Вновь досталось первому заданию, которое почему-то уехало на 3 место. Многострадальный комментарий в сочинении ЕГЭ тоже затронули, срезав балл и вернувшись к 5 максимальным. А с новой системой оценивания заданий № 8 и № 26, которая раньше была четкой и прозрачной, теперь не каждый разберётся сразу… Об этих и некоторых других моментах, которые изменились в КИМе ЕГЭ по русскому языку, давайте поговорим подробнее.
1. Глобальных изменений нет.
Это очень радует, особенно на фоне ситуации с итоговым сочинением.
Количество заданий осталось прежним: 26 тестовых и одно задание с развёрнутым ответом № 27. Однако задание № 1, представляющее собой стилистический анализ текста, зачем-то переместили на позицию № 3, вытеснив оттуда задание, требующее верно определять лексическое значение слова и живущее там очень долго. Оно теперь идёт под номером 2. На первом же месте оказалось прошлогоднее задание № 2. Всё остальное осталось по-прежнему.
2. Усложнили задание № 2. Теперь вместо значений одного слова даётся 5 разных слов.
Очень долго задание №2 (бывшее №3) оставалось без изменений. В нём для анализа предлагался фрагмент словарной статьи, где были даны значения одного слова: от 4 до 7. Выбрать необходимо было только одно - то, которое реализовалось в предложенном тексте. Теперь же на выбор предлагают 5 слов со значениями, а в задании сказано: «Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте». В этой формулировке следует обратить внимание на множественное число слова «варианты». Вероятно, теперь количество ответов не будет ограниченным. Может, таких слов будет 2, или 3, или все 4.
3. В № 4, таком привычном и предсказуемом, задание стало противоположным: нужно найти варианты верной постановки ударения.
Так же, как и задание № 2, номер 4, посвящённый орфоэпии, долгое время оставался чем-то незыблемым. Раньше ученикам требовалось найти одно слово с ошибочной постановкой ударения, что они и делали с успехом. Процент выполнения № 4 был очень высок. Теперь же задание звучит так: "Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук". Вновь обращаем внимание на слово "варианты". Их будет несколько. Это усложнение, которое "бьёт" по внимательности и требует от ученика максимальной концентрации.
4. Изменениям вновь подверглось задание № 9.
Теперь не нужно искать ряды слов, в которых безударные гласные корня относятся к чередующимся, проверяемым или непроверяемым. Необходимо просто вставить буквы и выбрать ряд, котором пропущена одна и та же буква. То есть задание унифицировалось и звучит так же, как в №10. Глядя на эти эволюции, ещё раз хочется философски заметить, что новое – это хорошо забытое старое.
5. За № 8 теперь не дают 5 баллов.
На мой взгляд, весьма неоднозначное и странное изменение. Теперь за это задание, выполненное без ошибок, можно заработать только 3 балла против 5 прежних! Почему 3 – загадка. А объяснение системы оценивания – это нечто. Читается как детектив с лихо закрученным сюжетом. Судите сами:
По факту, систему оценивания ужесточили, ведь теперь за одну ошибку из 5 ставят 2 балла. Ранее же можно было получить 4 балла из 5 возможных.
6. За № 26 тоже отняли один балл и уравняли его «по ценности» с № 8.
Вместо 4 первичных баллов по новой системе оценивания за №26 ставят 3. За одну ошибку также снимается 1 балл, за две – два балла. Зачем было таким образом изменять систему оценивая, которая работала годами, неизвестно.
7. За комментарий в сочинении вновь дают 5 первичных баллов.
Ещё одно изменение в духе возвращения к прежним стандартам. Балл за верное определение смысловой связи между примерами-иллюстрациями убрали, а в «Критериях оценивания ответа на задание №27» дали такое указание: «1. Если экзаменуемый при комментировании проблем исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается». Это вполне разумно: назвал связь – объясни, почему она именно такая. Не сделал этого, использовав ни к чему не обязывающее клише: «Примеры дополняют друг друга», - теряй баллы.
Общий вывод
Количество первичных баллов за всю работу уменьшилось – 54 против 58 в прошлом году. Несколько повысилась сложность заданий № 2 и № 4, в остальных - осталась на прежнем уровне. Ничего принципиально нового в КИМ не ввели. Можно смело продолжать работать!
Анна Терехова
Поддержать канал:
Все материалы канала собраны здесь: