Здравствуйте
Говорят, что писатель, который не знает, как описать что-то при помощи сравнения, никогда не станет успешным. Говорят, текст, в котором нет сравнений, прям и сух, словно полицейский протокол.
Хорошее сравнение подобно ониксу среди гальки – привлекает внимание, заставляет перечитывать предложение, как свежий глоток воздуха, дает жизнь истории и словно локомотив двигает сюжет.
Эк я завернул-то! Уж точно мне знаний не хватает.
«Да что тут знать?! – скажут некоторые писатели. – Бери да сравнивай!».
Уверяю вас, господа, не так все просто. Я сумею вас удивить. ☺ Расскажу о формуле, структуре, видах и типах сравнений, приведу примеры, а в конце познакомлю с интересными книгами о них.
Может, будет и сложновато, зато интересно и полезно. Итак, начнем…
Сравнение – «стилистический приём; уподобление одного явления другому, подчёркивающее их общий признак». Литературная энциклопедия.
Простое определение не даст нам полного понимания. Посмотрим на формулу, структуру сравнения.
I. Формула сравнения (по Князеву, Кузнецовой и др.)
Не надо запоминать все эти буковки, нам важно понять, из чего состоит сравнение.
Р → Q → Z = V
Все ясно с двумя элементами:
► объектом сравнения (Р) и стандартом сравнения (Q), – то есть одно сравниваем с другим.
Для писателя важен третий элемент: общий признак или признаки.
Именно этот элемент одновременно:
► является основанием сравнения (критерием сопоставления – по чему, по какому признаку сравниваем?), дает сравнительную информацию (что?) – Z;
► организует цель сравнения (зачем?), формирует образ – V.
Например, вот так я создал образ сильного дождя со снегом.
Р [Дождь пошел сильнее, к нему присоединился, – из вредности, наверное, чтобы доконать окончательно, – снег;] Q [словно кто-то в вышине выстирал тучи и теперь сливал пенную воду из небесного тазика]. Общий признак подразумевается.
(Мария-Мирабелла, А. Ладо)
Третий элемент может быть как в тексте, так и подтексте, но он всегда имеется в виду. Если вы не продумаете третий элемент, сравнение рассыплется как карточный домик.
По формуле определяется структура сравнения.
II. Структура
Выделяют по составу:
1). Трехчастные (трехчленные): Р → Q → Z = V, редкие по полной формуле.
Инопланетянин имел маленькие руки, словно у человеческого младенца.
2). Двухчастные (двухчленные): Р → союз (любая сравнительная единица) → Q = V
Вперед вышел инопланетянин с ручками, как у человеческого младенца.
3). Одночастные (одночленные): Q (или Р) = V
Инопланетянин вдруг вытянулся и стал выше на целую голову.
Проще:
1️⃣ Полные сравнения, то есть такие, когда в тексте есть все три элемента: объект сравнения, то, с чем он сравнивается, и признак, по которому сравнивается.
Это только в легендах герои крепки, как кремень, и дух их силен, как ледяной северный ветер. (Горький сок росы ночной, А. Френклах).
Герои сравниваются с кремнем и ветром по признаку силы, твердости.
Сегодняшнее небо примораживало взгляд, как стальная труба длинный язык.(Когда сломалась магия, Тим Яланский).
Небо сравнивается с трубой, взгляд с языком по признаку «прикосновения на морозе»
В ще́ли рассохшихся рам сочится мартовский воздух – вкусный, как пирожное с меренгой. (Цветы для людей обыкновенных, А. Ладо). Свежий воздух сравнивается с пирожным по признаку «вкусности».
2️⃣ Неполные сравнения – в них отсутствует в тексте один из элементов. Как правило, чаще всего в подтекст оправляется третий элемент – признак, по которому сравниваются предметы.
Над головой опрокинутая чаша неба без облачка. (Снегурочка, А. Ладо)
Его кожу избороздили глубокие морщины, и она стала напоминать древесную кору. (Ведьмин сын, М. Тихонова)
Её чёлка мышиного цвета печально поникла, и вся она, с острым птичьим носом и тревожными глазами, словно оплыла на стуле: оставила в покое бумажку, перестала держать спину, устало навалилась на столешницу локтями. (Дожить до понедельника, Т. Виноградова)
Опять же, повторю, всего этого запоминать не нужно, важно лишь понимать, что какой-то из трех элементов сравнения может отсутствовать. Это поможет избежать ошибок при конструировании сравнения.
Например, неправильное определение стандарта сравнения:
К вечеру пришли девушки, парни, пришел и Петя.
Получилось нелепо: Петя тут то ли парень, то ли девушка, то ли неведомая зверушка.
Сравните:
К вечеру пришли Оля, Алла, Вася, пришел и Петя. (Петя сравнивается с конкретными людьми по признаку «время прихода»).
Или ошибка, связанная с недосказанностью:
Петя стоял, как будто на краю.
Объект сравнения – Петя, стандарт сравнения – край непонятно чего, непонятен и признак, по которому сравниваются объект и стандарт.
Сравните:
У Пети кружилась голова и дрожали ноги, как будто он стоял на краю пропасти, а далеко внизу бушевал океан.
Я позже покажу самые распространенные ошибки и правила, которые помогут их избежать.
А пока далее поговорим о видах, типах сравнения. И тут нас с вами ждут удивительные открытия!
Продолжение следует
Другие статьи о языке в подборке
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература