Найти тему
Маринкины заморочки

"Больше - поле битвы, чем человек..."

Вот опять дождь. По крыше, по до­жившей до января листве, по днищам выволоченных на берег лодок, по матовой глади залива. Из окна не видно Лигурийского моря, но сидящий за столом че­ловек точно знает, что в такую погоду оно поч­ти сливается вдали с серым небом. Сквозь ба­рабанную дробь дождя снизу доносится звя­канье посуды и тихая мелодия - хозяйка пан­сиона затянула простую итальянскую песню.

Человек в комнате - один: в маленькой, об­шарпанной, отсыревшей комнате пансиона Albergo la Posta под Генуей. Он всегда один, но сейчас он твердо уверен, что так — единст­венно правильно, что никто не вторгнется в его жизнь в ближайшие месяцы. Или годы.

Ницше на снимке 1885 года. Дальние предки философа бы­ли поляками, и Ницше
очень гордился тем, что в его жилах течет славянская кровь.
Ницше на снимке 1885 года. Дальние предки философа бы­ли поляками, и Ницше очень гордился тем, что в его жилах течет славянская кровь.

Как мог он пуститься в эту летнюю авантюру, как мог доверить себя, свои мысли, свою зада­чу этим слабым и жестоким людям? Нет, больше он не вправе так рисковать. Хотя что его жизнь, как не смертельный риск, постоян­ное балансирование на грани смерти и муд­рости, так похожей иногда на безумие?

На столике возле кровати - хлороформ и морфий. На случай, если боль вернется. А она непременно вернется. Это только вопрос вре­мени. Или - вечности. Вечное возвращение боли. Хотя время тоже важно для него - пусть даже он не всегда знает, какой месяц на дво­ре. Ему нужно прожить еще лет шесть - он должен их прожить во что бы то ни стало. Сейчас ему 38 - тридцать восемь ступеней крутого подъема сюда, на высоту “шести ты­сяч футов над уровнем человека”. И впереди еще шесть лет, на исходе которых достигну­тое плато неслыханных доселе и одиноких идей с его сверхчеловечески разреженной ат­мосферой внезапно оборвется, и разогнавша­яся машина «переоценки всех ценностей» на полном ходу полетит под откос.

Может быть, остановить его, пока еще не поздно, пока он еще делает этот свой послед­ний шаг к вершине? Но невозможно остано­вить того, кто идет наверх, и не поймать того, кто уже поднялся. Сегодня он - герой, зав­тра - безумец, но ночь темна между закатом и рассветом, и самый чуткий сторож не отли­чит - прокралась ли в самом деле эта черная, быстрая тень. Или померещилось.

Человек за столом склонился над рукопи­сью, от диковинно густых, нависших над гу­бами усов, от высокого лба ложится тень на краешек бумаги. Раз уж мы не можем его ос­тановить, заглянем через плечо - в книгу, которую он пишет “для всех и ни для кого”; и увидим последнюю фразу: “Так говорил Заратустра”.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 го­да на востоке Германии, под Наумбургом, в семье деревенского пастора. В четыре года мальчик пережил несчастье - его отец, уда­рившись головой о каменную лестницу, умер после целого года мучений и беспамятства. Возможно, сотрясение мозга лишь ускорило ход болезни - Карл Людвиг часто страдал от головных болей. Сын унаследовал этот недуг. Подростком Фридрих отправляется на уче­бу в Пфорту - гуманистическую гимназию, размещавшуюся в стенах бывшего монасты­ря.

Ницше - гимназист Пфорты, в возрасте шестнадцати лет.
Ницше - гимназист Пфорты, в возрасте шестнадцати лет.

Это был интернат с почти монастырским укладом жизни, и, учась там, Ницше видел своих родных только по выходным. Он очень ждал этих встреч, хотя мать, женщина с силь­ным и достаточно суровым характером, не ба­ловала сына, “Мама, не забудь мой день рож­дения!” - просил он ее в одном из писем. #Ницше делает большие успехи в учебе, од­нако не только этому он обязан своим автори­тетом у гимназистов. Как-то в гостиной зале Пфорты разговор зашел о легендарном по­ступке Муция Сцеволы, опустившего руку в огонь, чтобы подтвердить свою решимость.

Кто-то из учеников засомневался, что это мог­ло быть на самом деле. Фриц не нашел луч­шего аргумента, как самому подойти к ками­ну и сжать в ладони тлеющую головню.

-3

Наверное, отсюда берется его убежденность в том, что жизнь философа и его учение - од­но неразделимое целое. Впрочем, это будет потом, а пока он сам вырастает в типичного кабинетного ученого, чья доблесть как раз в том, чтобы отделить собственную жизнь от науки. Или все же нет? В письме матери сем­надцатилетний Ницше сетует на трудность выбора профессии; “Ведь нужно избрать та­кой предмет, занимаясь которым делаешь не­что целое”. Пока он целиком погружен в классическую филологию, но при этом попи­сывает музыку (кстати, один его романс - на стихи Пушкина). Изучает философию. Еще до окончания университета талантли­вый филолог получает беспрецедентное для студента предложение - профессорскую ка­федру в Базельском университете. В 23 года на основании одной лишь своей дипломной работы и даже без сдачи выпускных экзаме­нов Ницше становится профессором. Предел мечтаний для молодого ученого, но не для стремящегося к “целому” и одержимого еще не вполне вырисовавшейся сверхзадачей че­столюбивого человека. Накануне отъезда в Базель он пишет: “Вполне естественно, что ежедневные занятия, непрестанная сосредо­точенность мысли на определенных научных вопросах отрицательно действуют на остро­ту восприимчивости ума и в корне кладут свой отпечаток на философское понимание вещей. Но мне кажется, что подобная перспе­ктива менее опасна для меня, чем для боль­шинства других профессоров. Философская серьезность так глубоко укоренилась во мне, что я навсегда защищен от постыдного отсту­пления перед “Идеей”. Наполнить мою нау­ку свежею кровью - такова моя задача; я хо­тел бы быть чем-нибудь большим, чем педа­гогом добродетельных ученых; я думаю об обязанностях современного учителя, я забо­чусь о грядущем поколении”.

Каким же образом он собирался воспитывать грядущее поколение? Ответ дает вышедшее в 1871 году “Рождение трагедии из духа му­зыки” - книга, которой Ницше обессмертил свое имя, а заодно и поставил жирный крест на столь мало соответствовавшей его устрем­лениям академической карьере. Невозмож­ное смешение жанров при удивительном смысловом единстве - научный труд о проис­хождении греческой трагедии, вдохновенный гимн мистериям Диониса, трактат о трагиче­ском мифе, где в качестве примера использу­ется... современная немецкая музыка, нако­нец, учение о том, как из противоборства и взаимопроникновения дионисийского и аполлонического начал рождается героиче­ская личность. Академическая публика была шокирована этим “кентавром”, как сам автор называл книгу, и объявила, что профессор Ницше “умер для науки”.

Скандальности книги способствовало еще и посвящение ее Рихарду Вагнеру, жившему тогда в поме­стье под Люцерном, в часе езды от Базеля.

Рихард Вагнер имел пренеприятный харак­тер, но он умел очаро­вывать и привлекать к
себе людей.
Рихард Вагнер имел пренеприятный харак­тер, но он умел очаро­вывать и привлекать к себе людей.

Беглое их знакомство состоялось еще в Герма­нии, теперь же Фридрих все выходные посвя­щает общению с великим музыкантом. #Вагнер сыграл огромную роль в жизни Ницше, в духовном отношении оказавшись его иску­сителем. В нем были воплощены исключи­тельность и еще не вполне признанная обще­ством гениальность, а музыка, которую он пи­сал, - для Ницше она была больше чем музы­кой: вселенной идей и эмоций, не щадящих слушателя, погружающих в себя, как в океан.

Вагнер предстал перед Ницше в расцвете сил, энергия композитора, в том числе и жиз­ненная, перехлестывала через край - рядом была выкраденная чуть ли не на кавказский манер у верного капельмейстера фон Бюлова (который так и остался верным капельмей­стером) молодая жена. Романтичный профес­сор восхищен новым другом. Тридцатилетняя разница в возрасте не играет никакой ро­ли. Здесь общаются два единомышленника. “Я не знаю, чем был Вагнер для других лю­дей, но на нашем небе не было ни одного об­лака”, - напишет Ницше впоследствии. Но долго безоблачность продлиться не могла.

-5

Единомышленников манили противополож­ные призвания: одного - сцена, а другого… монастырь. В начале семидесятых годов, в то время как Вагнер занят устройством в бавар­ском Байрейте театра для своих опер, Ницше всерьез подумывает о создании философской академии с монастырским укладом жизни.

Чистейшей воды идеализм, но это кажется ему единственной альтернативой универси­тетской философии. Он зовет друзей в эту идеальную общину, но они не следуют за ним... И поступают правильно - иначе они оказались бы в монастыре, из которого рано или поздно сбежит настоятель. В сущности, не было для Ницше ничего ме­нее приемлемого, чем превратиться в “вин­тик”, в функцию - на университетской ли ка­федре, в солдатском строю или даже за дири­жерским пультом собственного театра. Чело­век так или иначе останавливается на чем-то обретенном, на доме или вере, работе или се­мье. Ницше не останавливался до самого кон­ца. “Больше - поле битвы, чем человек”. И еще - “самопреодолеватель”. В очередной раз эти свойства проявились на долгожданном открытии вагнеровского те­атра в Байрейте. Мало кто отдал столько ду­шевных сил этому предприятию, сколько Ницше. Однако в дни триумфа он сбегает из Байрейта (как будто об этом: “Что есть самое трудное? Не значит ли это бежать от нашего дела, когда оно празднует свою победу?” - в словах Заратустры о трех превращениях).

Возрождение трагической культуры превра­тилось в шоу, гениальный композитор - в со­бирающего дивиденды лауреата - вынести этого Ницше не мог. Гордость? Конечно же, и она. Апостолу невозможно стать еще одним хлопком ладоней в море аплодисментов. Но было еще и гораздо более важное - превраще­ние творческого процесса в массовый про­дукт. Позднее это случится и с самим Ницше.

К счастью, после его духовной смерти. Можно подумать, что он очень своевременно сошел с ума, чтобы только не видеть, как его мысли превращаются в гамбургеры для идеологиче­ского общепита. О том, что случилось в Бай­рейте, Ницше язвительно напишет впослед­ствии: “Вагнерианец стал господином над Вагнером! - Немецкое искусство! Немецкий маэстро! Немецкое пиво!..”.

Впрочем, краткий всплеск патриотизма у не­го в свое время был: во время франко-прусской войны 1870-1871 годов он отправляет­ся добровольцем на фронт. Ницше был при­писан к артиллерийскому полку, но, прожи­вая и работая в Швейцарии, не имел права принимать участия в военных действиях. В итоге философ выхлопотал себе разрешение отправиться на фронт медбратом. Отвага и патриотический порыв обошлись дорого: со­провождая эшелон с дифтеритными больны­ми, Ницше заболевает сам. Спустя несколько месяцев он вполне поправится, но отны­не приступы неизвестной болезни будут по­вторяться и учащаться. Мигрень, рвота, боль в глазах, иногда - почти полная слепота. По­ка что до крайностей не доходит, он еще на­деется излечиться, ездит на воды, консульти­руется у врачей. На это и на то, чтобы писать книги, нужно время - он все чаще берет от­пуск в университете, под конец на отпуска уходит большая часть года. В 1879 году Ниц­ше, давно объявленный “трупом” для науки, покидает кафедру. Болезнь облегчением быть не может, и все же в одном она облегча­ет его задачу - теперь 35-летний пенсионер предоставлен самому себе. У него нет ни до­ма, ни жены, ни спутника жизни (в таковые долго навязывалась его младшая сестра Эли­забет - в конце концов, когда брат был уже недееспособен, она таки навязалась и на многие десятилетия скомпрометировала сво­ими подделками наследие и имя философа).

