В возрасте 11 лет я заинтересовалась книгой «Бремя страстей человеческих» Сомерсета Моэма. Но она показалась мне на тот момент сложной и неинтересной, поэтому я отложила её до лучших времён. Но, повзрослев, прониклась этим произведением по-настоящему.
С того момента, как я прочитала роман Моэма, прошло немало лет, но один момент по-прежнему непонятен для меня. Как, ну как мог главный герой, Филип Кэри, влюбиться в такую, как Милдред Роджерс?
Можно, конечно, раз за разом повторять «Сердцу не прикажешь!», но это мало что прояснит. Ведь Филип вовсе не идеализировал Милдред! А такое вполне возможно, когда человек влюбляется впервые, когда он молод и неопытен. А Филип видел ВСЕ недостатки избранницы – и некрасивую внешность, и скудный словарный запас, и жеманность, и заносчивость. Его раздражало ее поведение – и в то же время он не мог выбросить её из головы.
Что же это за любовь такая?
Попробуем дать наконец ответ на мучивший меня вопрос.
Начнем с самого главного – с названия романа и с его, в общем-то, основной мысли. В оригинале роман называется “Of Human Bondage”, и дословно это можно перевести, как «О человеческом рабстве/о человеческой зависимости». Официальный же перевод названия более поэтичный, в чём-то даже библейский: Бремя страстей человеческих.
Основная мысль ясна: главный герой проходит через различные испытания, страдает, принимает сложные решения, совершает ошибки, ищет своё место в жизни. Его обуревают страсти, которые он должен побороть, чтобы двигаться дальше.
И его так называемая любовь к некрасивой, неумной и непорядочной Милдред – одно из этих испытаний.
Казалось бы, человек действительно любит – он видит все ее недостатки, принимает её такой, какая она есть, и любит искренней, безусловной любовью без капли идеализации. О таком партнере/супруге можно просто мечтать! Но, увы, это не так.
Любовь Филипа изначально была окрашена в мрачные тона. Ведь первые эмоции, которые он ощутил, встретившись с Милдред и пообщавшись с ней – презрение и злобу. Она, возможно, сама того не желая, ранила его самолюбие, отмахнувшись от его не очень-то и вежливых попыток заговорить с ней. Как отметил автор, «она откровенно дала ему понять свою неприязнь, и его это задело».
Немало случаев, когда первоначальная неприязнь между людьми сменяется взаимной симпатией, а после, вероятно, и любовью (Рон Уизли и Гермиона Грейнджер тому пример), но это не имеет отношения к Филипу и Милдред.
Филип отличался болезненным самолюбием, был обидчив (как же сильно он дулся на своего дядю Уильяма, на мальчика Роза, с которым дружил в школе!), мнителен и подозрителен. И это, в общем-то, и немудрено – от рождения он страдал увечьем, сильным искривлением стопы, что делало его объектом насмешек сверстников. Это не способствует развитию уверенности в себе. Чтобы принять себя, принять своё увечье, как часть себя, научиться жить с этим и не замыкаться в себе, нужно обладать немалой силой духа. Филип изначально не обладал этим качеством – ему ещё только предстоит прийти к этому.
К тому же Филип на тот момент не устроен в жизни, он не нашел свою стезю, и это тревожит его не меньше. Юноша психологически травмирован (возможное нарциссическое расстройство), у него нет «опоры под ногами», он замкнут и недоверчив. И душа такого человека, к сожалению, будет уязвима для подобного рода чувств. В общем, болезненное самолюбие породило болезненную любовь. Он готов бежать за ней на край света, готов простить всё, принять её после других мужчин – и при этом злится на себя за чувства к ней. Подсознательно Филип понимает, что это неправильно, поэтому и пытается сделать упор на недостатках Милдред, но побороть свою страсть не в состоянии.
Именно страсть. Ведь его чувства –вовсе не любовь в полном понимании этого слова. Это страсть, желание обладать человеком во что бы то ни стало.
И ему для дальнейшего духовного роста необходимо было переболеть этой страстью, сполна ощутить на себе её бремя. Она выпила из него все соки, но сделала его другим человеком.
А кто сказал, что жизнь – это лёгкая штука?
#литература #сомерсетмоэм #литературныйанализ #английскаялитература #мыслитель