Советские законы были направлены на то, чтобы граждане страны уверенно строили светлое будущее, и наказывали за то, что мешает этому будущему. Современному молодому поколению сложно представить, за что карала советская власть. Некоторые законы могут показаться им дикостью, и большинство поклонников советского признают, что не все законы были разумными.
Например, как объяснить молодому поколению, что советский гражданин мог угодить за решётку за то, что купил у иностранца несколько долларов. Или за то, что хранил дома книги Солженицына. В предперестроечное время можно было схлопотать несколько лет за просмотр эротического фильма «Греческая смоковница» по видеомагнитофону.
Не секрет, что в стране развитого социализма всегда чего-то не хватало – продуктов питания, хорошей одежды, пластинок, книг, посуды, обуви, приличного нижнего женского белья. Но предприимчивые и находчивые люди помогали решать эти проблемы. Правда, власть не оценила их смекалку и придумала им определение – спекулянты. Провинившемуся грозило от семи лет с конфискацией имущества.
Пресса клеймила их позором, называя врагами общества. Часто спекулянтами называли обычных рыночных торговцев, которые покупали товар самостоятельно и продавали, накручивая цену. Сегодня это обычная картина – так устроена рыночная система. Но в советское время к ним относились с презрением, хотя товары или продукты покупали, так как в обычном магазине их купить было невозможно.
Ещё один нелепый закон запрещал самогоноварение. Употребление крепкого алкоголя в нашей стране – древняя традиция, однако советской власти надо было чем-то наполнять бюджет, а самогонщики являлись конкурентами. Дескать, если варят самогон, считала власть рабочих и крестьян, значит, не покупают спиртное, следовательно убыток казне.
Самогон варили чаще всего потому, что в магазинах было сложно купить водку, а вино, ликёры и коньяк не пользовались популярностью у рабочего класса. Конечно, были и те, кто продавал крепкий продукт собственного производства. Если у гражданина органы находили самогонный аппарат, то он мог легко отделаться полугодом исправительных работ, а вот за продажу полагалось присесть на три года в местах не столь отдаленных.
В 1935-м году в СССР появилась 121-я статья УК за «мужеложество». Её инициатором был нарком внутренних дел Генрих Ягода. Он убедил Сталина, что нетрадиционная сексуальная ориентация есть не что иное, как контрреволюция. Дескать, в подпольных клубах – в тридцатые годы вся оппозиция была в подполье! – развращают комсомольцев, навязывают им буржуазную мораль. Тогда с помощью этой статьи избавлялись от многих неугодных людей, даже последователя Ягоды наркома Ежова обвинили по этой статье. Примечательно, что советская власть не любила гомосексуалистов выборочно – не было ни одного дела о лесбиянках. Поклонники нетрадиционных отношений получали по пять лет тюрьмы.
Почти на такой же срок за решётку мог угодить любой, кто просто хотел жить для себя, зарабатывая своим талантом. Тех, кто не устраивался на работу официально, советская власть называла тунеядцами, и приберегла для них специальную статью в Уголовном кодексе. Правда, сначала тунеядца штрафовали, но если он так и не устроился на работу, то получал реальный срок.
Самым знаменитым «тунеядцем» в СССР был Иосиф Бродский. Его даже судили по этой статье. Ещё один пример – Виктор Цой, правда, музыкант всё же устроился в кочегарку. К слову, в то время многие творческие люди старались найти место или в охране, или в ЖЭКе дворником. Работа занимала несколько часов и давала достаточно времени, чтобы заниматься творчеством. Отсюда и выражение про поколение дворников и сторожей.
Но самым нелепым запретом в СССР был вызван действиями самой власти – запрет быть нищим. Согласно идеологии, в Советском Союзе все должны быть счастливыми, и то, что на улицах появлялись просящие милостыни люди, противоречило идеологии. Общественности внушали, что эти люди не хотят трудиться.
На самом деле ходить с протянутой рукой заставляли людей совсем другие причины. Разруха после гражданской войны, последствия Великой Отечественной войны оставили множество людей без жилья и средств к существованию. Многие, потерявшие здоровье, не могли полноценно работать. Правда, к нищим советская власть относилась гуманно – за просьбу о милостыне давала всего два года.