Найти тему
Коудайс МКорма

Спорообразующие пробиотики: опыт использования при отечной болезни поросят

Spore-forming probiotics: experience of use in the edematous disease of piglets

А.А. КОЛПАКОВ, технолог по свиноводству компании «Коудайс МКорма»

A.A. KOLPAKOV, pig specialist of Koudijs MKorma

В современном животноводстве существует большое количество болезней, которые сильно влияют на продуктивные показатели, снижая инвестиционную привлекательность и общую эффективность отрасли. Одной из таких болезней является отечная болезнь.

Отечная болезнь (колиэнтеротоксемия) – послеотъемная болезнь поросят, характеризующаяся нервными явлениями, диареей, отеками органов и тканей, чаще всего стенок желудка, брыжейки толстых кишок и подкожной клетчатки в области головы и живота. Нередко основными возбудителями заболевания являются веротоксигенные штаммы Escheriсhia coli, но в отдельных случаях наблюдается смешанная этиология болезни с сочетанной инфекцией сразу нескольких патологических агентов. При отечной болезни отмечается сильное снижение потребления корма и среднесуточных привесов, а смертность наступает в 50‒90% случаев.

Опухшие глаза у поросенка с отечной болезнью
Опухшие глаза у поросенка с отечной болезнью

В патогенезе болезни играют роль неблагоприятные условия содержания и смена режима кормления, которые провоцируют нарушения пищеварения и становятся причиной преобладания в кишечнике токсигенных штаммов кишечной палочки. С ослаблением общей резистентности возбудитель интенсивно размножается и выделяет эндо- и экзотоксины. Токсины сорбируются ворсинками эпителиальных клеток тонкого кишечника, вызывая повышенную экскрецию из организма воды и электролитов, ацидоз. Проникая в кровь и лимфу, возбудитель провоцирует септицемию. Интоксикация способствует развитию явлений острой сердечной недостаточности, сосудистых расстройств, появлению отеков в различных тканях и органах. К факторам, способствующим возникновению патологии, относят:

1. недостаточное кормление в период интенсивного роста и в первые два месяца жизни;

2. ранний отъем поросят от свиноматки;

3. перевод на концентратный тип кормления;

4. длительную антибактериальную терапию.

Указанные факторы ведут к расстройству пищеварения (диспепсии), дистрофии, некробиозу слизистой кишечника и образованию токсических продуктов их распада, в результате чего развивается дисбиоз с преобладанием токсигенных бета-гемолитических штаммов кишечной палочки.

Непереваренный белок, а точнее аммиак, образующийся при его деградации, продукты обмена жизнедеятельности бактерий способствуют повышению проницаемости сосудов, что приводит к проникновению в кровь токсинов, усилению общей интоксикации организма и угнетению иммунитета. Обычно поросята заболевают на 7–12-й день после отъема. Течение заболевания может быть сверхострым длительностью 5–18 часов и острым длительностью двое-трое суток. Сверхострое и острое течение отмечают при раннем отъеме поросят в возрасте четырех-шести недель. Патологоанатомическая картина зависит от остроты течения болезни. Сверхострое течение не имеет характерных изменений и сопровождается очаговым цианозом кожи, незначительным отеком век, катаральным гастроэнтеритом, набуханием и гиперемией мезентериальных лимфатических узлов.

При остром течении изменения более выражены и характеризуются отеками в разных органах и тканях: веки, конъюнктивы, области носа в подкожной клетчатке, лоб, основания ушных раковин, область трахеи, живота. Характер отечной ткани студневидный. Во внутренних органах отмечают отек стенки желудка (кардиальной части), брыжейки и стенки толстого кишечника. В желудке находят пищу твердой консистенции или густые массы. Выражена складчатость и гиперемия слизистой, покрытие ее слизью, стенка желудка утолщена. В тонком отделе кишечника наблюдается застойная гиперемия и острый катаральный энтерит.

Парадокс данной болезни состоит в том, что ею одинаково болеют как самые слабые поросята в стаде (обычно острое и подострое течение), так и наиболее крупные (острое и сверхострое течение). И если патология у слабого поросенка объяснима общей супрессией организма, малым количеством антител колострального иммунитета и наличием других заболеваний, то крупные поросята страдают от этой болезни в основном из-за последствий высокого потребления корма. При раннем отъеме микробиота еще не сформирована, барьерная функция кишечника еще недостаточна, а ферментная система не рассчитана на большой объем грубого корма с компонентами низкой усвояемости. Отсюда дисбалансное развитие микробиоты с преобладанием агрессивных штаммов кишечной палочки и других патогенных и условно-патогенных бактерий.

В случае возникновения признаков отечной болезни успешно применяют следующие методики по ее сдерживанию: использование антибиотиков, комплексов органических кислот, про- и пребиотических добавок и снижение общего количества белка в рационе. Зачастую указанные методики используются комплексно в различных сочетаниях. Бывают случаи, когда антибиотики на предприятии применяются как кормовой фактор роста либо как стандартный компонент комбикорма в течение длительного времени и без грамотной ротации. Кишечная палочка обладает способностью очень быстро вырабатывать резистентность, особенно связанную с множественной лекарственной резистентностью (МЛР), например к бета-лактамам и хинолонам. И найти тот препарат, который поможет быстро и эффективно, бывает непростой задачей для ветеринарного врача предприятия. Органические кислоты зачастую являются недостаточным фактором сдерживания, если они используются как монокомпонент.

Рассмотрим применение методик по снижению содержания общего белка корма, использованию двух различных по своему действию пробиотических добавок – комплекса лакто- и бифидобактерий, а также кормового препарата на основе сенной палочки (штаммы В-314, В-12079, препарат Энзимспорин).

