Пару лет назад мне стало скучновато вести классические уроки-беседы. Я решил проявить фантазию и попробовал провести урок в формате игры "Кто хочет стать миллионером". В данной статье я подробно расскажу как все организовать, чтобы в течение целых двух уроков дети в удовольствие работали и получали знания. Готов? Поехали!
Для начала, давай я расскажу, что ты получишь после проведения игры:
- Игра подходит к любому предмету. (Ладно, ладно, с физкультурой могут быть сложности).
- Почти каждый ученик получит по две заслуженных оценки. Если у тебя один урок в неделю, это может стать твоим спасением в конце четверти.
- Каждый ученик 100% узнает что-то новое и запомнит это на какое-то время. Такова уж механика игр — если в них интересно играть, это впечатления остаются в памяти. Заодно и знания.
- На протяжении двух уроков весь класс будет вовлечен в работу. Никаких проблем с дисциплиной и вниманием. Вспомни, когда последний раз такое бывало?
Хочу предупредить: чтобы игра прошла как по маслу, потребуется некоторая подготовка и знание подводных камней. Но ты не бойся, я обо всем расскажу. Начнем с главного.
Правила игры.
В оригинальной игре с ТВ каждый участник в погоне за миллионом должен был пройти путь длиной в 15 вопросов. В каждом по четыре варианта ответа. Мы же находимся в школе, так что биться наши ученики будут за оценки. Время на уроке не резиновое, так что ограничимся пятью вопросами. Логика простая — оценка равняется количеству правильных ответов. Старайся соблюдать временной лимит, не больше пяти минут на каждого участника.
Как и в оригинальной игре, для ответа на вопросы можно использовать три подсказки:
- 50/50 — учитель вычеркивает два варианта ответа. Самая простая и скучная. Тебе надо просто оставить два варианта. Будь внимательным и не убери случайно правильный :)
- Помощь зала — класс голосует за правильный вариант ответа, ученик решает, прислушаться к результату или нет. Эта подсказка стимулирует общее внимание классе и не дает ему расслабиться. Очень полезна с методической точки зрения.
- Звонок другу (моя любимая) — ученик может спросить у любого ученика в классе ответ на вопрос. А если хочет, то может позвонить кому угодно. Почему она самая любимая? Потому что некоторые дети звонят посреди урока своим родителям и за минуту пытаются объяснить сам вопрос и тот факт, что они прямо на уроке во что-то играют. Как правило, такие разговоры вызывают кучу эмоций в классе, особенно если идут по громкой связи. А эмоции рулят, потому что вместе с ними отлично усваиваются новые знания.
Подготовка к игре (урок 1).
Итак, как же организовать игру? С чего начать и в каком порядке делать?
Для начала, выбери большую тему, по которой ученики будут проводить игру. Раздели её на пять блоков. Я, например, брал тему гражданского права и делил прямо по параграфам учебника: право- и дееспособность/наследование+страхование/предпринимательство/право собственности. Это очень важный момент, продумай его заранее. Теперь отметь те страницы/параграфы учебника, по которым дети будут готовиться к вопросам на каждый блок.
Откуда же взять столько вопросов для класса в 30 учеников? Ответ на него простой — от самих детей!
Раздели класс на группы по 2-3 ученика. Больше не рекомендую, может появиться множество бездельников :) Бонусом делюсь рецептом, как поделить класс относительно справедливо:
Выбери любого ученика и спроси у него, кого он возьмет с собой в команду. Потом предложи тому, кого выбрали добрать в команду третьего. Третий же называет того, кто станет "капитаном" следующей команды. По цепочке весь класс соберется в команды. Отсутствующие автоматически становятся участниками команды из них самих. Этот способ быстрый, простой и не вызывает никаких споров. Каждый ребенок чувствует, что его решение что-то значит. Дай время классу пересесть так, чтобы члены команды сидели за одной или соседними партами.
Теперь перечисли список блоков, по которым команды будут готовить вопросы. Одна команда готовит только один блок. Если ты делил команды моим способом, предложи последней команде выбрать тему первой. В среднем один блок будет готовить 2-3 команды.
Задача каждой команды — подготовить к следующему уроку по 10-15 вопросов (в зависимости от количества участников) на свою тему по определенному шаблону (о нем чуть позже).
На всё про всё у тебя уйдет 15-20 минут от урока. Оставшееся время оставь команды самостоятельно готовить вопросы. На следующем уроке собери все вопросы и начни проводить саму игру.
Шаблон вопросов.
Я пробовал играть несколько раз и разработал идеальный вариант шаблона.
Каждый вопрос команда составляет на половине тетрадного листа. Сначала вопрос, потом варианты ответа.
В нижнем левом углу команда-автор указывает правильный ответ на вопрос. В другому углу — авторство. Очень удобно пробежать глазами по вопросу и сразу проверить правильность. В ходе игры просто отрываешь край с ответом и отдаешь вопрос игроку — теперь он может смотреть на него сколько влезет. Раньше я пробовал закрашивать это поле, но это долго и не всегда хорошо работает.
Шаблон карточки с вопросом можно нарисовать на доске. Примерно так он будет выглядеть:
Проведение игры (урок 2).
- Собери все вопросы. Перемешай их.
- Поставь у доски стул, а лучше кресло для участника.
- Зайди на ютуб и включи саундтрек из "кто хочет стать миллионером". Я пользуюсь например вот этим. В ходе игры делай звук тише или громче в зависимости от ситуации. Это здорово влияет на атмосферу.
- Пригласи первого участника. Он сам выбирает пять случайных вопросов, на которые будет отвечать.
- Забери листочки. Проверь каждый вопрос. Задан ли он корректно, подходящие ли там варианты ответов. Оторви край с правильным ответом и отдай вопрос ученику.
- ...
- Приглашай следующего участника.
Чем больше учеников ты успеешь посадить в кресло участника, тем лучше. Не бойся иногда тратить время на дополнительные пояснения к хорошим вопросам. Если время позволяет, можно продолжить и на третьем уроке, опросив всех.
Вот и всё! В конце урока собери все карточки с вопросами и уже дома просмотри их. Оцени работу каждой команды по составлению вопросов и выставь им оценки. Теперь у каждого есть оценка и за участие, и за подготовку! Теперь осталось рассмотреть типовые трудности.
Подводные камни
- Выбери такие блоки в теме, по которым реально составить 10-15 вопросов. В противном случае ученик будут жаловаться, что к 2-3 страничкам учебника не задать нормальных вопросов. И будут правы.
- Внимательно проверяй корректность вопросов. Если вопрос плохой — меняй его на другой. Наша задача в первую очередь научиться, а не только весело провести время.
- Если вопрос хороший, но варианты ответов плохие — смело меняй вопрос и снижай оценку автору вопроса за подготовку.
- Если вопрос повторяется — смело меняй.
Ну вот и всё! Теперь у тебя есть рецепт классного урока, который обязательно запомнится твоим ученикам.
Если тебе понравилось, не забудь подписаться на канал. А если у тебя есть свои идеи для уроков — поделись ими в комментариях. Я тоже хочу попробовать что-нибудь новенькое :)