Мульта, что это такое?
Мульта – это и река – правый приток Катуни, и озера, что находятся у водораздела Катунского хребта, и село. Со всеми этими объектами – все ТАК, ну, почти так. Речь в статье пойдет исключительно о моих впечатлениях от путешествия в эти Мультинские края в этом 2022 году.
Первый раз в этих Мультинских местах я побыла в 1996 году. В те, уже далекие годы, я посещала эти края часто вплоть до 2006 года. И вот, спустя 16 лет, благодаря стечению обстоятельств, в августе 2022 года я снова решила «тряхнуть стариной» и вместе с сыном Ярославом, своей подругой Светланой, ее дочкой Елизаветой мы отправились в путешествие к Мультинским озерам. Да, «стариной» мы со Светланой тряхнули, но она – «старина» даже не отвалилась, чего желаю и своему читателю.
Главной идей путешествия для нас со Светой было желание показать нашим детям те места, куда мы, работая в Барнаульский школе, водили своих учеников. И не просто водили, а организовывали исследовательские экспедиции.
Все сложилось удачно, мы прожили на берегу Нижнего Мультинского озера 4 дня и даже прогулялись до Верхнего Мультинского озера.
Мультинский каскад озер расположен в западной части Катунского хребта в бассейне реки Мульты и насчитывает более десятка крупных озер на высотах от 1710 до 1860 метров. Озера исключительно живописны. Наиболее известны и посещаемы из них: Нижнее Мультинское, Среднее Мультинское, Верхнее Мультинское и Поперечное.
В отличие от наших детей, которые любовались красотой природы Алтая, меня все путешествие не покидала мысль, что многое здесь стало «НЕ ТАК»
«Не так» началось с самого начала.
Оказалось, что сегодня совсем не проблема совершить к Мультинским озерам путешествие. Многие жители Уймонской долины, имеющие внедорожники, типа ГАЗ 66 и УАЗ, осуществляют доставку, причем, довозят почти к самому берегу Нижнего Мультинского озера. Поэтому, в настоящее время отправиться в путешествие к верховьям Мульты может любой желающий, даже не имеющий особой физической подготовки.
Ранее, добраться до Мультинских озер от Маральника можно было лишь пешком или на лошадях, поэтому физическая подготовка играла значение.
Дорога.
В наши дни от Маральника до Нижнего Мультинского озера существует дорога. Хотя дорогой ее назвать можно с большой натяжкой. Скорее всего, это путь, имеющий направление, причем, путь этот воплощается в сети дорожных «натоптышей», представленный грязевыми колеями, руслами ручьев и речек. Более или менее дорога прорисовывается на подъемах и спусках, но в этих местах она изобилует большими камнями и корнями вековых кедров, что с каждым годом «вырастают», создавая весомые преграды для передвижения внедорожников. А грязевые колеи наоборот углубляются, создавая эффект «пластилиновой дороги». Путь этот от Маральника до Нижнего Мультинского озера оставил, пусть не самое сильное у нас впечатление от путешествия, но, скажем, существенное. Смутные чувства вызвал этот путь у меня. Было большое сожаление от того, что это бездорожье поглощает год от года все больше площадей нетронутой человеком природы алтайской тайги. Всю дорогу, а она составила два с половиной часа, меня не покидало чувство страха. Страшно было круто подниматься и спускаться. Страшно было ехать по глубокой колее, камням, руслам речек. Страшно было и завязнуть в черной жижи горных черноземов, и остановиться на середине брода. Трудно было свыкнуться с постоянной тряской и качкой. Во время пути все было завязано на водителе, его умениях и навыках и состоянии его внедорожника.
В былые времена шел себе по тропе и восторгался красотой, гармонией и величием природы. Да, было трудно преодолевать себя и нести свой груз на плечах.
Водитель нам сказал, что возят сюда интенсивно уже года 3 – 4. Хотя дорога была и ранее, даже лет 20 назад.
Мы посчитали, что единовременно вечером у Нижнего Мультинского озера стоит в ожидании туристов 19 внедорожников. Даже не так: ДЕВЯТНАДЦАТЬ внедорожников!!!!! И это в основном ГАЗы 66. Вот, вам и нагрузка на природу.
Стоянка.
Сегодня на большой поляне, что расположена немного на расстоянии от северного берега Нижнего Мультинского озера, мы увидели дома и они не только для работников Катунского заповедника, но и для проживания вип-туристов. То есть тех, кто сам себя этим словом называет. Живи – не хочу, вот, только бронировать эти места надо о-о-о-чень заранее.
