Нередко актёр становится заложником одного-единственного образа. Успешно сыграл, завоевал популярность - и далее демонстрирует одно и то же амплуа в каждом фильме. Не произошло ли это и с Леонидом Куравлёвым? Он замечательно сыграл Жоржа Милославского и Афоню в известных фильмах, но смог ли Куравлёв адекватно сыграть криминального деятеля по прозвищу Копчёный в сериале "Место встречи изменить нельзя"? Или мы видим там всё того же разгильдяя Афанасия Борщёва?
Подозрительные совпадения
Замечали ли вы, что разговор Жеглова-Высоцкого с Копчёным-Куравлёвым очень напоминает сюжетные моменты фильма "Афоня"?
В начале знаменитой картины Георгия Данелии Афанасий Борщёв вовсю наслаждается жизнью, неоднократно проявляет нахальство по отношению к окружающим. А что мы видим в начале беседы во время игры в бильярд (2-я серия #местовстречиизменитьнельзя ?
Копчёный кривляется, дразнит оперативного работника МУРа. Он радуется жизни, потому что карманы полны денег, он только что успешно обыграл другого напарника.
- Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок!
Мне надо было бы фору у вас попросить.
- Я по пятницам не подаю.
Далее Жеглов делает педагогическое замечание, которая Копчёный принимает в штыки:
- Прожил ты свои 30 лет и всё время чего-то жрал! Крепко пил, сладко спал. А в это время целый народ на тебя горбил, обувал тебя, одевал. Воевал за тебя!
- Воспитываете? Так это зря. Поздно!
А затем Копчёный непредусмотрительно пытается задеть самого Жеглова:
- У вас, кстати, гражданин Жеглов, руки тоже не шахтерские.
- Это ты верно сказал, Копчёный...
А ведь очень похожий эпизод мы видим и в фильме #Афоня ! Когда на собрании появляется идея уволить Афоню за многочисленные антиобщественные деяния, к Борщеву домой приходит сосед, он же коллега по работе. Пытается образумить, наставить на истинный путь. Но напрасно, Афоня лишь огрызается в ответ:
- А я вот где-то читал, Борщев, что не так страшны предатели и убийцы, потому что они могут только предать или убить, а страшны равнодушные. Это с их молчаливого согласия происходят все преступления.
- Хм, поехали! Ну что вы все ко мне привязались! Что я, хуже других, что ли?! Другие что ли не калымят али не выпивают? Все так с крылышками и ходят!
В конце эпизода с Жегловым Копчёный терпит фиаско: лишается всех выигранных денег, его отправляют в КПЗ.
Финал фильма "Афоня" тоже трагичен. Его чуть было не отправляют в КПЗ (эпизод с милиционером на аэродроме). И точно так же персонаж Куравлева терпит крах своих прежних установок. Правда, его разочарования связаны не с внезапным изъятием денег, как у Копченого, а с крахом межличностных отношений, неожиданной смертью тёти Фроси и т. д.
Однако вряд ли стоит думать что Говорухин (точнее, братья Вайнеры) спародировали фильм Георгия Данелия. Скорее, здесь проявилась общая советская воспитательная установка
В общем, при просмотре сохраняется впечатление, что Копчёный - это тот же Афоня. Жизнерадостный, несколько нахальный, но добродушный.
Про особенности ролей Леонида Куравлёва можно почитать в этой статье.
Ещё несколько сходств
Немало общего можно заметить также между Копчёным и Жоржем Милославским. Оба - весельчаки, беззаботные и несколько задиристые. Оба тяготеют к криминальной деятельности.
Ещё один интересный момент. Перед задержанием Копчёный впадает в истеричное состояние. Достаёт из карманов пачки купюр и швыряет их помощникам Жеглова. Внимательные зрители сразу вспомнят окончание 5-й серии. Там Промокашка, также во время ареста, впадает в истерику и поёт блатную песню.
Видимо, это одна из находок режиссёра. Чтобы привлечь дополнительное внимание зрителей, вносится элемент психического гипервозбуждения. Это дополнительные штрихи к образу персонажей, ключи к раскрытию их характера.
Гипертимный характер
Куравлёв замечательно изображал тип личности, который в профайлинге (популярное направление в современной психологии) называется гипертимным.
Гипертим отличается повышенной весёлосттюью, гипер активностью. Это его плюсы, но есть и минусы: слабая дисциплина, неорганизованность, разгильдяйство.
Что общего у героев Куравлёва?
Можно даже пофантазировать на тему идентичности персонажа Леонида Куравлёва. В 1920-х годах Милославский невольно поучаствовал в научно-фантастических экспериментах инженера Тимофеева, в результате которых даже повлиял на исторические события 16-го века. А в 1940-х годах крутился в криминальных кругах и эффективно играл в бильярд, хотя и продул одну партию Жеглову.
Затем некоторое время работал шофёром на алтайских дорогах в 1960-х годах, потом вернулся в Москву и переквалифицировался в сантехника. Некоторое время там успешно разгильдяйствовал под именем Афанасий Борщёв.
Дальнейшая судьба не менее извилиста и затейлива. В 1980-х Жорж-Афоня трудится в конструкторском бюро под именем Миши Дятлова ("Самая обаятельная и привлекательная"), а также охраняет оборванный провод высокого напряжения ("Опасно для жизни").
А что вы думаете о роли Леонида Куравлёва в сериале "Место встречи изменить нельзя", и о других его ролях? Насколько однообразно его персонажи?
Статья:
Хорошо ли сыграл В. Конкин В. Шарапова в сериале "Место встречи изменить нельзя"? Или Шарапов должен быть совсем другим?