Элизабет Ферстер - Ницше всю жизнь пы­талась оказать влия­ние на брата - но по­влияла только на представление о нем.
Элизабет Ферстер - Ницше всю жизнь пы­талась оказать влия­ние на брата - но по­влияла только на представление о нем.

У него есть только его идеи и три тысячи франков годовой пенсии. Болезнь между тем обостряется: в начале 1880 года Ницше при смерти в родительском доме - единственной “норе”, где о нем кто-то позаботится. Но оста­ваться в этой норе из одного чувства самосо­хранения он не может. Германия во всех сво­их проявлениях вызывает у Ницше все боль­ше критики. В последних книгах он уже со­вершенно издевательски сводил к единому знаменателю все типично немецкое, от кухни до философии: “Вареное мясо, жирно и мучнисто приготовленные овощи... если приба­вить к этому еще прямо-таки скотскую по­требность в питье после еды, то становится понятным происхождение немецкого духа - из расстроенного кишечника”.

Конечно, это навеяно (не побоимся дву­смысленности) и работой собственного ки­шечника - в своих идеях и в состоянии здоро­вья Ницше ощущал себя завершением, пере­ходным кризисом немецкой философии. И не ошибался. Вместе с ним в философии мино­вала эпоха абстракций, безотносительных к человеческому организму и психике, бесплот­ных понятий и основанных на них истин.

“Человеческое, слишком человеческое”. Так называется первая из книг нового, “льви­ного” периода Ницше, в который он переско­чил из верблюжьего, обремененного универ­ситетским “горбом”. Книги этого периода ка­жутся “всего лишь” собранием афоризмов, хо­тя скорее это разветвленные, как лабиринт, и стройные, как музыкальное произведение, цепочки эссе. В этой афористической манере как нельзя лучше отразилась радикальная честность мышления Ницше, не позволяю­щая впихивать в единую жесткую конструк­цию все нюансы и варианты ответов на важ­ные вопросы. Кроме того, ему приходилось писать урывками между приступами болез­ни... Скитания Ницше по врачам и “водам” постепенно превращаются в поиск мест, под­ходящих для его здоровья. У него появляется устойчивое представление о своей метеозави­симости. При этом он, разумеется, не имел никакого представления о магнитных бурях, столь привычных для современного челове­ка. Метеозависимость представляется ему чем-то фатально связанным с тем или иным местом на карте или типом ландшафта. Свой летний тип он находит в швейцарских Аль­пах, в Верхнем Энгадине.

-7

В деревушке Сильс-Мария, на берегу высокогорного озера, в местности, с которой он ощущает “кровное родство”, Ницше проводит летние месяцы с 1881 по 1888 годы. Зимой он отправляет­ся на итальянскую или французскую Ривье­ру, живет в дешевых пансионах, мерзнет в комнатах без печи. Связь с внешним миром - почти исключительно через письма родным, издателю, друзьям: университетскому колле­ге Францу Овербеку и композитору Генриху Кезелицу. Ницше не может без дружбы и еще больше не может без музыки. Музыкальность и романтичность натуры делали его необы­чайно мягким и ранимым человеком. Имен­но эти свойства он выжигал каленым желе­зом в своих книгах, но в жизни ничего не мог с ними поделать. Современники знали его как подчеркнуто вежливого, всегда ровного и почти по-женски мягкого человека. Простым людям в Италии и Швейцарии он казался почти святым, в Генуе его так и звали - santo, отчасти и в том значении, какое применя­ют к чудаку, не заботящемуся о собственных интересах. И порой заботились о его интере­сах сами: “Что мне до сих пор особенно льсти­ло, так это то, что старые торговки не успока­иваются, пока не выберут для меня самый сладкий из их винограда. Надо быть до такой степени философом…”.

И в то же время ошибкой было бы предста­влять себе добряка-растяпу: он сгорал от не­шуточных страстей, точнее, все страсти сгора­ли в нем в огне познания, и для этого костра он искал все более сухого, выжженного солн­цем хвороста - его манила Испания, музыка “Кармен”, острые, жгучие чувства, поступки и ситуации, кинжальные противоречия, эро­тика во всем - жизненном и духовном.

