Найти тему
Олег Макаренко

Как Россию отключили от мобильных игр

Был на этих выходных в Перми, по приглашению Антона Волкова, на его знаменитой Точке Сборки. Всего приехало больше 100 человек, а из тех, на кого я регулярно ссылаюсь в блоге, были Виктор Мараховский и Алексей Антонов.

Приятно было увидеть и интересных людей (многих видел в первый раз), и реку Чусовую. Мой прадед, военный врач, токсиколог, был как раз родом из этих мест.

Про мероприятие выйдет видео на канале у Антона, и я на него ещё сошлюсь, а сегодня я о другом, о моей личной боли с импортозамещением.

Из Петербурга в Пермь есть прямые рейсы, так что самолёт летит всего два часа, однако вы же знаете аэропорты — там постоянно надо ждать и стоять в очередях. Чтобы скрасить себе время в поездке, я решил скачать очередную игру от Hosted Games/Choice of Games. Краткая суть: это отличные текстовые РПГ, в которых вы проживаете историю персонажа, управляя его действиями. Игровой процесс выглядит примерно так:

-2

Так вот, я решил скачать себе очередную игру и обнаружил, что Гугл Плей забанил русские кошельки. Бесплатные игры он скачивать разрешает, это пожалуйста, но принимать от русских деньги отказывается наотрез. А так как у Хостед Геймз игры платные, за исключением неудачных выпусков или демонстрационных фрагментов, идею пройти «Бесконечные сабли» пришлось забыть.

Тогда я вспомнил, что у нас идёт импортозамещение, и что наши программисты уже открыли целых три альтернативных магазина — РуСтор, РуМаркет и НашСтор. Делали их известные и крупные компании при поддержке властей, а пользователи массово пользуются магазинами для закачки забаненных на Западе банковских приложений. Внешне все три магазина выглядят очень неплохо — дизайнеры подошли к делу с талантом и дотошностью. Также у меня была и четвёртая альтернатива Гугл Плею — АппГаллери от китайского Хуавей.

Раньше искать новые игры под андроид было просто, и даже сделанный больными людьми интерфейс Гугл Плея сильно не мешал. Достаточно было выбрать «Топ платных», и система давала вполне достаточный выбор нормальных мобильных игр.

Конечно, разная ерунда встречается и среди платных игр. К примеру, условный Майнкрафт, который был разработан для больших компьютеров, а не для крошечных экранов смартфонов. Ну, серьёзно, у меня дома монитор 43 дюйма, чтобы во время игры можно было играть, а не щуриться сквозь лупу, пытаясь разобрать происходящее на экране. Играть в Майнкрафт на мобильнике — очень уж грустный компромисс. Выбор школьников, у которых доступа к нормальному компьютеру нет. А вот, например, в текстовые новеллы удобнее играть именно на смартфоне — развалившись в удобной позе на диване или, может быть, в кресле самолёта. Также смартфоны хороши для головоломок и некоторых других типов игр.

При всём при этом, повторюсь, игры надо искать именно среди платных. Среди платных игр есть, может быть, 5% хороших, 25% нормальных и 70% шлака. Перебрал 20-30 названий, и что-нибудь подходящее нашёл.

Среди бесплатных игр соотношение иное, шлак составляет почти 100%. В лучшем случае бесплатная игра отвлекает игрока назойливой рекламой. Если рекламы нет, ещё хуже: значит игра намеренно изувечена системой доната до такой степени, что играть в неё минимально разбирающийся игрок уже будет — по той же причине, по которой он не будет пить настойку боярышника или стекломой, когда захочет поднять себе настроение после рабочего дня.

Итак, хоть интерфейс Гугл Плея и ужасен, но там есть самая главная кнопка: «показать платные игры». Поэтому я, ничтоже сумняшеся, полез в наши отечественные магазины, чтобы повторить там тот же приём. Представьте же моё изумление, когда я обнаружил, что платных игр в российских импортозамещённых магазинах… нет вовсе! Я вот сейчас напечатал это предложение и сам себе не поверил. Снова открыл маркеты на смартфоне, снова поводил пальцем по экрану. Всё точно — платных игр там нет. Есть только разная бесплатная дрянь, в которую я стал бы играть разве что в минуты полного отчаяния — застряв на пару дней в лифте, например. Ни российские маркеты, ни китайская АппГаллери как будто вообще не знакомы с концепцией честной торговли, когда покупатель перечисляет 500 рублей, а продавец отдаёт ему нормальную игру. Реклама там есть, донат — тоже есть. Ничего похожего на честные ценники — нет.

Это серьёзная наша проблема, куда как более серьёзная, чем кажется на первый взгляд. В России идёт деградация огромной индустрии развлечений — индустрии, которая уже сейчас больше и важнее, чем спорт, музыка и кино вместе взятые. При этом если для настольных компьютеров есть ещё кое-как работающий Стим, есть пиратки, есть другие способы получить качественный продукт, то перед пользователями смартфонов открывается персональный ад.

Представьте, что подряды на школьное питание отдали МакДональдсу, и он кормит школьников своими гамбургерами с газировкой. Поднимется крик, родители выйдут на митинги… А ведь это всего лишь желудки — гастрит можно вылечить, жирное тельце можно привести в форму физическими нагрузками. Последствия от потребления токсичной культурной жвачки могут быть гораздо более тяжёлыми.

Китайцы молодцы — они двигаются в нужном направлении, запрещают в играх донат и ЛГБТ-БЛМ (
ссылка). Не знаю, почему у них такой мрак в АппГаллери, но, может быть, строгие правила применяют только к самому Китаю. Полагаю, нам надо брать с китайцев пример. Запрет рекламы в играх и запрет доната, — две очень простые меры, — быстро оздоровили бы ситуацию. Для зарубежных пользователей, для американцев и европейцев, донат можно оставить, тут я не против. Однако конкретно внутри России донат, конечно же, должен быть запрещён.

Главная проблема в том, что наше общество пока что вообще не понимает, что с играми что-то не так. За рубежом с этим гораздо лучше — к примеру, в Британии игроки даже подали в суд на Сони, так как та выдаивает их досуха своей системой доната (
ссылка). Конечно, они сами виноваты, так как купили Плейстейшн вместо того, чтобы играть на нормальном компьютере, но британцы, по крайней мере, думают в правильном направлении.

В России всё гораздо хуже. Вот, к примеру, типичная статья на Ленте от журналиста, который явно не играет в игры и не понимает их (
ссылка). Статья большая, с обзором рынков и новостей, с цифрами и рассуждениями (весьма поверхностными). А итоговый вывод, как у архетипичной учительницы начальной школы из анекдотов: «видеоигры — определенно не самое важное в жизни».

Да, действительно, если смотреть с философской точки зрения, то всё в нашей жизни — тлен, бытие тщетно, а мы с вами — бессмысленные искорки, про которые через жалкие 100-200 лет уже никто и не вспомнит. Однако даже философам и монахам всё же нужна твёрдая материальная база, чтобы они могли тратить время на молитвы и чтение книг. Поэтому спокойно смотреть, как самая важная часть российской индустрии развлечений начинает гнить заживо, было бы глупо: даже со стороны тех, кто любым играм предпочитает пиво и телевизор.