Найти тему

Наивная наука: школьница пишет исследование об истории танца

Моя читательница Тайна печати прокомментировала мою публикацию «Упорядоченные мысли о танцах»:

Если бы я писала научный трактат на выбор, я выбрала бы тему «Происхождение танца»...

И я стала искать автора такого трактата. Находка была необычной и очень симпатичной: Алина Полотнянщикова, ученица 9 класса МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области». В 2018 году она написала исследовательский проект по теме «История возникновения и развития танца» под руководством учителя искусства Мальковой Д.Г. Это просто великолепно! Привожу здесь дословно результат этого похвального труда.

* * *

1. Введение. Цели и задачи

Почему я выбрала данную тему проекта? Потому, что с раннего детства я занимаюсь в танцевальном кружке в ДДТ «Гармония», мне всегда нравилось танцевать. С помощью танца человек получает возможность самовыражения, может выражать в движении под музыку своё настроение, а может быть и настроение того, кто написал музыку для танца. Сегодня вокруг звучит много разной музыки, а так как молодёжь любит танцевать, двигаться под современные мелодии и ритмы, то наиболее популярны сегодня дискотечные композиции. Я люблю танцы разные, поэтому в моём репертуаре и современные танцы, и такие, в которых преобладают мелодии, ритмы, движения прошлого времени. Вполне возможно, что с танцем я не расстанусь до преклонного возраста, т.к. считаю, что любовь к танцевальному искусству в моём сердце навсегда. Для работы на данную тему я наметила следующие цели:

1. Узнать как можно больше информации про зарождение танца с давних времен.
2. Разобраться в танцевальных направлениях и стилях разных эпох.
3. Узнать о современных тенденциях развития танца.

Задачи:

1. Образно проникнуть в давние времена и узнать, как зарождалось танцевальное искусство.
2. Выяснить, каковы особенности искусства хореографии.
3. Узнать, какие танцы популярны сегодня.
4. Определить, что я могу сделать для развития танцевального искусства в нашем городе?

2. Что же такое танец? Историческая справка

Танцем называются ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением, вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. Танец непосредственно связан с музыкой. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца. Профессиональный танец, достигнув высокого развития, стал основой классического танца. Танцевальное искусство ещё называют хореографией- от др.-греч. χορεία — хороводная пляска, хоровод + γράφω — записывать, писать — искусство сочинения и сценической постановки танца, исполнения его. Танец – потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Скорее всего, первым примером планомерного использования танца было сопровождение сказания мифов. Танец мог использоваться для выражения различных чувств, эмоций, настроений. Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры.

3(а). Что представлял собой танец в античности?

Древнегреческие танцевальные композиции являлись воплощением единства телесной и душевной красоты, вне зависимости от эпохи. При помощи танца под аккомпанемент прекрасной мелодии люди могли прикоснуться к Божественному. Человек античности очень строго ощущал гармонию земного и Божественного и пытался отыскать ее в себе и в окружающем мире.

Античные танцы
Античные танцы

Хореография Древней Греции отличалась довольно строгим соблюдением ритма, который придавал фантастическую «правильность» всему действию и создавал неподражаемое зрелище. Танцевать в Древней Греции умели практически все, ведь учебная программа в школах предусматривала обязательный урок танца. В Древней Греции были танцы гражданские, сценические, домашние, обрядовые и священные. Последние в основном посвящались Афине, Афродите и Дионису. Самым ярким представителем гражданских плясок являлся пирриха, то есть военный танец с применением оружия имитировавший различные приемы боя. Военные пляски использовались для воспитания чувства долга, боевого духа, который был необходим в сражениях. Особой замысловатостью отличались сценические пляски, которые отдельно создавались под каждый жанр театрализованных представлений. Основывался такой танец на создании особого такта, который отбивался ногами при помощи специальных деревянных или железных сандалий. Дополнением всей хореографической постановки служили кастаньеты из устричных раковин, которые надевались на средние пальцы.

3 (б). Каким было искусство танца в Средневековье?