Заботились о Ницше по-своему и старые дру­зья. Матильда фон Мейзенбуг, знакомая еще со времен общения с Вагнером, время от вре­мени принималась подыскивать философу жену. Тем более что Ницше сам изредка про­сил об этом, но добавлял всегда, что не впра­ве втягивать другого в ту жизнь, которую он ведет. “Мне нужен секретарь, юное существо, достаточно умное и образованное, чтобы ра­ботать со мной. Для этой цели я готов был бы даже вступить в брак года на два”, - из пись­ма Овербеку весной 1882 года. И спустя не­сколько месяцев это отозвалось, благодаря стараниям госпожи фон Мейзенбуг, более серьезным событием. В жизни Ницше появи­лась роковая женщина - двадцатилетняя Лу фон Саломэ.

Девушка со столь нерусским именем была дочерью русского генерала и путешествовала по артистическим кругам Европы. Для знакомства с Лу госпожа фон Мейзенбуг выманила Ницше в Рим. Там уже находился его приятель Пауль Рэ, которого тоже пленила тонко чувствующая и воспри­имчивая ко всему новому и серьезному моло­дая особа. Очень быстро сколотился друже­ски-любовный треугольник.

На студийном снимке Лу Саломэ правит по­возкой, в которую "впряглись" Пауль Рэ и
Ницше. Так все и было.
На студийном снимке Лу Саломэ правит по­возкой, в которую "впряглись" Пауль Рэ и Ницше. Так все и было.

Эта троица от­правляется в путешествие “по ницшевским местам” - через Люцерн и Базель в Герма­нию. Невозможно судить о том, какова была степень близости между Ницше и Лу. Одна­жды во время прогулки под Люцерном они куда-то “запропастились” на 2 часа, и в ли­тературе о Ницше до сих пор трактуется о том, что же там могло произойти. Смешное занятие! Во всяком случае, в письме Кезели­цу Ницше говорит: “Я уверен, что Вы окажете нам такую честь и исключите понятие влюбленности из наших отношений”. Тем не менее, он делает ей предложение - и получает отказ. В Германии они ненадолго расста­ются: она едет в гости к Рэ, а Ницше снима­ет домик в тюрингской деревушке и ждет ее там. Лу приезжает на несколько дней, но приезжает и сестра философа. Женщины яв­но не поладили, и мстительная Элизабет (“Я иногда поражаюсь, что мы с ней одной кро­ви”, - признался как-то Ницше) начинает плести интриги по разоблачению “авантюристки”. “Моя сестра между тем со всей силой обратила против меня свою врожденную вра­ждебность, которую прежде срывала на на­шей матери. В письме к ней она объявила, что рвет со мной всякие отношения - из от­вращения к моей философии и “потому, что я люблю зло, а она - добро”, и тому подобные глупости... Всю жизнь я был с ней слишком терпелив и мягок, хотя бы из простой вежли­вости к ее полу. Должно быть, это ее избало­вало”, — пишет Фридрих Паулю Рэ. Впрочем, писать ему он скоро перестает. Треугольник распался: отношения отравлены интригами Элизабет, перегреты накалом страстей и идей, которые вкладывал в них изголодав­шийся по близкому общению #философ. Лу пе­реезжает к Рэ. Спустя несколько лет ничего не знавший об этой истории датский писа­тель Георг Брандес напишет Ницше, что Рэ живет, по его выражению, “как брат с сестрой, с одной совсем юной интеллигентной рус­ской”. Ницше никак не отреагирует на эти слова. Девушка впоследствии напишет не­большую книжку о философе. Несомненно, он оказал на нее немалое воздействие и, в ка­ком-то смысле, запустил в мир великих идей и людей. Она станет музой и возлюбленной Райнера Марии Рильке, ученицей Фрейда и пионером психоанализа.

На этом снимке Лу (справа) уже 35 лет, но она по-прежнему за­гадка и муза для ге­ния, на сей раз - поэта Рильке (стоит слева).
На этом снимке Лу (справа) уже 35 лет, но она по-прежнему за­гадка и муза для ге­ния, на сей раз - поэта Рильке (стоит слева).

