Найти тему
Хронопортация

Что представлял собой советский танк 30-х годов, который должен был покорять Арктику не хуже ледоколов

После революции население России получило немыслимые в царское время права и возможности. С него словно путы сняли. В результате наша страна на много лет вперед обрела второе дыхание. Пассионарность масс зашкаливала. Казалось, что нет ничего невозможного, нужно еще немного поднажать и:

"Через четыре года здесь будет город-сад".
В. Маяковский. "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка".

Фантастика и реальность.

Рождались невиданные проекты преобразования страны и мира, создавались конструкции новых видов транспорта для покорения пространства и времени, в том числе Арктики. Особенно после того, как в начале 30-х годов Япония захватила Маньчжурию, и могла в случае войны перекрыть Транссиб и отрезать весь Дальний Восток от "Большой земли". Кроме того, необходима была валюта для развития промышленности, а получить ее можно было с помощью Арктики и севера в целом.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Георгий Иосифович Покровский (1901-1979).
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Георгий Иосифович Покровский (1901-1979).

Только на освоение северных территорий с помощью традиционных способов ушли бы десятки лет, поэтому стали искать что-то необычное. Так был задуман "танк в Арктике" или "арктический танк", где фантастика переплелась с реальностью. Замысел был грандиозный, причем проект разрабатывал серьезный ученый, профессор, доктор технических наук и генерал-майор.

"Танк в Арктике" профессора Покровского.

Покровский создание "арктического танка" логически обосновал. Вот его аргументы.

Самый удобный вид транспорта - авиация, но доставка грузов с ее помощью нерентабельна. Прокладывание на севере автомобильных и железнодорожных путей в те времена было нереально. Остается одно - использовать плавающие гусеничные автомашины, которым не нужны дороги. В данном случае имеются в виду танки-амфибии, но огромных размеров, чтобы вместить в них необходимое количество людей и грузов.

Рисунок Г. И. Покровского, "Техника молодёжи", 1937 г.
Рисунок Г. И. Покровского, "Техника молодёжи", 1937 г.

Обогревать их станут с помощью отработанных газов мотора (система труб). Танки будут разных размеров, от небольших до нескольких тысяч тонн. Гусеницы желательно разработать так, чтобы при движении танка по воде их можно было использовать в качестве движителей (принцип гребных колес). Двигатель должен работать на нефти, что решило бы вопрос с доставкой топлива с "Большой земли". Нефти же на севере достаточно.

Один из вариантов танка - машина в 100 тонн по воде станет передвигаться со скоростью 10 км/ч, а по суше 15-20 км/ч. Радиус действия с запасом топлива на борту - 1 тыс. км. Необычайно широкие гусеницы уменьшат нагрузку на грунт, лед и снег, что повысит проходимость. Такой танк сможет передвигаться по болотам и "слабому грунту" и перевозить до 100 пассажиров.

Большой, морской вариант позволит иметь на борту 2 небольшие плавающие танкетки и 2 лодки, которые можно будет опускать с помощью крана. Кран можно использовать, как наблюдательную вышку с прожектором и радиоантенну. Кроме того, исследовательские машины смогут запускать легкие самолеты с помощью катапульты.

Для дальних рейсов, например на Северный полюс из Архангельска или в Америку, можно создать тяжелые танки свыше 1 000 тонн. Они бы одновременно являлись отличными ледоколами, способными разрушить лед полметра и толще. Более того, классическим ледоколам угрожает давление льдов сбоку, а танк просто бы подминал лед под ходовую часть и не испытывал бокового давления, которое затрудняет движение вперед.

Профессор Покровский полагал, что идея арктического танка вполне реальна, хоть для ее реализации и потребуется тщательная разработка и длительные эксперименты.

"Организация транспорта в Арктике – трудное и сложное дело. Но несомненно, что среди средств современной техники, которые используют для освоения Арктики, специально устроенный и утепленный плавающий танк займет не последнее место".
Профессор Покровский, "Танк в Арктике", "Техника-молодежи" 07-1937.

Заключение.

К сожалению, проект "танк в Арктике" так и не реализовали. Помешала Великая Отечественная война. Затем последовало восстановление страны после разрухи. Можно с позиции современных знаний и достижений науки посмеяться над проектом "танка в Арктике". Однако в 30-е годы идеи полетов в космос и создание АЭС казались еще более невероятными, а сейчас они воплощены в жизнь.

В итоге в Арктике использовали несколько иные машины. На фото брошенный полярниками в Диксоне тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
В итоге в Арктике использовали несколько иные машины. На фото брошенный полярниками в Диксоне тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Нет сомнений, что "арктический танк" можно было реально создать. Только оказалось, что рациональнее идти традиционным путем. Да и от идеи ускоренного покорения Арктики после того, как не стало Сталина, отказались. Так проще, так дешевле. Только вот тот, кто не идет вперед, тем самым идет назад. Вот и вся страна начала возвращаться в капитализм со всеми вытекающими последствиями.

Что стало с легендарной советской станцией Луна-9, которая впервые в истории совершила посадку на Луну
Хронопортация11 августа 2022

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц