Найти тему
Вход в будущее

О пассионарности и субпассионарности

Приводимый ниже текст прислан нам Е. А. Евтушенко в качестве продолжения об основных понятиях теории этногенеза Льва Гумилёва. Замечу, однако: теория – теорией, но в ней должно быть то, что может нам пригодиться для осмысления и корректировки нашей практической жизни. Что же это? Читаем и разбираемся вместе.

Илья Глазунов. Раскулачивание
Илья Глазунов. Раскулачивание

Пассионарии, как мы помним, это люди сверхэнергичные, часто захваченные той или иной идеей. Их высший предел – жертвенность. (См. на канале предыдущую статью «Что такое пассионарность».)

  • Но кто такие субпассионарии? Субпассионарии – это люди с отрицательной пассионарностью, слабоэнергичные. Их поступками, писал Гумилёв, управляют импульсы противоположные пассионарности – инстинкты. Это бомжи, «алкаши», мелкие преступники («украл, выпил – в тюрьму»), профессиональные нищие и просто бездельники. Они могут быть даже наемными солдатами, – но плохими, их набирают, когда других нет. Это мародеры и уголовники, которые «грабят мирное население и обшаривают карманы убитых». В смутные времена, как и во времена упадка (этнической старости), их становится особенно много.

Гумилёв приводит в пример римскую «чернь» в последние века существования империи. Разложившиеся потомки римских граждан, скопившиеся с I века в Риме, являли собой толпу дармоедов и бездельников. Они не хотели работать, не хотели воевать – они хотели «хлеба и зрелищ». И все это им давало правительство, боясь, что субпассионарные толпы поддержат любого пассионарного авантюриста, желающего совершить переворот, если тот пообещает им дополнительную выдачу хлеба и более шикарное представление в цирке. Их девизы: «Жизнь для себя, и сегодня, а не завтра» и «Не стремись ни к чему такому, чего нельзя съесть или выпить».

  • Субпассионарии ленивы, пассивны, и принципиально эгоистичны. Они не меняют мир, как пассионарии, не сохраняют его, как нормальные люди, а существуют как паразиты за его счёт.*

Результатом снижения пассионарности явилось взятие Рима готами в 410 году (Аларих), причём готов было гораздо меньше, чем боеспособных римлян, не говоря уже обо всей Италии. Весьма показательно, что когда готы ушли, граждане Рима вынесли на общее собрание вопрос не о том, как наладить обороноспособность, а о проведении представлений в цирке! В 455 г. вандалы (Гензерих) легко учинили резню среди римских субпассионариев, «которых как-то не хочется жалеть». После вандальского погрома Рим уже не оправился.

То же самое произошло в Византии. В 1204 году Константинополь был взят и страшно разрушен крестоносцами. В 1453 г. столица Византии пала окончательно под натиском турок-османов.

  • Такие последствия даёт утеря пассионарного напряжения этноса, то есть уменьшения числа пассионариев, почти полная замена их субпассионариями. Лозунги «живи одним днем!» и «бери от жизни все!» – путь к гибели. (Подробнее см. в книге гл. «Фаза обскурации»)

Когда этнос молод и силён, субпассионарии почти не видны, пассионарии и здоровые обыватели не позволяют им безобразничать, и в случае чего отправляют их на исправительные работы или в тюрьму. Но когда этнос стареет (фаза обскурации) или болеет (фаза надлома), субпассионарии быстро размножаются и начинают учить других, как надо жить.

  • Описывая феномен пассионарности и субпассионарности Гумилёв говорил, что не следует смешивать отмеченные градации с делениями классовыми и сословными, так как любое из них может включать в себя все степени пассионарности.

Например, если посмотреть внимательнее на большинство чеховских персонажей, в том числе, на плачущих интеллигентов и дворян из «вишнёвых садов», то мы увидим, что они очень похожи на субпассионариев. Конечно, это вовсе не уголовники Гиляровского, и не горьковские бомжи и алкоголики из пьесы «На дне». Это, можно сказать, аристократы среди субпассионариев. У них, как отмечал Гумилёв, даже есть пассионарные замыслы: «Мы начнём новую жизнь! Мы будем работать, работать!!» или «Поедем – в Москву, в Москву!!» Но при всех своих мечтаниях шевелиться они не хотят, а только всё время ноют и занимаются мазохизмом. И всем им невыносимо скучно.

  • Так происходит постепенное вырождение этноса. И быстрее других начинает загнивать «голова» – политическая элита и интеллигенция. Поэтому правящий класс приходиться периодически чистить, а иногда – радикально обновлять. Дворянин Обломов – субпассионарий, но его предки, служилые дворяне, были типичными пассионариями. Они завоевали и обустроили те земли, которые, спустя несколько веков, растеряли их слабосильные потомки.

Если обратиться к нашей истории (с XIV в.), то наибольшее количество субпассионариев мы наблюдаем в разгар фазы надлома, в конце XIX - нач. XX вв. (перед революцией 1917 г.). И затем – в конце XX - нач. XXI вв. – при выходе из надлома (приблизительно, с 1970-80-х до 10-х годов нашего века). Старшее поколение это помнит.

Гармоничные люди (обыватели)

Гармоничные люди составляют подавляющее большинство в составе здорового этноса. Это «особи энергоуравновешенного типа», импульс пассионарности у гармоничных людей равен импульсу инстинкта самосохранения. Они физически и психически полноценны, работоспособны, но не сверхактивны. Жертвенность им не свойственна. Сгорание пассионариев таким людям чуждо и антипатично. Мещанский девиз: «Моя хата с краю…» очень часто находит понимание у гармоничного человека. Поэтому, чтобы его сдвинуть с места и вывести за пределы привычного круга «дом-семья-работа-пиво-футбол» необходим некий толчок извне.

«Однако, – говорил Гумилёв, – люди этого склада крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионарности, когда пассионарии выходят за пределы целесообразности и начинают не созидать, а разрушать (при «перегревах»), они умножают материальные ценности по уже созданным образцам».

  • Гармоничные люди играют важную роль «стабилизатора», поддерживающего этническую традицию (т. е. стереотип поведения и культурные коды). Кроме того, производя необходимую работу, они связывают этнос с кормящим ландшафтом, что является непременным условием сохранения этнического своеобразия. Достаточное количество гармоничных людей в составе этноса – залог его внутренней устойчивости.

Иногда, при описании исторических процессов Гумилёв включал в число гармоничных людей пассионариев с низкими степенями пассионарности, стремящихся к успеху и благоустройству без риска для жизни (см. в книге приложение А). Это известный нам тип оборотистого кулака – мелкого (среднего) бизнесмена. Или «карьериста» из среднего класса.

Вообще, гармоничные люди могут вполне обходиться и без пассионариев, но до тех пор, пока не появится внешний или внутренний враг. Гумилёв приводит такой пример. В Исландии потомки воинственных викингов постепенно утратили пассионарность. В XII веке они прекратили заморские походы, в XIII веке закончились внутренние распри. А когда в XVII веке на остров с двух кораблей высадились алжирские пираты, то они не встретили никакого сопротивления. Мирные исландцы позволяли жечь свои дома, насиловать жён, забирать в рабство детей, но не нашли в себе решимости взяться за оружие. Их просто некому было организовать и бросить в бой.

  • Таким образом, Гумилёв наметил три градации убывающей пассионарности. Хотя, очевидно, что наряду с предложенными Гумилёвым тремя пассионарными типами могут встречаться и промежуточные типы – между пассионариями и гармоничниками, гармоничниками и субпассионариями. То есть, данное деление является приблизительным, железных рамок здесь нет.

А теперь посмотрим, как пассионарность проявляется в современном мире. Но прежде напомним, что в процессе этногенеза (1200 – 1300 лет, редко – 1500) народы последовательно проходят фазы: подъёма, перегрева (акматическую), надлома, инерции (цивилизации) и обскурации (умирания). Хотя бывают и исключения – зигзаги и обрывы этногенеза.

Первые 500 – 600 лет пассионарность растёт и в перегреве достигает пика. В надломе (150 – 200 лет) этнос болеет – пассионарность обвально снижается с максимального до среднего уровня. При этом происходит раскол этноса, и резко увеличивается количество субпассионариев. В фазе инерции происходит небольшой подъем пассионарности, наступает стабилизация, в государстве наводится порядок. Затем следует медленный, незаметный спад: «Этнос жиреет и постепенно слабеет» (около 300 лет). В обскурации происходит окончательное угасание и разложение, когда переполненный субпассионариями этнос проедает накопленные в фазе инерции богатства (около 150 лет, иногда больше). Это кривая разгорающегося и остывающего костра, похожая на остроконечную гору с плавно спускающейся подошвой (справа). (См. в книге Приложение А.)

  • Если по завершению витка этногенеза этнос не распадается полностью, то он превращается небольшой реликт с нулевой пассионарностью. Таковы индейские племена Амазонии, народы Севера, а так же многие аборигены Африки, Австралии, Океании.

Гумилёв принципиально не применял свою теорию к новейшей истории XX века, а, тем более к современности (он умер в 1992 г.). Ученый всегда говорил, что в своих исследованиях дальше XVIII века не заходит, поскольку имеется опасность ошибки из-за аберрации близости. («Большое видится на расстоянии».)

Но мы все-таки возьмем на себя смелость и посмотрим на состояние современных этносов (суперэтносов) через призму пассионарной теории этногенеза. Есть ряд признаков, по которым, глядя на тот или иной народ, можно почти безошибочно определить его уровень пассионарности.

Наиболее яркие признаки высокого уровня пассионарности этноса (суперэтноса): 1) воинственность, стремление к экспансии; 2) высокая религиозность (или идейность); 3) активное размножение.

Кроме того, это опора на свою собственную, национальную культуру, при разумном (иногда неразумном) заимствовании из других культур. А так же опора на традиционные, «патриархальные» ценности – крепкую семью, коллективизм, любовь к своей Родине и готовность умереть за нее.

  • Высокая пассионарность – это суровость нравов и понятие о чести, которая за деньги не продается.

Разумеется, все это с учетом национальной религии, культуры, географического (климатического) положения этноса, а сегодня еще и разрушительного фактора глобализации.

Признаки низкой или отрицательной (ниже нуля) пассионарности – все то же самое, но с обратным знаком. Тут, как правило, закономерность простая – чем больше социального паразитизма, «пацифизма», феминизации, гомосексуальности и атеизма – тем ниже пассионарность. (Причем, наличие в этносе организованных антисистем (пятой колонны и пр.) ускоряет естественные процессы этнического разложения.)

Например: у персов, вьетнамцев, корейцев, чеченцев пассионарность высокая; у турок, сербов, казахов – средняя (плюс-минус); у французов, голландцев, шведов и др. – низкая, а где-то уже отрицательная (при засилье субпассионариев, извращенцев, на фоне возрастающего влияния мигрантов).

На уровне суперэтносов картина такая: Китайский-4, Индийский-3, Арабо-исламский-2 и Латиноамериканский суперэтносы (последние два складываются) – высокопассионарные. В Западном суперэтносе (уже распадающемся) – Зап. Европа, США, Канада, Австралия – низкая пассионарность, за исключением восточных немцев, американских «реднеков» и немногих других. В самом малочисленном и рассеянном суперэтносе – Еврейском, который Гумилёв называл «блуждающим суперэтносом», – высокая пассионарность (подробнее см. гл. «Возрасты этноса»).

Остается еще один, суперэтнос – Российский. Что у нас? В Российском суперэтносе, состоящем из русских, украинцев (без западных), белорусов и множества коренных народов России (с XVI – XVII вв.), – средняя пассионарность. Это немало.

  • При этом внутри Российского суперэтноса своя градация: у русских, татар, башкир, якутов и многих других – средняя пассионарность (плюс-минус); у малороссов – ниже среднего; у эвенков, ненцев, хантов и большинства др. северных народностей – нулевая. Причем, у метисов в первом-втором поколении, пассионарность, как правило, выше среднего. (Заметим, что это и есть наш секретный «этнический реактор», который дает положительный пассионарный эффект, при достаточной комплиментарности (совместимости) сторон.)

Вывод: Современный Российский суперэтнос вполне жизнеспособен, поскольку со средней пассионарностью тоже можно жить, и даже очень хорошо, так как средняя энергия лучше поддается координации. Нам лишь остается преодолеть последствия фазы надлома (XIX – XX вв.), то есть – красно-белого и др. расколов – и сплотиться. Но это – дело времени. Уже ближайшего времени. (См. гл. «Фаза инерции»)

*Примечание 1. Многие читатели путают субпассионариев с антисистемщиками. (Так как, Гумилёв не дал развернутого определения антисистемщиков, он только описал само явление антисистемы.) Дело в том, что и те и другие – паразиты, но ленивые субпассионарии разрушают этнос снизу, а энергичные антисистемщики, как правило, сверху, так, как при ослаблении этноса проникают во власть, СМИ, культуру и т. д.

***

На основании всего прочитанного, появилась простая (понятная многим) мысль: чем дольше во властной элите будут находиться антисистемщики (либералы), тем стремительнее будет уменьшаться пассионарность русского этноса, а значит – его жизнеспособность. Нужна полная зачистка высоких кабинетов власти, и она уже идёт. Правда темпы у нее небольшие, поскольку без последствий для социально-экономической системы провести кадровую выбраковку управленческого аппарата (сформированного ещё во времена Ельцина), не получится. Резкие движения в этом направлении могут привести (по мнению Хазина) к «восстанию элит» и последствия могут быть непредсказуемыми. Поэтому начинать нужно не с зачистки, а с изменения самой системы государственного управления в сторону усложнения. Только в этом случае начнётся смена (естественная) элит. Модель управления, выстроенная по принципу властной вертикали, себя давно изжила. Нужна новая, более сложная, а значит и более устойчивая модель. Только в этом случае можно будет гарантировать экономическое развитие, стабильность жизни и приумножение русского народа, а значит, благополучие и других коренных народов России.
Войти в будущее можно только с опорой на нашу традицию, в основании которой лежит Православное Христианство!