Любовь к жизни, антипатия к немцам и презрение к антисемитам Ницше эта история едва не довела до само­убийства, но она же дала ему нужный лири­ческий накал для создания самой яркой, не­обычной и известной его книги “Так говорил #Заратустра”. И для звучащего в ней нового утверждения жизни - вопреки всему и собст­венной измученности жизнью.

“Никакая боль не могла и не сможет угово­рить меня лжесвидетельствовать против жизни”, - писал он еще в 1880, в дни жесто­чайших физических мучений. Из этого куль­та жизни, пусть даже она становится невыно­симой, необходимым образом вырастает идея сверхчеловека. Ведь говорить “да” всему, что ниспосылает жизнь, - подчас противоречит нашим интересам. Говоря о “любви к жизни”, человек обычно подразумевает любовь к ком­форту и безопасности. Но стоит страданию разметать пальмовую кровлю фешенебель­ного бунгало на тропическом берегу, как “лю­бовь к жизни” начинает звучать горькой из­девкой. “Разве это — жизнь?! - доносится тог­да. - За что же любить ее?!” Такова реакция человеческая, и иная будет, безусловно, сверхчеловеческой. Человек не хочет преда­вать себя в руки жизни, от которой не знаешь чего ждать, над которой нет никакой выше­стоящей инстанции. Жизни на волоске, точ­нее, уже и без волоска - веры в Бога, которую Ницше как мыслитель для себя обрубил (что же касается человека, то у него мы встречаем уже в поздние годы совершенно неожиданное признание - “в сердце своем я ни разу не погрешил против Христа”).

О взглядах Ницше сложилось много ми­фов, никак не соответствующих действитель­ности. Его называли предтечей национал-социализма, при том что он ненавидел герман­скую военщину, а национализм во всех видах считал самым бессмысленным и вредным из заблуждений общества. Из ничего сложился миф о его антисемитизме, хотя своему изда­телю, печатавшему среди прочего и антисе­митские брошюрки, Ницше писал: “Я пред­вижу всеевропейскую анархию и потрясения в таких масштабах, которые любому пока­жутся чудовищными. Все течения ведут к то­му, включая и ваше антисемитское”. Ницше был глубоко шокирован, когда в 1885 году его сестра вышла замуж за убежденного антисемита Бернхарда Ферстера. На свадьбу он не приехал, а в письмах друзьям со всей оп­ределенностью высказал пренебрежение к “этому господину антисемиту”. Но нет худа без добра - Элизабет уехала с мужем в Параг­вай основывать “Новую Германию” и на не­сколько лет оставила брата в покое.

В 1887 году у Ницше наконец появляется со­беседник его уровня и степени независимости мышления - уже упоминавшийся Георг Брандес, автор книг о современной литерату­ре, знакомый с лучшими умами Европы. Он читает студентам лекции о Ницше. Изголо­давшийся по реакции на свои книги (прочти он хоть десятую долю того, что будет написа­но о нем через 10 лет, он утонул бы в этом мо­ре), философ писал Брандесу, что готов под­слушивать под дверью во время его лекций.

Осенью 1888 года Ницше перебирается жить в Турин. И тут с ним происходит рази­тельная перемена. Он чувствует себя прево­сходно, все вокруг нравится ему, все сходит­ся, в его жизни “больше нет случайности”, он работает без устали, и перешедшая в автома­тический режим машина его стиля выдает книгу за книгой, памфлет за памфлетом, и даже автобиографию “Ессе Homo” (“Се чело­век”) с подзаголовками вроде “Почему я так умен” и “Почему я пишу такие хорошие кни­ги”. Он обретает новых поклонников, среди них - шведский писатель Август Стриндберг.