До того момента, когда жизнь средневекового человека перешла под управление церкви, танцы представляли собой простую импровизацию, не насыщенную смысловой нагрузкой. Такой танец не обладал конкретной структурой и исполнялся в основном во время разнообразных языческих празднований и различных торжеств. У человека Средневековья был огромный страх перед смертью, что обусловлено многочисленными войнами, болезнями, стихийными бедствиями. Поэтому танцы были необходимы людям для своеобразной разрядки, это было мощное оружие в борьбе с всеобщей депрессией и отличный способ отвлечься от насущных проблем и развлечься.

От греческого дифирамба произошел такой танец, как кароль. Он представляет собой танец-песню, который в свое время пользовался очень большой популярностью и изначально исполнялся только в майский период, но вскоре стал неотъемлемой частью любого праздника и торжества. Самым излюбленным он был в Англии и Франции.

Следующий момент в развитии танцевальной культуры во времена Средневековья пришёл из Южной Франции в конце 13 в. в виде формирования новых видов и стилей хореографии. Вскоре любовь к этим танцам «поглотила» всю Европу. Новые танцы и пляски отличались от предыдущих своей структурой и концепцией. Они уже ничего не имитировали и служили неким оружием в сражении за сердце дамы. Именно в эту эпоху возникла традиция поклона, реверанса, преклонения колена, а ещё стало хорошим толчком к зарождению парного придворного танца. Со временем танцу начали уделять все больше внимания, и вскоре пляски стали предметом негласного соревнования среди королей и знатных особ, которые устраивали бассадансы, маскарады, всевозможные балы и торжественные шествия. Самым красочным и эффектным можно назвать танец с факелами, который устраивался по особым случаем и торжествам. Средневековая танцевальная культура была довольно насыщенной и красочной.

С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. Ритуальный танец практически исчезает. В Европе начинается «танцевальная революция», когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала, где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене. Примером староевропейского танца является бранль, павана, аллеманда, фанданго, сардана. Вместе с цыганами приходит танец фламенко. В Польше распространение получил краковяк. Сальтарелло – один из самых динамичных и энергичных итальянских танцев.

3 (в). А что происходило с танцем, хореографией в Новое время?

В 1589 году появляется танцевальный учебник Туано Арбо, который свидетельствует о появлении классического танца. В XVII веке появляется балет, с такими характерными танцами как менуэт и контрданс. В 1713 году в Париже была учреждена первая балетная школа, занятия которой проводились в Королевской опере. В XVIII веке появляется вальс, болеро и кадриль, а в XIX веке - полька. Известной балериной XIX века была исполнительница роли Жизель Карлотта Гризи. В 1830 году в Париже появился сценический женский танец канкан, отличительным элементом которого были энергичные махи ногами, поднятие юбок и эффектный шпагат в конце. Известной исполнительницей канкана была Ла Гулю. В 1892 году появляется танец нового стиля модерн , который в последствии развила и популяризовала Айседора Дункан. В 1911 году образуется Русский балет Дягилева, в котором активное участие принимали Вацлав Нижинский и Матильда Кшесинская. В 1934 году Ваганова публикует работу «Основы классического танца».

3 (г). Каковы были танцы в ХХ веке?

Из многообразия танцевальных стилей 20-го века можно выделить такие, как танго, румба, ламбада, контемп, хип-хоп и еще много других. На основе этих танцев возникают новые танцевальные направления. Такое разнообразие танцев доказывает, что 20-й век – это не только научно-технический прогресс, но и огромный шаг вперед в культуре, искусстве и развитии общества в целом. Балет как сложнейшей в хореографии перенёс свою популярность из 19 в 20 век.

Наибольшей популярностью у разных слоёв населения стали некоторые динамичные, яркие танцы. Сальса – один из самых популярных видов танца в 20-м столетии. Этот латиноамериканский танец возник на Кубе еще в далеких 20-х годах и с тех самых пор является наиболее популярной хореографической композицией. Этот танец способен заставить наслаждаться жизнью и видеть мир только в ярких красках. Сальса имеет несколько направлений: ча-ча-ча, румба, бокача, мамбо и другие.

Танго – невероятно красивый и страстный танец с аргентинскими корнями. С момента своего возникновения, а именно в 19-м веке, он стал самой популярной и излюбленной хореографической постановкой во всей Аргентине, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и т.д. Этот танец вскоре «зажег» всю Европу, Америку и весь мир в целом. Танго в 20-м веке являлся даже неким культом – создавались целые ансамбли, вечеринки, посвященные именно ему, и музыкальные композиции, написанные специально под танго.

В начале 20 века также сформировались стиль модерн и свободный танец, движения в нём отличались свободой, легкостью и имели элементы древнегреческих поз и жестов. Отличительными особенностями танца и стиля модерн является отказ от прямых, классических линий и форм в пользу более естественных, «природных», а также интерес ко всему новому. 20 век - время расцвета русского балета. Балет «русских сезонов» Дягилева произвел настоящий фурор в Париже и во всем мире. Это был не просто балет, это было уникальное соединение хореографии, музыки, декораций и мастерства танцоров.

Что касается танца хип-хоп, то он возникает в афроамериканских неблагополучных кварталах Нью-Йорка в конце 60х. Изначально хип-хоп культура и танец ориентировались на вечеринки и отдых, позже хип-хоп культура была проникнута агрессивно-вызывающими текстами социального рэпа, отражающего суровую действительность и постепенно просочилась в массы, в шоу-бизнес. Танец хип-хоп, соответственно, делится на old school (старая школа хип-хопа) и new style (новая школа, новый стиль). К старой школе относится popping, locking, breakdance, а новая школа представляет более коммерческий хип-хоп с добавлением разнообразных стилей хореографии-- джаз-танец, контемпорари-дэнс, эстрадный танец и др. Танец хип-хоп является очень популярным в наше время и его можно увидеть везде – в различных шоу, музыкальных клипах, перфомансах и т.д. Основанный на сложных трюках и акробатике, он является достаточно сложным в исполнении.

3 (д). Какие танцы, их стили популярны в наши дни?

Лично я думаю, что самые популярные стили танцев в наше время- это хип хоп, Danceholl, Vogue и Contemporary. Сейчас я хочу немного рассказать про эти стили.

Про хип-хоп я уже говорила, поэтому начну с Danceholl. Я сама занимаюсь разными танцами и мне приходилось танцевать в таком стиле. Это один из моих любимых стилей в хореографии. Dancehall – это уличный ямайский танец, зародившийся в 60-х годах прошлого столетия. Именно на улицах Кингстона (столица Ямайки) создавались новые музыкальные ритмы и техники движений. Это динамичный танец, который показывает свободу и раскрепощённость любого, кто его исполняет. Ведь именно этнические движения африканских переселенцев стали основой для популярного танца. Отличием от других танцевальных стилей служили техничные движения бедрами.

Дальше хочу рассказать про Vogue. Я знакома на практике с этим направлением, это мой любимый стиль хореографии. Стиль танца Vogue обозначился приблизительно в 30-х годах прошлого века. Родом он из Америки. Изначально этот танец появился в Гарлеме, в Нью-Йорке, когда многие мужчины нетрадиционной ориентации стали на балы надевать женскую одежду. В 70-х годах этот танец претерпел некоторые изменения, в нем стали выделять не одежду, а стиль того, кто его исполнял. Главной его особенностью является секундное замирание исполнителя, а после продолжение его движения. Сами танцоры очень напоминают позами и походкой моделей и кинозвезд. Можно сказать, что танец построен на зрелищности и откровенности.

Следующий стиль современности – это контемпорари. Контемпорари- дэнс, являющийся дальнейшим развитием танца модерн, появился в танцевальных школах США и Европы в 60-х годах XX века, в России же возникает лишь в 80-х годах. Его основу составляет техника импровизации, а также движения, заимствованные из джаз-танца, йоги, восточных единоборств и прочих танцевальных техник.

4. Каковы тенденции в искусстве танца сегодня?

