутная из-за осадочных пород.

Но свято место пусто не бывает: после исчезновения Маашея сильно увеличился интерес к Каракабакским озерам. Многие туристические маршруты перестроили таким образом, чтобы пройти через них. Часто эту локацию используют как промежуточную стоянку перед перевалом на Шавлинские озера или для радиальных подъемов перед восхождением на ледник Маашей.

В конце подъема, в месте слияния рек Мажой и Каракабак, есть удобная площадка для стоянки. Здесь даже есть деревянная баня - если решите остаться на ночь, можно вымыться и попариться. Звучит соблазнительно, но мы планируем вернуться назад сегодня. Поэтому после небольшой передышки сворачиваем вправо и вдоль русла реки Каракабак продолжаем путь к озерам. Отсюда уже недалеко - до первого озера всего пара километров.

Через несколько дней после начала путешествия по Алтаю привыкаешь к красивым, похожим на картины, пейзажам. Но каждый раз природа находит, чем тебя удивить. От вида, который открывается на Каракабакские озера, захватывает дух. Трудно поверить что видишь это вживую.

Озера, как и весь Алтай, невероятно фотогеничны. Безмятежная гладь воды, отражающая небо и горы. Альпийские луга с буйным летним разнотравьем. Горные склоны, на которых пустнные каменистые участки перемежаются лесами. Заснеженные вершины, за которые цепляются облака. Память телефона заполняется катастрофически быстро. Хоть какая-то польза от него — связи здесь все равно нет.

-6

Цвет воды в озерах постоянно меняется в зависимости от освещения и времени года: от насыщенного голубого до ярко-бирюзового. Вода в них ледяная, но туристов это не останавливает - они стараются окунуться хотя бы на пару минут. Однако кроме холода озера таят и другую опасность - на дне много крупных острых камней. А из-за того, что вода довольно мутная, разглядеть их бывает непросто, из-за чего нужно быть вдвойне осторожными.

-7

Каждое следующее озеро немного выше предыдущего. Казалось бы, на такой высоте разница незначительная - ну что такое двадцать-тридцать метров, когда под тобой - два с половиной километра над уровнем моря. Но даже при небольшом подъеме открываются новые виды на долину реки и Северо-Чуйский хребет. Поэтому так и тянет идти все дальше и дальше, исследуя все новые заповедные уголки. Но мы, собрав волю в кулак, бросаем на озеро последний взгляд, делаем еще пару снимков и поворачиваем назад.

На обратном пути дает себя знать усталость. Несмотря на то, что дорога идет вниз, каждый шаг дается тяжело. Теперь понятно, почему пеший маршрут от Чибита рекомендуют разложить на два дня. Несмотря на относительно небольшое расстояние от поселка (меньше 40 километров), пройти его пешком без полноценного отдыха невозможно.

Позади всего три дня пути, а впечатлений столько, будто мы путешествуем уже три недели. А впереди еще несколько интересных мест. Поэтому ужинаем и ложимся спать. Усталость и горный воздух - лучшее снотворное. Завтра нас ждет новое путешествие и новые места.

-8

_________________________________________________

Текст: Иван Федянин

Вконтакте: https://vk.com/fedyanin_ivan

Ютуб: https://www.youtube.com/c/IvanFedyanin