Опыт проводился на 8000 поросят возрастом 26‒72 дня. Выделить контрольную параллельную группу с опытной в условиях производства было нереализуемо, поэтому исследования проходили в два этапа. В качестве контроля была взята группа и ее производственные показатели на момент обнаружения признаков отечной болезни (примерно 25% поросят с подострой формой болезни в контрольных клетках, восемь клеток по 30 поросят, оценка визуальная).

Для контроля был использован престартер (для поросят возрастом 26‒42 дня) и стартер (для поросят возрастом 42‒72 дня). Доля сырого протеина составила 18%, применялись кормовой антибиотик, комплекс органических кислот и комплекс молочнокислых бактерий в рекомендуемых производителем дозировках.

Первая опытная группа: престартер и стартер (с 42-го по 72-й день) со сниженным общим белком рациона до 17,2% с сохранением значений незаменимых аминокислот и из соотношений. Были использованы: сырой протеин с сохранением значений незаменимых аминокислот и их соотношения, кормовой антибиотик, комплекс органических кислот и комплекс молочнокислых бактерий в рекомендуемых производителем дозировках. Срок кормления ‒ два месяца.

Вторая опытная группа: престартер и стартер (с 42-го по 72-й день) со сниженным общим белком рациона до 17,2 с сохранением значений незаменимых аминокислот и их соотношений. Были использованы: сырой протеин с сохранением значений незаменимых аминокислот и их соотношения, кормовой антибиотик, комплекс органических кислот и пробиотик с сенной палочкой (штаммы В-314, В-12079) в рекомендуемых производителем дозировках. Срок кормления ‒ два месяца.

Первый этап исследования ‒ сравнение контроля и первой опытной группы (табл. 1). Оцениваемые показатели: общая визуальная оценка наличия поросят с отечной болезнью (ОБ) в контрольных станках за весь период, привесы по закрытым группам при переводе на откорм, сохранность общая, конверсия общая.

Таблица 1

-3

Снижение общего белка рациона привело к увеличению конверсии, незначительному снижению среднесуточного прироста и увеличению падежа, но количество поросят с признаками отечной болезни снизилось в 2,5 раза.

Второй этап исследования ‒ сравнение контроля и второй опытной группы (табл. 2). Оцениваемые показатели: общая визуальная оценка наличия поросят с отечной болезнью (ОБ) в контрольных станках, привесы по закрытым группам при переводе на откорм, сохранность общая, конверсия общая.

Таблица 2

-4

Замена пробиотика незначительно улучшила показатели по среднесуточному приросту, увеличила конверсию и снизила процент падежа, а также уменьшила количество поросят с признаками отечной болезни вдвое.

Проведенный опыт показал, что снижение общего белка корма в рационе отъемных поросят после 42-го дня уменьшило процент встречаемости признаков отечной болезни по сравнению с контролем. При этом конверсия и среднесуточный прирост оказались незначительно ниже значений в контрольной группе. Вероятнее всего, это связано с тем, что животные по-прежнему не имеют достаточных механизмов для более полного усвоения рациона корма и при этом сам корм стал менее питательным. Но если мы снижаем общий белок корма и добавляем сенную палочку вместо молочнокислых бактерий, то мы также видим снижение количества поросят с признаками отечной болезни с одновременным незначительным повышением отслеживаемых производственных показателей. Возможно, это связано с тем, что помимо своего антибактериального действия за счет синтеза полипептидных антибиотиков сенная палочка использует непереваренный белок в качестве субстрата, тем самым конкурируя с условно-патогенной микрофлорой и снижая бактериальную нагрузку, а также за счет наличия собственных ферментов (протеаза, амилаза и пр.) позволяет усваивать рацион более полно.

Отечная болезнь поросят – это прежде всего вопрос менеджмента и гигиены на производстве. И по этой причине заболевание является очень полифакторной проблемой. В настоящем опыте было показано, что в устоявшихся условиях предприятия, когда стандартно используется весь спектр методик, направленных на снижение риска появления этой болезни, она все же может возникнуть. При этом отечная болезнь не будет давать значимых снижений по среднесуточному приросту или вызывать массовый падеж, то есть стратегия сдерживания все же работает. Но даже латентная форма болезни – это снижение производственных показателей, финансовые потери и риски перехода в открытую форму. Производственный опыт в силу ограничений, накладываемых условиями производства, не дает полного понимания о силе воздействия исследуемого фактора, так как зачастую дизайн такого эксперимента не учитывает подавляющее большинство сторонних влияний, не дает четких цифр и глубокой статистики. Тем не менее такой эксперимент дает пищу для размышления о том, что есть нюансы, которые мы в своей работе порой упускаем из виду, считая их незначительными. Действуя привычными и отработанными методами, не всегда можно добиться полного решения проблемы возникновения отечной болезни поросят, поэтому стоит задуматься о нестандартных и более эффективных подходах к решению данного вопроса.

В компании «Коудайс МКорма» работают опытные эксперты, ветеринары, специалисты по кормлению и содержанию свиней, предоставляющие исчерпывающие консультации своим партнерам. Огромный опыт в разработке индивидуальных программ кормления позволяет предприятиям оптимизировать конверсию корма, увеличить продуктивность животных и снизить себестоимости свинины. Вся продукция компании соответствует мировым стандартам качества, а многолетний опыт работы с ведущими отечественными и зарубежными производителями свинины гарантирует безопасность, эффективность и экономическую целесообразность разрабатываемых программ кормления.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ: https://www.kmkorma.ru/ru/articles/sporoobrazuyushchie-probiotiki-opyt-ispolzovaniya-pri-otechnoy-bolezni-porosyat/

-5