Воды моря на месте прегражденного плотиной Евфрата скрывают в своих глубинах один из величайших городов Римской империи. Его золотистые мозаики медленно засыпает песок времени...
Издалека приветствовала караваны богиня судьбы. Так что иной торговец, который путешествовал в одиночку верхом на осле или верблюде, возносил благодарность своенравной Тихе, дарующей благословение всему плоскогорью высоко над водами Евфрата, - ибо знал, что важный этап опасного пути уже остался позади: там, где царила Тихе, лежал город Зойгма - восточные ворота Римской империи, этап Великого шелкового пути.
Караваны везли ковры из Парфянского царства, слоновую кость из Африки, перец, имбирь, ткани из Персии, сливы, финики, баранину из Малой Азии, а из Китая - шелк, ценившийся на вес золота. Караваны отправлялись на запад. Путь их шел через скудные земли, где зимой лежал снег, а летом воздух раскалялся до сорока градусов. В конце концов они добирались до реки Евфрат, границы Римской империи. Сокровища Китая, Вьетнама, Индии, Афганистана, Ирана, Аравии и Месопотамии потоком направлялись в Южную Анатолию. Из Зойгмы их переправляли дальше, в Рим.
#Зойгма располагалась по обоим берегам Евфрата. Миновав восточную часть города, обнесенную стеной, караваны останавливались перед мостом, единственным на сотни километров. Чтобы, перебравшись через поток, вновь брести мимо постоялых дворов, ремесленных мастерских, мимо проституток, бродяг, батраков и таможенников, взимавших пошлину на благо Рима. За порядком в этой неразберихе следили легионеры. И только ступив на качающийся понтонный мост, путники могли наконец увидеть западный берег реки, где было сердце Зойгмы.
Город карабкался по склонам высоких берегов, растянувшись на три километра вдоль реки, увенчанный храмом богини Тихе. На прибрежной полосе стояли мастерские дубильщиков, красильщиков, суконщиков. Воды Евфрата, разливаясь, случалось, утягивали за собой нехитрый скарб ремесленников. Главная городская улица шла посреди склона параллельно реке. Здесь располагался рынок, термы, храмы, административные здания. А дальше, высоко над городской вонью, стояли загородные виллы богатых торговцев и императорских посланников - обнесенные стенами с тенистыми дворами, садами, фонтанами. Может быть, сто тысяч человек жили тогда в Зойгме. Город был богаче и в пять раз больше знаменитых Помпей.
Наверное, именно так выглядела Зойгма между 30-м годом до н.э. и 260-м годом н.э., когда, расположенная примерно в тридцати километрах к северу от турецко-сирийской границы, она была одним из ключевых пограничных форпостов Римской империи; крепостью, защищавшей от нападений со стороны Парфянского царства и возникшего потом на его месте государства Сасанидов, а также международным торговым центром, не имевшим себе в то время равных.
Вдобавок ко всему это был и огромный “плавильный котел”: в городе смешались народы, культуры, религии Востока и Запада. При этом каждой из них удавалось сберечь и собственное лицо. Лишь в немногих других городах античности (например, в Александрии) можно при раскопках обнаружить столь же отчетливые следы разных культур, причем нигде они не сохранились так хорошо, как в Зойгме. Ведь город на Шелковом пути в последующие столетия практически не подвергался перестройке и поэтому не потерял первозданный облик.
#История Зойгмы начинается задолго до того, как здесь установилось римское господство, с Селевка I Никатора, полководца Александра Македонского, который после смерти императора около 300 года до н. э. основал эллинистическое государство Селевкидов. А на излучине Евфрата он заложил два поселения: на восточном берегу располагалась Апамея, названная в честь жены-персиянки; напротив нее - Селевкия, нареченная в честь него самого. Позднее поселения станут известны под греческим именем Зойгма, “город у моста”.
Географическое положение Зойгмы оказалось идеальным: #Евфрат, несущий свои воды с Анатолийского плоскогорья на юго-восток, с давних времен служил и источником воды, и транспортной магистралью, и границей. Нигде, до самого Вавилона, не было других мест, столь же удобных, чтобы подойти к реке и переправиться на другой берег. К тому же нигде Евфрат не подходит столь же близко к Средиземному морю: лишь сто шестьдесят километров отделяют его от залива Искендерон.
