Найти в Дзене
Научная Психология

Транзактный анализ Э.Берна. Теория Эго-состояний. Часть 1

Предлагаю сегодня поговорить об американском психоаналитике Эрике Берне. Рассмотрим базовые положения, суть транзактного анализа, эго - состояния. Понять тразактный анализ без понимания что такое психоанализ - невозможно. Вся современная психология вышла именно из психоанализа: Мы все пользуемся защитными механизмами, бессознательным, транзактным анализом и тд. Поэтому в этой статье позвольте проведём параллель, для того, чтобы лучше понять суть. Эрик Берн является автором книг. 2 самые популярные из них это «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». В своей работе он обратил внимание на то, что каждый человек застревает в определенном эго - состоянии и научился по выражению лица клиента понимать это. Эрик Берн был вице-президентом американского психоаналитического общества. Основная из его идей была в том, что в каждом человеке есть 3 эго - состояния: родитель, ребёнок и взрослый. Само слово «Эго» с латыни переводится как «Я». То есть, в каком я состоянии? Рассмо
Оглавление

Предлагаю сегодня поговорить об американском психоаналитике Эрике Берне. Рассмотрим базовые положения, суть транзактного анализа, эго - состояния.

Понять тразактный анализ без понимания что такое психоанализ - невозможно. Вся современная психология вышла именно из психоанализа: Мы все пользуемся защитными механизмами, бессознательным, транзактным анализом и тд. Поэтому в этой статье позвольте проведём параллель, для того, чтобы лучше понять суть.

Эрик Берн является автором книг. 2 самые популярные из них это «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». В своей работе он обратил внимание на то, что каждый человек застревает в определенном эго - состоянии и научился по выражению лица клиента понимать это.

Эрик Берн был вице-президентом американского психоаналитического общества. Основная из его идей была в том, что в каждом человеке есть 3 эго - состояния: родитель, ребёнок и взрослый.

Само слово «Эго» с латыни переводится как «Я». То есть, в каком я состоянии?

Рассмотрим эти эго - состояния. Они могут напомнить нам Зигмунда Фрейда и состояния ид, эго, суперэго.

1. Эго - состояние "Ребенок"

Детское состояние - врождённая часть психики. Хранит в себе весь личный опыт человека. Это весь тот опыт, который ложится в основу нашей личности.

Если мы идём в рамках гештальта, тразактного анализа, психоанализа, юнгианского анализа, адлерианского, то мы в любом случае говорим о «я-концепции», личности, которая формируется до 6 лет.

Личность формируется до школьного возраста. В школьные годы мы уже закрепляем те или другие стороны.

-2

Детское эго-состояние - это источник эмоций, чувств и даже сексуальности.

Почему это важно для психолога? Если к нам пришёл клиент, который не хочет секса или не получает от него удовольствие, то это говорит нам о том, что у клиента есть блокировка детского состояния. У него есть взрослый и родитель. А за удовольствие отвечает ребёнок. И так бывает, что одно из эго-состояний заблокировано. Тогда в транзактном анализе мы работаем над тем, чтобы разблокировать у клиента это эго - состояние. Должна произойти разблокировка чувств и ощущений.

Эрик Берн ввёл понятие «Файсис». Кто знаком с психоанализом, тому знакомо это понятие. В психоанализе оно называется «Либидо». Берн говорит о том, что это энергия жизни, которая имеет разный врожденный заряд и в норме она должна двигаться без препятствий: ребёнок - взрослый - родитель; родитель - взрослый - ребёнок. Когда человек способен чувствовать, анализировать и контролировать. Но так происходит редко.

Состояние Ребёнок - источник эмоций и не только положительных. Боится, злиться тоже ребёнок.

Признаки актуализации

  • Восклицания
  • Слова - паразиты
  • Выражения «хочу», «не могу» , «а мне ..», «черт возьми»
  • Обращение к другим «помоги мне, «ты меня не любишь», «ты пожалеешь»
  • Самоуничижительные выражения «я неудачник»
  • Невербальные знаки
  • Повышеная физическая активность (качание на стуле и тд)
  • Интонация ноющая, громкий голос, сердитое молчание, поддразнивание, взволнованность

С опытом можно даже определить возраст, в котором застрял человек. Сложнее всего работать с людьми, которые впадают в подростковый кризис. Это сопровождается фразами «Я не знаю. Это вы психолог, вы тут умная, расскажите». Это говорит нам о том, что человек застрял примерно в возрасте 13-14 лет. Если вы не подростковый психолог, то работать с такими людьми будет сложно.

Абсолютно не имеет значения сколько лет человеку по паспорту. Для психолога больше имеет значение психологический возраст клиента. Например, женщина в 50 может быть подростком или ребёнком дошкольного возраста, не смотря на то, что у неё у самой 4 ребёнка.

Но эго - состояние ребёнок может подразделяться на свободного и адаптивного. Рассмотрим

Свободный ребёнок

В этом состоянии человек осознаёт свои эмоции, он их не контролирует, но при этом все ок. Это когда человек может даже во взрослом возрасте посмеяться, повеселиться, отдохнуть и тд. Например, он приходит в парк аттракционов с друзьями и просто наслаждается положительными эмоциями, хохочет, катается на американских Горках, пьёт газировку и ест сладкую вату.

-3

Адаптивный ребенок

Есть также в каждом из нас. Но там, где дома было много запретов, были строгие родители, были жесткие меры наказания - там это эго-состояние будет ведущим.

-4

В норме это состояние отвечает за принятие социальных правил и норм, за соответствие и адаптацию.

В психологии нет понятия хорошо или плохо. Адаптивный ребёнок-это хорошо или плохо? В рамках вождения на автомобиле - это хорошо, но когда из - за адаптивного ребёнка человек не может сказать «нет» или позаботиться о себе - это плохо.

