Здравствуй поле…
Три выходных дня пролетели быстро и незаметно. В субботу как уже повелось с брательником мы отыграли вечерком на стадионе «Энергия» в большой теннис, постучав ракетками мячик о стенку. В воскресенье конечно футбол, святое дело, в понедельник - 8-е марта, отметили дома, скромно, в семейном кругу. Ну вот и вторник наступил. Уже по знакомой дороге я ехал на базу, как всегда на 103 автобусе, а потом минут 15 пешком быстрой походкой. На базу я прибыл вовремя, к 9.00. В этот раз народ не опаздывал. Даже те, кто может быть и не должен был ехать на первый выезд в поле пришли с утра пораньше. Появился и Жандаров. Все переоделись в спецовки, ну те, кто должен был выполнять какую-то не очень чистую работу и начали собираться к отъезду. Жандаров сказал « Ну что, по «коням»?» и народ начал выходить на улицу. Водилы что должны были ехать, пошли в гараж, выгонять своих железных «коней». Ехать в «поле» мы должны были на трех машинах. Сейсмостанция на базе ЗИЛ-131, УРАЛ с пушкой ГСК-6м на борту и ГАЗ-66 он же «смотка», где лежали все косы и сейсмоприемники и кое-какой шанцевый инструмент. В этот раз в «поле» народа поехало больше чем нужно. Так что каков будет постоянный состав отряда и кто чем будет заниматься я не знал. В станцию сели водила-старичок Валера, начальник отряда Жандаров и к ним третьим в кабину уселся геодезист, который вдруг неожиданно появился в этот день на базе. В Урал уселись Андрюха - он же Ерёма за руль, с ним наладчик Пушкин А.С ( но не Александр Сергеевич как великий поэт, а просто Андрей) парень лет тридцати с небольшим, и третьим уселся главный инженер, который тоже приехал из конторы, посмотреть как первый день будет работать аппаратура в боевых условиях. Ну а я сел в кабину с водилой Володей Горынычем, такая у него была кликуха, в ГАЗ-66, со всеми нашими проводами и приемниками.
Тронулись в путь. Выехали на Рублевское шоссе и поехали в сторону МКАДа. Потом на МКАД. Дальше я дорогу уже не узнавал, потому что там не был никогда. В какой-то момент вся наша кавалькада съехала с МКАДа снова в Москву и мы оказались в неизвестном мне районе города. Горыныч сказал, что это Строгино. Проехав по краю этого жилого массива мы завернули в деревню Троице-Лыково, что была недалеко от городских построек и проехав сквозь деревню выехали на огромный пустырь, засыпанный ровным слоем еще не растаявшего снега. Вот оно и поле, подумал я. Да уж, не так и романтично. Видал я пустыри и поля поболе, впрочем это не имело большого значения, значит зачем-то так было нужно, произвести здесь какие-то изыскания или просто отладить методику работ или опробовать оборудование. Зачем именно тут мы должны были работать, никто меня в известность не ставил да и я не проявлял тогда к этому большого интереса, надо, значит надо. Отъехав от жилых деревенских домов метров на двадцать-тридцать вглубь пустыря, вся наша процессия остановилась. Народ нехотя стал вылезать на эту целину нетронутого за зиму снега. Наст местами проваливался и можно было утонуть в снегу по колено или даже чуть выше. Было не очень приятно. Вылезли из кабины Жандаров и геодезист. Практически все, кроме водил вышли на улицу. Жандаров осмотрелся и сказал геодезисту, что бы тот начинал «разбивать» профиль. Геодезист сделал несколько шагов по снегу и ответил, что он так не сможет, больно глубокий снег, надо накатать и уплотнить его, что бы можно было ходить. Жандаров подозвал Ерёму и попросил его на Урале проехать пару раз вперед и назад в определенном направлении метров на пятьдесят. Ерема вскочил в свой грузовик и медленно поплыл по целине. Снег под многотонной машиной проваливался и за ней оставались красивые уплотненные следы типа небольшой траншеи. Проехав туд-сюда раза два-три, Ерёма вернулся на исходную позицию, где все пока и стояли, а геодезист взял деревянные колышки, длиннющую рулетку и меня в придачу. И мы пошли с ним по колее втыкать в снег эти колышки с надписями 1, 2, 3 и т.д. которые означали пикеты и шли через 1метр. Разметив таким образом дистанцию в 25 метров мы вернулись обратно. Жандаров сказал вытащить из смотки одну косу и разложить её змейкой вдоль этих пикетов, так что бы напротив каждого был выпуск косы. Разложив косу, я стал втыкать в уплотненный снег сейсмоприемники, прям там же, в колею и подсоединять их к косе. Потом подошел Пушкин. Показал мне, как косу присоединять к сейсмостанции. На этом моя работа казалось бы и была закончена для начала. Дальше дело было за работой ГСК ( пневмопушки) и записью этих взрывов сейсмостанцией. Ерёма отъехал на нужную точку, встал напротив первого пикета. Я стоял на улице и как и все смотрел на это действо. В сейсмостанции что-то творил Жандаров, он открыл дверь на улицу. В ГСК залез главный инженер, сначала что-то осмотрел в кузове, там где была пушка, потом залез в кабину к Ерёме. Проверили согласование между пушкой и станцией. Вроде связь работала. Ну и решили начать работу. ГСК шандарахнул по снегу, Жандаров включил станцию и произвел запись сигналов на магнитную ленту и вывел сейсмограмму на бумагу, посмотреть качество. Вроде все было нормально. Решили продолжать работу. И тут вдруг из деревни в нашу сторону стал приближаться УАЗик Павлушина, с завгаром за рулем. Павлушин вышел из кабины, со всеми поздоровался, поздравил с началом полевого