Около 30 года до н.э., в начале правления императора Августа, Зойгма была занята легионерами и стала частью римской провинции Сирия. С этого момента начался золотой век города. Римская империя была могущественна и богата: ее потребность в шелке, специях и других предметах роскоши, производимых в Азии, была гораздо больше, чем у эллинистических государств. А пять тысяч постоянно расквартированных в Зойгме легионеров, среди которых были выходцы из Италии, Дунайской области и других районов империи, тратили здесь свое денежное довольствие.
Торговля и солдаты значительно повысили благосостояние жителей города: греков, сирийцев, арабов, персов и римских ветеранов, которые, выйдя в отставку, решили осесть в этих местах. Но в 256 году на город с территории Персии напали войска Сасанидов и разграбили его. А вскоре после этого произошло сильное землетрясение, принесшее новые разрушения. И даже если люди после этого еще долго жили в Зойгме, от столь ощутимых ударов она так и не оправилась. В поздней античности Зойгма постепенно утратила свое значение. Где-то примерно в XI веке последние жители покинули некогда цветущий город. Его #развалины накрыла земля, и на несколько столетий он был забыт.
Город считался исчезнувшим, о нем знали только по заметкам античных географов или докладным запискам китайских ученых. Так продолжалось не одно столетие. Ученые давно подозревали, что берега Евфрата хранят много тайн. С начала XX века здесь время от времени находили античные мозаики, которые вместо музеев попадали на международный рынок предметов искусства. В 1976 году специалист по истории древнего мира из Германии Йорг Вагнер после продолжительных исследований установил точное местонахождение города. Но прошло шестнадцать лет, прежде чем археологи освободили из-под земли первые развалины.
Лишь в девяностых годах Рифат Эргеч, бывший директор археологического музея города Газиантепа (турецкого областного центра), а затем профессор Газиантепского университета, начал здесь систематические #раскопки.
В 1992 году он обнаружил античную виллу - одну из тех резиденций римской знати, что возвышались когда-то над Евфратом. Находки Зойгмы стали сенсацией: ни в одном другом городе Римской империи ученые не обнаруживали такого количества мозаик высочайшего качества. Им суждено было стать гордостью и славой Зойгмы после ее второго рождения.
Зойгма остается одним из последних относительно малоизученных античных городов. Ни один указатель не сообщает о местоположении развалин Зойгмы, ни на одной карте не обозначена та проселочная дорога, куда направляется машина, миновав квартал убогих новостроек провинциального городка под названием Низип. Позади исчезает последний грязный многоэтажный дом, и время, кажется, поворачивает вспять.
Здесь, на берегу Евфрата, располагался один из величайших городов Римской империи. Теперь на месте Зойгмы - искусственное море. Оно протянулось на пятьдесят километров в длину и на несколько километров в ширину, а глубина его составляет более трехсот восьмидесяти метров. Море появилось, когда течение реки преградила бетонная стена Биреджикской плотины, построенной в 1999 году.
Под водами этого моря навсегда исчезла часть культурного наследия Турции. Рифат Эргеч узнал о предполагаемом строительстве Биреджикской плотины только в 1994 году, через шесть лет после того, как турецкие власти приняли свое губительное решение. Ничего изменить было невозможно. Эргечу оставалось лишь обратиться за помощью к своим коллегам, чтобы успеть спасти дары древней Зойгмы.
Работа археологов тогда больше походила не на научные исследования, а на лихорадочную спасательную операцию. В общей сложности исследователи обнаружили семь больших вилл, три термы, несколько некрополей, множество мозаик, а также - #фрески, монеты, печати, оружие. Большинство находок относятся к периоду расцвета Римской империи, лишь некоторые - к раннему, селевкийскому, и более позднему, византийскому, периодам истории города.