Дома – это не для нас. Мы жили в палатках, метрах в 20 от берега озера, в лесу. Палатками был «усеян» весь лесок от озера до поляны, где находились дома. Здесь работниками заповедника были оборудованы стоянки: созданы костровища, лавочки, столики, туалеты, умывальники. Были даже и тазы для бытовых нужд. Размещайся, жги костер (охапка дров по 100 руб.) и радуйся походной жизни и гармонии. Есть и стенды с правилами поведения, правда, мы их прочитали уже на исходе третьего дня проживания. Мусор надо сортировать и оставлять у кострищ. Его ежедневно собирают работники заповедника. А еще не могу не сказать о том, что здесь есть кафе. Каждый может подойти и пообедать. Блюда готовят здесь и сейчас. Во, как!
Соседи.
Соседей много. Но было все в пределах допустимого. Народ утром расходился по радиалкам и собирался поздним вечером. Не было шумных посиделок, пьяного ора, телефонной музыки. В воздухе над лагерем ощущалась внутренняя культура посетителей. И это очень радовало. Был случай, когда инструктор решил рано утром разбудить своих туристов громкой музыкой, но его сразу «выключили» грозным возгласом: «Вставь наушники в уши и слушай свою дрянь один!»
Лодки.
Сказать, что обилие моторных лодок на берегах Нижнего и Среднего Мультинских озер нас порадовало, не могу. Это говорило о том, что перевозка пассажиров по этим двум озерам поставлена на поток. Постоянный шум моторов к 4 дню пребывания превратился для нас в некую обыденность и это, к большому сожалению. Безусловно, то, что здесь должны были бы быть просчитаны допустимые нормы использования моторных лодок. Но, видимо, в голову работников заповедника это не приходит, а жаль. Пока спрос оправдывает все. Стоимость проезда по озеру 400 рублей с человека. Это за 2,370 м пути.
Тропы.
Тропой сеть пешеходных путей, особенно вокруг Нижнего Мультинского озера, назвать можно с некоторой натяжкой. Скорее это пешеходные дороги. Ширина их в некоторых участках достигала метра и более. В хоне заповедника, что выше Среднего Мультинского озера, тропинки несколько сужаются, что говорит о том, что поток идущих к Верхнему Мультинскому и Поперечным озерам уменьшается. Стоимость прохода по тропам в заповедной зоне составляет 150 руб. с человека. В дождливую погоду, а такая здесь бывает часто, это ведь западная часть Катунского хребта, тропинки представляют собой в лучшем случае грязевое месиво, в худшем – речки. По началу пути спасают камни, коими усеяна тропа. Но в обратную сторону и камни становятся испытанием для усталых ног. Вдоль троп предельно чисто. Мы не встретили ни одной пластиковой бутылки, бычка или фантика от конфет. И это меня определенно порадовало. Выпавшая бутылка воды из креплений моего рюкзака не дождалась нас на обратном пути. Ее мы нашли у инспектора на кордоне заповедника. Ее подобрал егерь, что шел по тропе за нами. Во, как!
Через все речки, которые пересекает тропа, налажены переправы в виде мостов. Даже есть участок тропы, оборудованный деревянным помостом. Но, видимо, пришло время его реконструкции.
Из всего того, что «НЕ ТАК», пожалуй, самым главным было Верхнее Мультинское озеро.
Это было самым сильным впечатлением из серии «ЧТО НЕ ТАК».
Верхнее Мультинское озеро стало меньше по площади, длине, объему воды!
Сильным разочарованием для меня было видеть как бы «деградирующее озеро». Кромка воды у северной части озера отошла от былого уровня метров на 40 – 50.
Почему?
Озеро Нижнее Мультинское не изменилось в объеме. Про Среднее Мультинское сказать не могу, но в тех местах, которые я помню, оно было в своих границах.
- Потепление климата?
- Сокращение ледников, питающих озеро?
Не совсем так. Тогда бы и уровень нижних озер изменился. Дело в том, что в 2014 году Верхнее Мультинское озеро от обильных осадков переполнилось и прорвало часть моренного вала, что является его - озера, подпрудой. Здесь образовался ров и перепад высоты, что спровоцировало образование водопада. В результате чего исток Мульты стал осуществляться немного южнее. Озеро сократилось как раз на расстояние этого рва, которого ранее 2014 года не было. Для тех путешественников, которые видели озеро впервые, наличие плоского берега, что когда-то был дном, не влияло на их восприятие озера. А я очень расстроилась.
Еще одним, «что не так» стал наш возраст.
Свои 50 + мы ощущали, когда двигались вверх по тропе и, особенно, вниз.
Очень рассчитываю, что в 60+ мы сможем здесь побывать. Но это не только «как даст бог», но и нам самим надо принять все усилия.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора. Фото с телефона - Лизы Максимовой.