Найти в Дзене
Свет славы

Братья нашли друг друга через 75 лет после разлуки

Шёл август 1947-го. Англичане не знали, как поделить Пенджаб. Когда Британия, наконец, созрела для отказа от владения Индией и решила дать стране независимость, началась вакханалия между мусульманами и индусами. Кровь лилась рекой. Казалось, что мир обезумел. Новообразованные государства Индия и Пакистан каждое тянуло одеяло на себя. И вот посреди огня остался Пенджаб. Запад этого штата населяли мусульмане, восток – индусы. В деревне Джаграон этого штата, недалеко от города Лудхиана, жила мусульманская семья Ханов. Садыку Хану было десять лет. Он и другие дети остались дома с отцом, а мама с малышом Сиккой, которому не было и годика, уехала погостить к родственникам. В это время в Пенджабе и начался настоящий ад. В западной части штата мусульмане громили индусов, а в районе Лудхианы – наоборот. Главу семьи Ханов беспощадно убили индийские погромщики, дом сожгли, а детишкам, в том числе и Садыку, удалось убежать в сторону пакистанской границы. И вот женщина с малышом прибыли домой. А до

Шёл август 1947-го. Англичане не знали, как поделить Пенджаб. Когда Британия, наконец, созрела для отказа от владения Индией и решила дать стране независимость, началась вакханалия между мусульманами и индусами. Кровь лилась рекой. Казалось, что мир обезумел. Новообразованные государства Индия и Пакистан каждое тянуло одеяло на себя. И вот посреди огня остался Пенджаб. Запад этого штата населяли мусульмане, восток – индусы.

В деревне Джаграон этого штата, недалеко от города Лудхиана, жила мусульманская семья Ханов. Садыку Хану было десять лет. Он и другие дети остались дома с отцом, а мама с малышом Сиккой, которому не было и годика, уехала погостить к родственникам.

В это время в Пенджабе и начался настоящий ад. В западной части штата мусульмане громили индусов, а в районе Лудхианы – наоборот. Главу семьи Ханов беспощадно убили индийские погромщики, дом сожгли, а детишкам, в том числе и Садыку, удалось убежать в сторону пакистанской границы.

И вот женщина с малышом прибыли домой. А дома – нет. На месте дома – пепелище. Ни мужа, ни детей. Перед глазами женщины всё поплыло, померкло, потеряло свет, цвет и смысл. Она застыла и почувствовала себя неживой. Ей расхотелось быть живой. Даже маленький Сикка не стал для неё соломинкой, за которую бы схватиться и постараться хотя бы ради младенца влачить существование. Впавшая в отчаяние женщина покончила с собой.

Сикке повезло в том, что соседи не выкинули его, взяли к себе и вырастили. Соседи были не индусы и не мусульмане, а сикхи. Они воспитали мальчика в мусульманских традициях.

Вообще, сикхизм – добрая религия, у сикхов – единобожие, смертными грехами для них считаются гнев, жадность, себялюбие, подчинение чужой воле и похоть.

Соседи не только вырастили мальчика, но и рассказали ему о его семье, о родственниках.

Сикка Хан всю жизнь мечтал найти своих братьев. Наконец, и в его деревню пришёл интернет, открылись невероятные возможности для поиска пропавших родных. Узнал, что существуют проекты, занимающиеся розыском потерявших в 1947 году друг друга людей.

Из телеграмм-канала Пробковый шлем
Из телеграмм-канала Пробковый шлем

Оказалось, что его брат Садык тоже выжил. И тоже разыскивал оставшихся в Индии родных. В 2019 году он обратился в проект «Punjabi Lehar», занимающийся поиском людей. А сам Садык Хан в те кровавые дни попал в лагерь беженцев, нынче проживает в Пакистане, и у него большая семья.

И вот - долгожданная встреча. Спустя 75 лет братья обрели друг друга и обнялись крепко-крепко и плакали.

Таких примеров в Индии и Пакистане становится больше и больше. В 1947 году десятки миллионов пришли в движение, убегая и скрываясь, покидали родные места, потеряли родных и близких, миллионы погибли. И вот те кровавые события постепенно уходят в историю. А некоторым жертвам тех событий судьба преподносит запоздалую награду – совсем как в индийских фильмах.