В 2019 году вышел наш первый манифест. Тогда мы говорили о пицце, бренде и открытости. Прошло три года, многое изменилось. Пицца и ценности, конечно, остались, но хотелось поговорить о людях. Тех, кто делает пиццу, и кто ее ест. О том, как проходили съемки нового манифеста, расскажет его режиссер и сценарист Артём Зыкин.
Привет, я Тёма, креативный директор агентства Yep! Несколько лет мы делаем разную рекламу для Додо Пиццы. Последний наш большой совместный проект — новый манифест, где я был автором и режиссёром.
Почему «манифест»?
Это довольно громкое слово, которое означает, что пришло время поговорить о ценностях. В случае с Додо, ценности — самое важное. На этом построена компания, на них ссылаются и опираются ребята в своей работе. Поэтому, когда мы начали работать с Додо в 2019 году, сначала мы прочитали все книги и документы, всё проговорили и только потом принялись к съемкам первого манифеста. И если он был о компании и пицце, то нынешний ролик — это отчёт о последних изменениях и работе над ошибками. То есть это такая реклама сети пиццерий, где очень мало пиццы.
Как мы снимаем документальную рекламу
Я думаю, чувствуется, что всё, что есть в этом ролике — не выдумано. Это маленькие истории, которые нам рассказали люди через интервью, исследования, отзывы в приложении, комментарии в соцсетях. Если компания использует обратную связь, чтобы оценивать решения, менять сервис и продукт, то вполне логично использовать эту же обратную связь как основу для креатива.
На самом деле мы с Додо уже давно и успешно используем формат документальной рекламы, причём даже на федеральном ТВ. Мы снимаем в реальных пиццериях, настоящих сотрудников. У нас была кампания, где мы брали сообщения людей в соцсетях, находили авторов и снимали их. Судя по комментариям, нам часто не верят, говорят, что это всё актёры. Ну, чисто технически в этот момент они актёры, но суть вы поняли.
Например, в этом ролике есть Роман — тренер по тхэквондо из Петербурга. Он был респондентом в нашем исследовании и рассказал, что накормить 30 ребят, тем самым порадовать их на выездных соревнованиях, очень сложно. Вот она история! Звоним Роме и просим всей командой сняться в спортзале и ресторане. Ребята уезжают на сборы и времени у них нет. Летим в Питер и придумываем, как снять сцену только в спортзале.
Люди вдохновляют нас, учат, помогают. Разработчики Додо объясняют, что оценивать работу в строчках кода — дурное клише, и мы меняем текст. Дарья из Челябинска рассказывает, что берёт додстер в поход, и мы, хоть и не можем снять её саму, берём её историю. Отрываем внутренний чат с жалобами, находим душераздирающий пост про испорченный маникюр — то, что надо!
И, конечно, сотрудники. Мухаммед с тату на руке (просто неожиданный алмазик!) или Даша и вся смена из Вышнего Волочка. Ребята снимались, работали, нас кормили, а после коллективного портрета, это последний кадр в ролике, пошли проводить детский мастер-класс. Мы, кстати, этот кадр тоже не планировали, а теперь и не знаю, как можно было закончить иначе. Потом мне кидают коммент, мол: «Сотрудникам, наверное, тяжело смотреть на этих актёров» — и я… закрываю ноутбук и иду чай заваривать.
Зачем мы так делаем?
Во-первых, в случае с Манифестом — это часть истории. Люди — источник изменений, и нам важно, чтобы они поучаствовали в этом процессе. Можно заметить, что герои ролика не всегда едят пиццу, но им важно о ком-то позаботиться, что-то сделать, им может что-то не нравится. Эти истории — большая помощь, и хочется найти способ сказать спасибо.
Во-вторых, мы не чувствуем границы «компания», «партнер», «продукт», «клиент». Мы все люди, все несовершенны, у всех свои проблемы. Звучит банально, но хочется это принять и об этом говорить открыто настолько, насколько получается.
В-третьих, это просто весело, круто и интересно! Нас это заряжает и расширяет горизонты. Пока снимаешь сцену про выгорание, можно посидеть и послушать что-то на эту тему, чему-то научиться, понять, где погорячился в сценарии. Когда снимаешь целую спортивную команду, сначала нужно рассказать об этом родителям. Потом выделить время, чтобы и ребята знали, что у нас за работа такая, кто что делает на площадке, что в этом крутого и интересного. Если получается подружиться, это здорово чувствуется и в работе, и в кадре.
Ну и ещё, кажется, это уже наш стиль. Мы, например, стараемся как можно больше использовать декорации, реальные художественные объекты и трюки и как можно меньше — графику. Это бывает труднее, но и результат другой. Это видно. С реальными людьми так же.
Как это всё делалось?
Ну, скажу честно, делалось это стремительно и иногда через немогу. Чуть меньше месяца мы рассуждали и думали. Ровно за месяц до сдачи у нас была сценарная основа и черновой текст. Время было крайне ограничено, но зато взаимное доверие и поддержка у нас с Додо — бесконечные, и опыта совместного вагон. На этом и поехали. Даже в середине съёмок я регулярно созванивался с ребятами, мы обсуждали текст, отдельные сцены и меняли что-то на ходу. У команды Додо даже не всегда была раскадровка перед глазами, но вера и фантазия помогали.
В каждом проекте приходится идти на компромиссы. Здесь мы очень держались за смысл и текст, порой жертвуя творческими и режиссёрскими решениями, красотой, монтажными переходами, какими-то деталями. У нас очень сработанная команда и каждый в ней «спасает» в нужный момент: придумывает интересный ход, вносит свой вклад. Конечно, получилось не идеально. Когда я смотрю — вижу только огрехи в монтаже, слышу косяки в звуке. Но, даже я, тревожный и вечно недовольный, понимаю, что всё-таки главное мы рассказали и показали. Да и ролик о том, что никто не совершенен, так что всё складывается.
Что дальше?
Я чувствую, что работая с Додо, мы идём каким-то своим интересным путём. Помню, каково было впервые раскатать в пиццерии большой рыжий фон, поставить стул и робко подходить к людям на кассе и за столиками с просьбой сняться в нашем ролике. Было очень страшно. Мы даже хотели подстраховаться массовкой. А в результате получили материала на полгода и нашли за один вечер людей, которые и после снимались в нашей рекламе.
Для бренда пиццы у нас очень «непиццецентричная» коммуникация, и это постоянно рождает разные испытания, как творческие, так и технические.
Как автор я бесконечно благодарен за возможность работать в своём стиле и в атмосфере доверия. Как агентству нам интересно сотрудничать с людьми, которые понимают, что и зачем делают и во всём помогают, когда верят в результат. Этот экран с отзывами людей, который мелькает в одном из кадров ролика — он же на самом деле весит в каждом офисе. Там и грустно, и смешно, и тепло, и поучительно. И всё про людей. Такую рекламу мы и стараемся делать.