После революции население России получило немыслимые в царское время права и возможности. С него словно путы сняли. В результате наша страна на много лет вперед обрела второе дыхание. Пассионарность масс зашкаливала. Казалось, что нет ничего невозможного, нужно еще немного поднажать и:
"Через четыре года здесь будет город-сад".
В. Маяковский. "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка".
Фантастика и реальность.
Рождались невиданные проекты преобразования страны и мира, создавались конструкции новых видов транспорта для покорения пространства и времени, в том числе Арктики. Особенно после того, как в начале 30-х годов Япония захватила Маньчжурию, и могла в случае войны перекрыть Транссиб и отрезать весь Дальний Восток от "Большой земли". Кроме того, необходима была валюта для развития промышленности, а получить ее можно было с помощью Арктики и севера в целом.
Только на освоение северных территорий с помощью традиционных способов ушли бы десятки лет, поэтому стали искать что-то необычное. Так был задуман "танк в Арктике" или "арктический танк", где фантастика переплелась с реальностью. Замысел был грандиозный, причем проект разрабатывал серьезный ученый, профессор, доктор технических наук и генерал-майор.
"Танк в Арктике" профессора Покровского.
Покровский создание "арктического танка" логически обосновал. Вот его аргументы.
Самый удобный вид транспорта - авиация, но доставка грузов с ее помощью нерентабельна. Прокладывание на севере автомобильных и железнодорожных путей в те времена было нереально. Остается одно - использовать плавающие гусеничные автомашины, которым не нужны дороги. В данном случае имеются в виду танки-амфибии, но огромных размеров, чтобы вместить в них необходимое количество людей и грузов.
Обогревать их станут с помощью отработанных газов мотора (система труб). Танки будут разных размеров, от небольших до нескольких тысяч тонн. Гусеницы желательно разработать так, чтобы при движении танка по воде их можно было использовать в качестве движителей (принцип гребных колес). Двигатель должен работать на нефти, что решило бы вопрос с доставкой топлива с "Большой земли". Нефти же на севере достаточно.
Один из вариантов танка - машина в 100 тонн по воде станет передвигаться со скоростью 10 км/ч, а по суше 15-20 км/ч. Радиус действия с запасом топлива на борту - 1 тыс. км. Необычайно широкие гусеницы уменьшат нагрузку на грунт, лед и снег, что повысит проходимость. Такой танк сможет передвигаться по болотам и "слабому грунту" и перевозить до 100 пассажиров.
Большой, морской вариант позволит иметь на борту 2 небольшие плавающие танкетки и 2 лодки, которые можно будет опускать с помощью крана. Кран можно использовать, как наблюдательную вышку с прожектором и радиоантенну. Кроме того, исследовательские машины смогут запускать легкие самолеты с помощью катапульты.
Для дальних рейсов, например на Северный полюс из Архангельска или в Америку, можно создать тяжелые танки свыше 1 000 тонн. Они бы одновременно являлись отличными ледоколами, способными разрушить лед полметра и толще. Более того, классическим ледоколам угрожает давление льдов сбоку, а танк просто бы подминал лед под ходовую часть и не испытывал бокового давления, которое затрудняет движение вперед.
Профессор Покровский полагал, что идея арктического танка вполне реальна, хоть для ее реализации и потребуется тщательная разработка и длительные эксперименты.
"Организация транспорта в Арктике – трудное и сложное дело. Но несомненно, что среди средств современной техники, которые используют для освоения Арктики, специально устроенный и утепленный плавающий танк займет не последнее место".
Профессор Покровский, "Танк в Арктике", "Техника-молодежи" 07-1937.
Заключение.
К сожалению, проект "танк в Арктике" так и не реализовали. Помешала Великая Отечественная война. Затем последовало восстановление страны после разрухи. Можно с позиции современных знаний и достижений науки посмеяться над проектом "танка в Арктике". Однако в 30-е годы идеи полетов в космос и создание АЭС казались еще более невероятными, а сейчас они воплощены в жизнь.
Нет сомнений, что "арктический танк" можно было реально создать. Только оказалось, что рациональнее идти традиционным путем. Да и от идеи ускоренного покорения Арктики после того, как не стало Сталина, отказались. Так проще, так дешевле. Только вот тот, кто не идет вперед, тем самым идет назад. Вот и вся страна начала возвращаться в капитализм со всеми вытекающими последствиями.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.