В педагогике есть два основных подхода к способностям ученика. Первый - назовём его «мышление ограничения» - исповедует, что способности к предмету либо есть, либо нет, и тут уж ничего не поделаешь. Ученик будет либо блистать с самого начала, либо плестись в хвосте по успеваемости. Не дано! Что тут скажешь?
Этот подход долгое время был главным в советской, а затем в российской системе образования. Приводили родители ребёнка, например, на прослушивание в музыкальную школу. Учителя ему давали 3-4 упражнения. Если ребёнок сразу не справлялся, говорили расстроенным родителям - нет способностей, ничего из него не выйдет - и точка.
И этот ребёнок вырастал с этим клеймом - «немузыкальный, не дано, не талантливый». Ко мне приходило много взрослых, выросших из таких детей. И часто у них были весьма высокие способности, о которых они не знали, потому что в музыкалке их пытались задавить в зародыше.
Но есть и второй, более современный подход к способностям ребёнка. Он называется «мышление роста». Это когда на ребёнка не вешают клеймо «способный» или «неспособный», а дают возможность расти и развиваться в тех сферах, где ребёнку нравится - музыка, спорт, танцы, рисование и т.п.
Родители и учителя в таком случае точно ничего не теряют: если ребёнок быстро поймёт, что этот вид творчества или спорта не его, он, что называется, сам отвалится.
Но есть высокие шансы, что ребенок, который на самом старте себя не проявил, раскроется немного позже. В музыке я часто это наблюдаю. Ребёнку (или взрослому новичку) вначале сильно мешают страх неизвестного, стеснение и неуверенность, поэтому он не проявляет свои способности. Но когда он адаптируется, от начинает демонстрировать большие успехи.
Поэтому, дорогие родители и учителя, не запихивайте ребёнка в прокрустово ложе ваших представлений о том, как с самого начала должен проявляться талант.
Дайте ребёнку познакомиться с предметом, понять что к чему и раскрыться. Это, помимо раскрытия способностей, даст возможность ребёнку избежать психологической травмы длинною в жизнь, когда у него отнимают любимое и интересное занятие не дав попробовать.
А вы что считаете по поводу способностей и работы с ними? Пишите в комментариях, обсудим!
Почитать по теме: