Найти тему
Женщина в истории

Долорес Дель Рио: первая мексиканка, покорившая Голливуд

Наверняка все здесь знают известную мексиканскую актрису Сальму Хаек.

Сальма была настоящим секс-символом 90-х. Как она танцевала на столе для Джорджа Клуни и Квентина Тарантино в легендарном фильме "От заката до рассвета", помните?

Сальма в "От заката до рассвета".
Сальма в "От заката до рассвета".

Однако чувственными танцами карьера Сальмы не ограничилась: у неё было достаточно знаковых ролей.

В том числе - роль Фриды Кало, самой известной в мире мексиканки.

В общем, Сальму определённо можно поздравить с очень удачно сложившейся карьерой. Мексиканская девочка, покорившая Голливуд!

Сальма в роли Фриды Кало.
Сальма в роли Фриды Кало.

Только в этом Сальма - не первопроходец.

В истории кино были мексиканские актрисы, которым удалось покорить и большой кино-бизнес, и сердца миллионов.

Сегодняшняя история - о Долорес Дель Рио.

Нам это имя вряд ли о чём-то говорит.

Однако сам Бернард Шоу в своё время воскликнул:

"Две самые красивые вещи в мире — это Тадж-Махал и Долорес Дель Рио!"

А уж Шоу было непросто удивить...

Так что же такого было в этой женщине? Женщине, которая стала первой мексиканской супер-звездой Голливуда.

Источник: Википедия.
Источник: Википедия.

Любимица

Родившаяся в Дуранго, Мексика, в 1904 году, Мария де лос Долорес Асунсоло-и-Лопес-Негрете по прозвищу Лолита происходила из аристократической семьи баскско-испанских банкиров и фермеров.

Будучи единственным любимым ребёнком, она, уже взрослая, вспоминала, что в её семье была прекрасная карета, которой:

«...завидовали мои двоюродные братья. Я забиралась в карету и чувствовала себя принцессой. Мама сидела сзади, и я сопровождал её в церковь, в гости, к швее… Я любил подарки в виде ожерелий, браслетов, серёжек! Друзья моей мамы угощали меня сладостями, пока они пили чай».

Маленькая Лолита была очень близка со своей мамой Антонией. А ещё девочка росла настоящей красавицей.

Танцами и представлениями она увлеклась в глубоком детстве:

«Как я смотрела на себя перед зеркалом, как улыбалась или корчила рожицы, изучая себя. В эти моменты я уже играла».

Но детство Долорес совсем не было безоблачным. Ведь на него выпала мексиканская революция.

Когда революционные силы напали на Дуранго, мать вытащила её из постели, спрятала в большой корзине, а затем отвезла на вокзал, чтобы успеть на последний поезд в Мехико как раз перед прибытием революционеров.

Как она описала это:

"Мы бежали рано утром с другими важными людьми Дуранго, потому что на крик «Вот идет Панчо Вилья!» все побежали".

Долорес с мамой, 1930 год. Источник: Википедия.
Долорес с мамой, 1930 год. Источник: Википедия.

Семья Долорес лишилась всего.

В Мексике наступило непростое время, и через несколько лет у власти оказался Франсиско Мадеро - двоюродный брат матери Долорес. Но в 1913 году Франсиско убили, а его семья была вынуждена прятаться в подвале.

Постепенно ситуация в Мексике стабилизировалась. Долорес посещала колледж Святого Иосифа, управляемый французскими монахинями и расположенный в Мехико.

В 1919 году 15-летняя Долорес увидела выступление Анны Павловой, великой русской балерины. Оно очень сильно повлияло на девушку.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Долорес убедила мать разрешить ей брать уроки танцев у известного преподавателя Фелипиты Лопес. Однако она страдала от большой неуверенности в себе и чувствовала себя «гадким утенком».

Мать Долорес заказала известному художнику Альфредо Рамосу Мартинесу, который рисовал мексиканскую аристократию, написать портрет своей дочери. Портрет помог девушке преодолеть свою неуверенность.

В 1921 году 17-летняя Долорес вышла замуж за более старшего, артистичного и выдающегося Хайме Мартинеса Дель Рио, с которым познакомилась на благотворительной вечеринке, куда была приглашена в качестве танцовщицы.

Медовый месяц в Европе длился два года. Сам Хайме, выходец из богатой семьи, получил образование в Англии.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Высший свет, танцы, вечный праздник...

