Наступление Красной армии 16-30 октября 1944 года стало первой попыткой советского командования разгромить восточнопрусскую группировку противника. Нашим войскам удалось продвинуться в среднем на 50-100 километров, заняв свыше тысячи населенных пунктов. В их числе оказался и один из городов, давший название Гумбиннен-Гольдапской фронтовой операции.
Обходной маневр
Уже на пятый день боевых действий соединения 11-й гвардейской армии вышли к Гумбиннену (нынешнему Гусеву). В это же время 36-й гвардейский корпус форсировал реку Роминте и оказался на подступах к Гольдапу (теперь - Голдап в Польше), перерезав связывающее эти города шоссе и железную дорогу Гумбиннен - Даркемен (современный Озерск). Немцы сопротивлялись ожесточенно: действовавшим на данном направлении 51-му и 53-му гвардейским стрелковым полкам 18-й гвардейской дивизии за день удалось продвинуться не более чем на полтора километра. Успешнее шли дела у 58-го гвардейского стрелкового полка, который обошел Гольдап с севера и после удара во фланг противника к 15.00 22 октября ворвался на окраину, спустя три часа полностью выбив гитлеровцев из города.
Вот как это описывает Василий Лобанов в своей книге «Восемнадцатая гвардейская (Боевой путь 18-й гвардейской Инстербургской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии)»: «Бойцы седьмой роты во главе с капитаном Слайковским и разведчики капитана Лукьянова захватили мост через реку Гольдап и, отразив контратаку гитлеровцев, закрепились на юго-западной окраине города. Это дало возможность первому и третьему батальонам прорвать четыре линии траншей и нанести удар с севера. Появление на улицах советских воинов было для гитлеровцев столь неожиданным, что они в панике стали оставлять город. 131-я пехотная дивизия, части которой здесь оборонялись, потеряла связь и управление. По шоссе продолжали двигаться колонны немецких машин с боеприпасами и продовольствием. Все они попадали в руки гвардейцев».
Подвиг телефониста
Мириться с потерей важного тактического узла немцы, конечно, не захотели. Вечером того же дня северо-западнее Гольдапа сосредоточилась переброшенная из резерва моторизованная гренадерская бригада «Фюрер». Согласно советским источникам в своем составе она имела около 80 танков, из которых 50 составляли тяжелые «Тигры». Медлить не стали: «В ночь с 22 на 23 октября было отбито две атаки противника», - сообщает журнал боевых действий 58-го полка. После первой из них перед позициями батальона майора Андриянова остались 3 подбитых немецких танка и до полусотни солдат. Во вторую атаку гренадеры пошли и вовсе без прикрытия брони, попали под минометный огонь и, понеся большие потери, вновь откатились.
Для третьей атаки противник сосредоточил около десятка «Панзеров». Андриянов срочно запросил штаб полка об артиллерийской поддержке. Батарея 45-миллиметровых пушек с ходу открыла огонь по врагу. Гвардейцы сражались героически. «Когда фашистская пехота вплотную подошла к нашим боевым порядкам, телефонист В. А. Карпов поднялся во весь рост и увлек товарищей в рукопашную схватку, - пишет Лобанов. - Коммунист Карпов пал смертью героя, уничтожив пятерых гитлеровцев».
Везучий сержант
Однако немцам все же удалось оседлать шоссе, после чего они развернулись на командный пункт полка. Защищать знамя поднялись все: офицеры штаба, связисты, ездовые, повара и даже те из 30 находившихся на КП раненых, кто мог держать оружие. В ожесточенном бою отличился орудийный расчет сержанта Закира Камалова, которому удалось подбить две самоходки. Но оставшиеся «Штуги» накрыли его огнем, после чего принялись за соседний расчет гвардии сержанта Николая Викторова. Но тот оказался везучим, выйдя победителем из боя сразу с несколькими вражескими машинами.
«Товарищ Викторов, идя со своим орудием впереди пехоты, воодушевлял ее на атаку города, уничтожил 3 станковых пулемета, одно орудие и до 20 фрицев, тем самым дав возможность быстрее ворваться в город Гольдап, - было указано в представлении командира «сорокапятчиков» к ордену Отечественной войны I степени. - На одной из улиц города товарищ Викторов подбил немецкую автомашину, уничтожив 4 солдат, и вышел за город вместе со своей пехотой, где прямой наводкой уничтожил один танк и до 17 фрицев. Контратака была отбита, угроза окружения нашей группировки ликвидирована».
Что ж, указанный орден Викторов получил, правда, II степени - начальство посчитало, что хватит с сержанта и этого.
Как поссорились два подполковника
Поздно ночью 23 октября в Гольдап вошел 611-й полк 88-й стрелковой дивизии 31-й армии, которому гвардейцам приказали передать оборону города. Вот тут-то и произошел неприятный инцидент, о котором командир 58-го полка гвардии подполковник Степан Белов потом докладывал в вышестоящие инстанции:
«Командир 611-го стрелкового полка подполковник Иосиф Садковский заявил, что город брал его полк и что якобы мой 58-й гвардейский стрелковый полк зашел в город в 5.00 23.10.44 года. Ознакомиться с обороной ... подполковник Садковский не захотел и заявил: «Вам здесь нечего делать, можете снимать свой полк, оборона города мною организована и без вас».
Далее, по словам Белова, 611-й полк в Гольдапе «занимался пьянкой, люди бродили по всему городу, взламывали квартиры, склады, магазины, занимались мародерством». Все это привело к тому, что немцы, просматривая Гольдап с господствующих высот, смогли ударить по 1-му и 3-му батальонам сменявшегося 58-го полка артиллерией и авиацией, нанеся гвардейцам потери. Лишь к часу дня батальоны наконец удалось полностью вывести из города, но сразу после обеда им пришлось отражать атаку, которую немцы после сильного артналета предприняли с запада и северо-запада.
P. S.
Бои за Гольдап продолжались еще почти две недели, прежде чем 5 ноября наши войска были вынуждены оставить город. Вновь взять его удалось только 22 января уже следующего, 1945 года.