сезона. Посмотрел что мы тут сварганили на скорую руку. Скривился лицом и пошел о чем-то поговорить с Жандаровым. Пару минут а может чуть больше они что-то обсуждали, смотрели первую сейсмограмму, потом Павлушин вылез из станции и подошёл ко мне. «Понимаешь, Алексей, (а меня на самом деле дорогие читатели зовут Алексей а не Илья Обломов ), - сказал мне Павлушин, втыкать в снег сейсмоприемники это неправильно. Качество записи получается плохое. Неплохо бы их воткнуть в землю». И я тут приплыл. У меня в голове сразу образовалась какая-то каша. Если приемники зимой надо втыкать в землю, то чего же Жандаров мне это не сказал сразу, он же не новичок в этом деле. Или что-то на этот раз пошло не так…В «смотке» быстро нашлась лопата и я стал в спрессованном за зиму снегу, по которому еще проехал пару раз УРАЛ копать ямку 30x30 см. До земли я докапался минуты через четыре, глубина была почти полметра. В снегу вообще копать неудобно, потому что постоянно обрушается ямка с краев и снова приходится высыпать этот снег. Наконец показалась заледеневшая поверхность земли и я попытался туда воткнуть стрежень приемника, но хрена-с два он туда входил. Земля была как камень. Я пошёл и сказал, что не получается, думая что на этом и закончится дурная попытка, но не тут-то было. Откуда-то достали коловорот и сказали что надо бурить дырочку в ледяной земле. Я пробурил и вставил туда сейсмоприемник наконец. Подключил провода к нему. На все про всё ушло минут 10. Копал яму я один, ибо все остальные работяги были вроде как не при делах, кто наладчик, кто водила, кто инженер. Короче подразумевалось, что все 24 ямки копать буду я один, а остальные работнички курить в сторонке. Я прикинул, что 24 ямки я буду копать полдня. А ведь это только начало. Опытные работы. Отстрелять какую-то зону малых скоростей. А дальше-то придется прокладывать по пустырю уже настоящий профиль, где будет не 24 канала а хрен знает сколько, сотни, а может и тысячи. Я пошел к Павлушину и выложил ему всю эту математику. Ну типа если я буду тут ямки копать один, то глядишь к лету и выкопаю, правда снег сам тогда уже растает. Но он мой расклад или юмор не оценил. Возможно даже решил, что я его решил подколоть и рассказал в ответ мне еще более глупую байку, что он дескать видел как в Канаде каждый приемник еще и вмораживают в землю, что бы было хорошее качество, так что всё еще не так плохо. Долго он со мной обсуждать проблему копания ямок и вмораживания приемников в землю не собирался, обсудив с Жандаровым что-то ещё, минут через пять начальник сел в свой УАЗик и уехал с профиля. Я подошёл к начальнику отряда и спросил: « ну чего мол, если копать, то можете отдыхать до обеда, а то и до вечера. Или пусть копает кто-то ещё, один я быстро не управлюсь». Жандаров улыбнулся и ответил : « Ща, погоди минут пять, отъедет этот дятел подальше и дальше пойдем молотить, никто тут ничего копать больше не будет, здесь не Канада…». И действительно, через минут пять-десять все встали на свои места и работа пошла. Приемники как были, так и остались в снегу, кроме первых двух, что я успел воткнуть в замерзший грунт, вырыв под них ямы в снегу. 24 взрыва отработали быстро. На всю работу ушло не больше часа. На некоторых пикетах пришлось сделать несколько взрывов, что бы уплотнить снег, качество действительно немного хромало, но не только приема но и взрыва. К обеду работа была закончена. Народ разошелся по машинам или залезли в Кунг Станции. Сначала поели свой обед, кто что принес с собой, а потом любители преферанса сели расписывать очередную «пулю». Так как я не играл, а только смотрел, Жандаров сказал мне сматывать косы и снимать приемники. За десять-пятнадцать минут я все отсоединил и убрал в «смотку». После чего снова залез в станцию и наблюдал за игрой. Мужики играли в преферанс неплохо, кстати на денюжку, по копейке за вист. Каждый раз, в конце игры, кто-то выигрывал рублишко, а кто-то почти столько же проигрывал. Где-то часа в четыре вечера Жандаров сказал, что пора ехать на базу. На сегодня отработали, а вот завтра начнется настоящая работа, начнем реальный профиль, а это типа так, была разминка. Уже знакомой дорогой мы ехали обратно на базу. Грузовики ехали не очень быстро, особенно наш ГАЗ-66. Что-то постоянно барахлило в коробке передач и мы отставали от всей кавалькады. Горыныч всю дорогу ругался, что тачка дрянь, что-то в ней не так, надо бы в ремонт. Часам к пяти мы приползли последними на точку. В это время многие уже переоделись и собирались идти по домам. Кто-то уже заливал в пересохшее на морозе горло винишко и снова рубился в карты. Я переоделся в чистую одежду, передохнул, попил чайка и как и многие, отправился в сторону дома. Вот и прошел первый реальный рабочий день. Такое вот получилось «поле» на пустыре. Теперь я понимал, чем я буду заниматься всё ближайшее время, за исключением некоторых нюансов. Впрочем дальше будет возможно веселее, думал я, пока автобус вёз меня в родные Черёмушки…
#геофизика в ссср #работа в ссср #простой рабочий #рабочий #студент #керосинка #минх и гп им.губкина #ргунг им. губкина #юность в ссср #после армии
(Ну вот и очередная глава рассказа о моих мытарствах между армией и учёбой в ВУЗе друзья. Поддержите лайкосиками и подписочками, что бы было видно, что хоть кто-то ещё читает этот затянувшийся рассказ...)