Но все - слишком поздно. И Ницше, столько лет вслушивавшийся в свой организм, пре­красно это знает. В эти несколько месяцев эй­фории он по сути отдает последние распоря­жения. “Остановите публикацию поэмы - вперед с “Ессе”, - пишет он издателю. Спеш­ка объясняется в первых же строках самой книги: “В предвидении, что недалек тот день, когда я буду должен подвергнуть человечест­во испытанию более тяжкому, чем все те, ка­ким оно когда-либо подвергалось, я считаю необходимым сказать, кто я”. Эта интонация, рвущаяся наружу мания величия - несом­ненные симптомы клинического сумасшест­вия. Ницше не мог не чувствовать, что бо­лезнь его прогрессирует, - и пытался “под­строиться” под нее. Отсюда и впечатление по­следовательности, осознанности его ухода в безумие. И одно из последних стихотворений Ницше свидетельствует о ясном понимании: это эйфорическое равновесие между светом и тьмой есть преддверие окончательной гибе­ли: “Ясность, приди, золотая! Близкой смер­ти сокровеннейшее, сладчайшее предвкуше­ние!.. взор твой настиг меня”.

3 января 1889 года Ницше был препровож­ден полицейскими домой после того, как на оживленной площади обнял лошадь, чтобы загородить ее от ударов кучерского кнута, и перекрыл таким образом уличное движение. В последующие дни он день и ночь, громо­гласно распевая, играл на фортепиано Ваг­нера, беспокоя своих домохозяев, заявлял, что его квартира “храм”, в котором он собира­ется принять короля Италии, рвал и выбрасывал денежные купюры.

9 января 1889 года за Ницше приехал Франц Овербек, встревоженный запиской от своего друга за подписью “Дионис”. Ниц­ше перевезли сначала в психиатрическую лечебницу Базеля, а затем в Йену, ближе к родным. Врачи констатировали прогрес­сивный паралич, предположительно вследствие сифилитической инфекции.

Возможное время инфицирования - с 1866 по 1870 годы. Проследить целиком карти­ну заболевания было невозможно, симпто­мы были нечеткими и противоречивыми, причины инфицирования неизвестны: от посещения публичного дома до заражения воздушно-капельным путем в транспорте с ранеными. В йенской клинике Ницше про­вел лишь несколько месяцев. Записи в ис­тории болезни бесстрастно отмечают мучи­тельную раздвоенность между поведением одухотворенного существа и жалкого бе­зумца (“Играл на рояле. Ел дерьмо”). В по­следующие годы, когда он жил под опекой матери, контрасты сгладились в одну ров­ную, тихую и бесцветную картину.

Вскоре в Германию вернется Элизабет (ее супруг, обанкротившись, покончил с собой). Инт­ригами она заполучит авторские права на тексты Ницше и займется их фальсифика­цией - от состряпывания из ницшевских черновиков труда “Воля к власти” до выма­рывания имени Лу из личных писем.

1934 год. Компромат на десятилетия впе­ред: Гитлер с визитом к Элизабет Ферстер-Ницше у входа в Архив Ницше, философ, должно быть, пере­ворачивается в гробу.
1934 год. Компромат на десятилетия впе­ред: Гитлер с визитом к Элизабет Ферстер-Ницше у входа в Архив Ницше, философ, должно быть, пере­ворачивается в гробу.

После туринской катастрофы Ницше тихо и бессмысленно проживет еще 11 лет. За это время он, уже не ведая того, станет ду­ховным лидером зарождающегося столе­тия, а его маниакальные заявления, вроде “через два месяца я стану первым челове­ком на земле”, обернутся почти правдой. И невозможно будет без трепета перечиты­вать датированное 6 января 1889 года письмо базельскому коллеге Якобу Буркхарду, где так странно переплелись безу­мие и истина, предлагая ошеломляющее объяснение жизненного пути философа: “В конце концов меня в гораздо большей сте­пени устраивало бы быть славным базель­ским профессором, нежели Богом; но я не осмелился зайти в своем личном эгоизме так далеко, чтобы ради него поступиться сотворением мира”.

Больной Ницше на вилле Зильберблик (ныне - Архив Ницше) в Веймаре в послед­ние годы жизни.
Больной Ницше на вилле Зильберблик (ныне - Архив Ницше) в Веймаре в послед­ние годы жизни.