На ремонт этого участка было потрачено 270 467 558,00 рублей. Выполненные работы уже были подвергнуты критике со стороны жителя Хабаровска, отославшего письмо с жалобой в ОНФ. Мы решили проверить выводы горожанина и направили с проверкой эксперта в области дорожного строительства. Его мнение представлено ниже.
Основные вопросы вызывает не качество уложенного покрытия, а отвод воды с проезжей части и обочин. Съемка велась в пасмурную погоду. На фотографиях хорошо видно, какие недоработки допустили строители. Например, обочины не уплотнены должным образом, в результате чего вода попросту не доходит до лотков, а в некоторых случаях смывает материал.
Кроме того, обратите внимание на одну из смет 2021 года. Здесь четко сказано, что укрепление обочин должно производиться а/б крошкой.
По факту это требование не соблюдается. На разных участках мы видим песчано-гравийные смеси, суглинок или супесь. При этом в смете на работы на 2022 год про обочины вообще нет ни слова. Как так? Их сделали еще до того, как тут положили новый асфальт? Абсурд. Возможно работы по ним вообще не предусмотрены.
А на следующей фотографии вы можете увидеть очень странное проектное решение. Лотки появляются из ниоткуда. Нет какого-либо подводящего русла, планирование местности для подвода воды тоже не делалось. В результате образуются большие лужи. Фотография сделана, когда дождь шел всего полчаса.
Труба, куда уходит вода с лотков, на три четверти заполнена грунтом. Естественно, что вода стоит уже после 30-50 минут дождя и не уходит. Удивительно, что при такой стоимости ремонтных работ, не предусмотрена чистка отводящих устройств.
В некоторых местах отвод воды в принципе отсутствует. Она просто скапливается и течет по обочине.
В итоге реки стекают с обочины. Сомневаюсь, что так должен выглядеть отвод воды с дороги, которую отремонтировали 2 недели назад и потратили на это 270 467 558,00 рублей. К зиме здесь будет ледяная горка на радость детям.
Хотелось бы еще раз отметить, что фото сделаны в то время, когда шел дождь. При этом в лотках воды практически нет. Почему? Потому что она осталась на дороге.
На участке ближе к заводу отопительного оборудования вода с проезжей части отводится вот таким образом. Прорезь в бортовом камне, лоток до тротуара, а под ним в трубу и дальше в лес - все красиво.
Но почему есть такое? Неужели кому-то лоток был нужнее?
Уже сейчас можно видеть разрушение тротуара в разных местах.
Вывод
Проблемы с водоотведением возникли, потому что нет проекта. Человек, специально этому обученный, не посидел и не подумал. Думаю, что на местности, где нет ярко выраженного уклона, визуально построить правильный водоотвод невозможно. Если внимательно изучить СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги», то можно узнать много интересных вещей.
- Для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5 процентов и в исключительных случаях - не менее 3 процентов, - указано в документе.
Что означают эти проценты? Это возвышение одной точки над другой на 3 или 5 метров по высоте на протяжении 1 километра. Кто сможет на местности визуально определить такой маленький уклон? Никто. А вот вода потечет куда следует. Если вы все же сомневаетесь, что такой уклон малозаметен глазу, то приведу пример. На улице Краснореченской на участке от Богачева до остановки Заводская перепад в 15 м - как дом в 5 этажей. Визуально это трудно определить.
Отвести воду от дороги без проекта на местности практически невозможно. Водоотвод предполагает взаимную увязку плана трасы, а также продольного и поперечного профилей, что очевидно на рассматриваемом участке выполнено не было.
Иными словами, вода постепенно начнет разрушать дорогу, обочины и приемные лотки. За несколько лет новая трасса, на которую потратили больше четверти миллиарда рублей, придет в негодность и ее вновь придется ремонтировать.
Напомним, что подрядчик и на улице Тихоокеанской трудится без проекта. Как оказалось, это стало возможным благодаря тому, что эти работы являются не реконструкцией трассы, а ее ремонтом.
Артём Медведев, новости Хабаровска на DVHAB.ru