Если присутствует только адаптивный ребёнок, то со временем он превратиться в бунтующего. Человек устаёт от напряжения внутри, начинает прорываться косвенная агрессия, он начинает делать все наперекор, бунтовать. «Ах нельзя так делать?! значит получайте вдвойне!!!»

Человек начинает ездить на красный, нарушать субординацию, вести себя вызывающе, по - хамски.

2. Эго - состояние "Родитель"

Несет в себе весь опыт прошлых поколений, хранит образы значимых фигур. Это запись того, что говорили нам окружающие, когда мы были детьми.

Мы выдаём тоже самое, что нам передали наши значимые взрослые, повторяя даже мимику и интонацию. Мы даже не всегда можем это отследить.

-5

Это именно то эго-состояние, с которым придётся работать психологу больше всего. Потому что это аналог «супер эго» Фрейда. Это комплекс запретов, обязанностей: «нельзя, надо, должен». Это приличная и непростая часть работы, так как это пластинка: «Моей маме ее мама сказала, что в доме должен быть мужчина. Хоть какой-то, но должен. Моя мама мне сказала, что в доме должен быть хоть какой-то мужчина. Женская доля - терпеть». В терапии с клиентом важно вытащить этот родительский голос и вместо него поставить его собственный.

Клиент, застрявший в этом эго - состоянии может начать рассказывать психологу как его лечить.

Рассмотрим функциональный анализ. Что это такое? У нас есть эго - состояние родителя, но оно может различаться по функциям. Родитель родителю рознь. Он может быть контролирующим и заботливым. Итак, рассмотрим.

Контролирующий родитель

Кто такой контролирующий? Представьте, вы живете одни. Вы пришли с работы, устали и хотите лечь спать. Но на кухне грязная посуда. Вам не хочется ее мыть, но вы встаёте и идёте. Вы не можете уснуть, пока на кузне грязная посуда. Почему? Это голос внутри, критик, контролирующий родитель, который звучит в голове. Он может звучать даже после смерти родителей. «В доме должно быть чисто» , «Сначала убери, потом отдыхай», «Так нельзя», «Ты же девочка», «Ты же хороший мальчик..». Когда - то в детстве ребёнка учили жить по этим правилам, и он продолжает во взрослом возрасте им следовать, даже если и не хочет.

-6

Контролирующий родитель звенит в нашей голове и рассказывает как должно быть в идеале.

Он есть в каждом из нас. Но вопрос в другом - есть ли в нас заботливый?

Заботливый

Психолог должен стать голосом заботливого родителя у клиента. Поэтому у психолога должен быть проработан этот момент.

-7

Те люди, у которых громкий голос заботливого родителя не приходят в терапию. Им нечего делать у психолога.

Когда такие люди не хотят терпеть мужа - алкоголика, заботливый голос внутри говорит «Жизнь идёт и никто тебе не компенсирует то время, что ты тратишь. Собирайся и уходи. Да, жалко. Но спасение утопающих - дело рук сами утопающих. Ты сделала все, что от тебя возможно»

У таких людей нет проблем. Когда они сталкиваются с проблемами, у них есть голос заботливого родителя, который говорит им «чего ты это терпишь, уважай себя, люби себя, ты у себя одна». Эти люди не посещают психологов.

Они действительно это ощущают изнутри. У них совершенно другая жизнь. Они не пытаются внушить себе что-то, они просто так мыслят, думают и чувствуют.

Кто посещает психолога? Дети жёстких родителей, бабушек и дедушек. Если мы спросим «почему вы терпите, если вам некомфортно?», то ответ будет примерно «ну так же нельзя, это не правильно, ну я же должен(на)..». Это громкий голос внутреннего критика. Наша задача разбудить внутреннего адвоката, когда клиент будет корить себя и считать во всем виноватым.

Стратегия терапии: не приучить клиента к себе, а развить и сформировывать в психике клиента своего собственного заботливого у, адвоката. Дойти до состояния «Да, я ошиблась. Ошибки - это нормально. Сколько мне тогда было лет? В каком я была состоянии? Откуда я должна была узнать это? Кто меня окружал? Почему я была в таком эмоциональном состоянии?»

Признаки актуализации эго - состояния родителя

  • Слова «во-первых..», «нельзя», «должен» и тд
  • Авторитарные позы (руки в боки, руки на груди, выражение лица)
  • Постукивание ногтями по столу
  • Взгляд из подо лба
  • Тон насмешливый, надменный, обвиняющий, использующий сложные термины

3. Эго - состояние "Взрослый"

Аналог «эго» Фрейда. Принцип реальности здесь и сейчас. Взрослый оперирует текущими фактами и условиями, рассчитывает исход вероятности.

-8

Нельзя сказать что тут отсутствует эмоциональность, эмоции носят скорее более тонкий характер. Люди с этой ведущей позицией (их очень мало) отличаются тестированием реальности «что - то сейчас меня зацепило, я чувствую не страх, тревогу и ярость, а раздражение и дискомфорт. Не горе, а печаль и ностальгию. Я могу распознать свои чувства, отследить их и проанализировать причинно-следственную связь»

Работа психолога заключается в том, чтобы эта часть личности у человека стала центральной и чтобы эта часть научилась жить.

Признаки актуализации

  • Прямая поза, открытость
  • Заинтересованность
  • Видны признаки интеллекта
  • Контакт глаз на одном уровне
  • Речь внятная, чёткая, без дрожи в голосе
  • Естественная жестикуляция
  • Слова паразиты «таким образом», «вероятно», «относительно», «целесообразно» и тд

В следующей статье мы продолжим говорить о транзактном анализе, рассмотрим что такое транзакция и обратим внимание на сценарные процессы. До встречи в следующих статьях!