Проанализировав особенности сегодняшнего балета, можно отметить такую тенденцию, как стремление к большей динамичности, эмоциональности, появляется много резких, на первый взгляд простых движений. Костюмы танцоров балета упрощаются, стилизуются, появляется больше костюмов, напоминающих вторую кожу танцора, это позволяет показать зрителю всю сложнейшую работу человека в танце, все движения его тела, каждой мышцы. Многие современные балеты ставятся на современную, современную музыку отдельных композиторов или рок-, поп-групп.

В молодёжной среде популярные танцы исполняются на концертах, фестивалях. Здесь отмечено стремление к яркости костюмов, эмоций, к очень выраженной динамике в движениях. Танцевальных движений в минуту стало гораздо больше, чем в конце 20 века, а если сравнить с 18-19 веком, то понимаем, что те танцы – это уже далёкий пример элегантности, неторопливой грации, спокойной чувственности, душевности. Сегодня хореографии всего этого, на мой взгляд, не хватает. С другой стороны, сравнивая дискотечные танцы конца 20 века с нынешними молодёжными танцами, можно отметить как раз то главное, что есть в танце – самовыражение, экспрессия. Это могут быть свои, придуманные движения наряду с какими-то стилевыми движениями, синтез различных стилей. На танцполе клуба человек может танцевать и в одиночку, и вдвоём, и в большой группе, при этом танцуют даже те, у кого не особенно развит музыкальный и ритмо-темповый слух, но человек хочет танцевать – и танцует, уносясь в мир танцевальной музыки.

Думаю, что в ближайшие годы искусство танца будет усложняться. Ещё будет возрождаться народное танцевальной искусство, которое сегодня не особенно популярно, но каждый народ стремится к сохранению своих исторических корней, национальной культуры, а танец является неотъемлемой частью культуры народа. Мне бы очень хотелось разучить какой-нибудь танец, который был в эпоху СССР в репертуаре ансамбля «Берёзка». А пока я исполняю разные современные танцы, был в моей практике классический вальс. Я хочу освоить много других танцев различных стилей и разных эпох.

5. Каков мой личный вклад в популяризацию хореографического искусства?

Я давно занимаюсь в хореографическом кружке, чаще всего танцую в группе. Мы выступаем на школьных праздниках, танцуем за честь школы на фестивале детского творчества «Браво, дети!», часто занимаем призовые места. С группой из ДДТ «Гармония» мы побывали на танцевальных конкурсах в Саратове, Москве, получали Грамоты, Дипломы- награды за победы. Своим друзьям и близким я показываю фотографии, видеофильмы с нашими выступлениями, рассказываю младшим школьникам о красоте, пользе, популярности танцевального искусства, помогаю ребятам из начальных классов при постановке танцевальных композиций к праздникам в классе. Я хочу, чтобы искусство танца понимали и ценили люди разного возраста.

6. Вывод.

Раньше я не знала столько интересных исторических сведений о танцах, об искусстве хореографии. Всегда хотелось танцевать, двигаться под музыку, создавая единую гармонию мелодии, ритма, настроения, умения владеть телом, передавать жесты так, как чувствуешь, как умеешь. Совершенствовала свои умения. Уроки, репетиции, занятия, выступления… А когда начала изучать историю танца, то обнаружила, что это не только полезно, но и очень интересно! Народные танцы, балет, контемпорари- дэнс, и т.д. – столько разнообразия, и древность, и современность… Я рада, что выбрала такое интересное, вечное и динамичное искусство – искусство танца!

Моё знакомство с танцем и на практике, и теоретически будет продолжаться. А пока думаю, что бы ещё прочесть о хореографии? Какой фильм посмотреть, где красота и грация, музыка инструментов и музыка тела сливаются воедино?..

7. Информресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Танцы_в_Древней_Греции

http://www.letopis.info/themes/dancing/tantsy_v_drevnej_gretsii.html

http://www.letopis.info/themes/dancing/vidy_srednevekovyx_tantsev.html

* * *

Ну что ж, браво, Алина, так держать! Танцуй и пиши, пиши и танцуй.

#история танца #исследование школьницы #наивная наука