Из уже раскопанных участков города вода пощадила немногое; три светло-желтые колонны да несколько обломков стены высотой не более полуметра сохранились от атрия той самой виллы, которую в 1992 году раскопал Рифат Эргеч. Несколькими метрами ниже виден наполовину ушедший под воду большой параллелепипед, скрывающий аккуратно вырубленные и совершенно прямые трубы каменного водопровода и небольшой бассейн. Это - терма. На одной из мозаик, украшавших ее пол и теперь уже поглощенных водой, изображена глубокая лохань, похожая на ступу для перемалывания злаков. Как попал в термы этот сюжет? Раньше ответ могли бы дать новые раскопки, теперь разгадка скрыта под волнами. Самая ценная находка ученых также уже недосягаема. Под прозрачной водой хорошо виден рисунок, наполовину покрытый коричневым илом. Вода настолько чиста, что кажется, будто мозаика находится на глубине нескольких сантиметров. На самом деле здесь около двух метров. Не так глубоко, но при ограниченных средствах археологов - глубоко чрезмерно. Достать мозаику ученые не смогут. Она покроется тиной, распадется на части или опустится вниз вдоль крутого берега, уходя все глубже под воду, И снова исчезнет - на этот раз навсегда...
Развалинам угрожало не только затопление, но и мародеры. В вилле, обнаруженной Эргечем, из мозаики с десятью фигурами вырезали шесть; их так и не удалось обнаружить. Ученые не могут в одиночку защитить бесценные находки.
Но все же кое-что им удалось сохранить. Археологический музей в Газиантепе занимает похожее на коробку здание позади футбольного стадиона. Его вечно пустые залы заставлены экспонатами банального провинциального музея: кости мамонта, ордена Османской империи, чучело крокодила. Среди этих странных предметов лежат сокровища, которых нет ни в одном другом музее мира, - #мозаики Зойгмы. Хорошо сохранившиеся картины площадью в несколько квадратных метров составлены из десятков тысяч цветных камешков. На них - истории о Дедале и Икаре; о Дионисе, едущем на колеснице, запряженной двумя леопардами; о морском владыке Посейдоне. На мозаиках и фресках, найденных в других городах бывшей Римской империи, чаще всего представлены бытовые сюжеты - гладиаторские бои или термы.
Но полы и стены вилл Зойгмы украшают сцены из мифов. Хозяин виллы, найденной Эргечем, расхаживал по мозаике со свадьбой Диониса и Ариадны: там Эрот протягивает жениху и невесте эликсир любви, здесь прислужницы подносят подарки и играют на музыкальных инструментах.
“Посмотрите, - кажется, хотят сказать эти картины, - хозяева вилл были не только богатыми, ной образованными людьми”. Но самая красивая из всех - “Цыганская девушка”. На мозаике, едва ли большей, чем лист бумаги, молодая черноволосая женщина неотрывно следит за зрителем. Особая изобразительная техника создает эффект, которого Леонардо да Винчи в своей “Джоконде” добился лишь много веков спустя.
Никто не знает, сколько сокровищ хранится в музее Газиантепа. Здание забито полностью, даже библиотека используется под хранилище, а описи фондов не существует. И все же главное, что эти #ценности удалось спасти.
В июле 2000 года, когда искусственное море почти добралось до развалин, мозаики срочно переправляли в безопасное место.
Реставраторы выбивали зубилами из полов картинки из разноцветных камешков, обертывали их льняной тканью и, свернув в рулоны словно ковры, переправляли в музей. Там с помощью кистей и потоков сжатого воздуха сначала очищали от земли и строительного раствора изнанку развернутой мозаики; заделывали небольшие дырочки, вставляя в них камешки такого же цвета. Потом заднюю сторону мозаики покрывали клеящим составом и закрепляли новым слоем известкового раствора.
Наконец, археологи перенесли мозаику на прочную панель из алюминия и стекловолокна, перевернули ее и очистили лицевую сторону....
Возродится ли Зойгма? Скорее всего на изучение даже оставшихся развалин уйдут десятилетия. До тех пор земля будет терпеливо хранить сотни бытовых мелочей, повседневные декорации, молчаливые свидетельства чужих жизней, обломки которых судьба отдала в руки наших современников.
Благодарю за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, дабы не пропустить новых "заморочек"! ))