В 1924 году супруги вернулись в Мексику. Дель Рио жили на ранчо Хайме в Дуранго. Основной доход они получали от хлопка.

Но хлопковый рынок пережил стремительное падение, и супруги вдруг оказались на грани разорения. В то же время Долорес узнала. что беременна.

К сожалению, у неё случился выкидыш.

В итоге семья переехала в Мехико.

Добро пожаловать в кино

Миллионы девушек приезжают в Лос-Анджелес с одной единственной мечтой: покорить Голливуд! Они работают официантками, вечерами пропадают на курсах актерского мастерства, и всячески пытаются получить ту самую роль...

Долорес ничего этого делать не пришлось.

Судьба сама постучалась в её дверь.

В начале 1925 года Долорес познакомилась с американцем Эдвином Кэруи, влиятельным режиссером «Фёрст Нэшнл» (First National Pictures), который был в Мексике на свадьбе актёров Берта Лителла и Клер Виндзор.

Очаровательная Долорес пленила Эдвина, и он почти что напросился к ней домой с помощью художника Адольфо Беста Могарда.

В тот вечер Долорес танцевала, а муж аккомпанировал ей на пианино.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Эдвин пригласил их обоих в Голливуд. Хайме он сказал, что сделает его жену кинозвездой.

Супруг Долорес подумал, что такое предложение очень уместно, учитывая их финансовые трудности.

К тому же у него была мечта - писать сценарии. А Голливуд, конечно, лучшее место для этого.

Родственники были против. Такое решение супругов шло вразрез с привычными устоями мексиканского общества.

Мать сказала Долорес:

"Ни одна дочь из хорошей семьи никогда не становилась актрисой".

Дель Рио ответила:

"Хорошо. Значит, я буду первой".

Итак, Долорес и Хайме отправились поездом в Соединенные Штаты.

Агентом, менеджером и продюсером Долорес стал Эдвин Кэруи. Он организовал для нее широкую рекламу. Намерения у Эдвина были серьёзные.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

В крупных голливудских журналах появились статьи о Дель Рио:

"Долорес Дель Рио, наследница и первая леди высшего мексиканского общества, приехала в Голливуд с грузом платков и гребней стоимостью в 50 000 долларов (говорят, что она самая богатая девушка в своей стране благодаря богатству мужа и родителей). Она дебютирует в фильме „Джоанна“ под руководством своего первооткрывателя Эдвина Кэруи".

Эдвин продвигал Долорес как женскую версию Рудольфа Валентино - секс-символа эпохи немого кино, имеющего итальянское происхождение. Это было очень изматывающе для Долорес, ведь её постоянно сталкивали с голливудским расизмом по отношению к мексиканцам.

Менеджер контроливарол её во всём, а их с Хайме называл своими "перцами чили".

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Первый год в Голливуде был для Долорес очень тяжёлым. Позже она так вспоминала это время:

"Я жила в рассаднике интриг, политики, лжи и злобы, перекрёстных течений человеческих целей. Меня так часто обижали, что я боялась выражать свои мысли".

В 1928 году Голливуд столкнулся с большим вызовом: переходом на звуковое кино. Не все звёзды, даже очень солидные, пережили эту перемену.

Но Долорес удивила публику, спев "Рамону". Она доказала, что в новом мире звукового кино ей точно есть место.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Вне экрана

Хайме успех жены не вынес. В 1928 году они перестали быть парой. Быть мужем кинозвезды - тоже испытание. Особенно, когда сам находишься в её тени.

К тому же, получившей психологическую травму после выкидыша Долорес посоветовали не заводить детей.

Через полгода после того, как Долоорес подала на развод, она получила известие о том, что Хайме скончался в Германии.

И, словно всего этого было мало, Долорес постоянно приходилось сталкиваться с преследованиями своего менеджера Эдвина Кэруи - он не оставлял попыток завоевать её.

Он мечтал жениться на восходящей звезде, представляя, какой знаменитой голливудской парой они будут.

Эдвин даже подготовил развод с женой и распространял ложные слухи в рекламных кампаниях своих фильмов.

Долорес.
Долорес.

У него был эксклюзивный контракт с Долорес, но во время съёмок фильма "Евангелина" Дель Рио уговорили расстаться с навязчивым менеджером.

После успешной премьеры "Евангелины" в Нью-Йорке Долорес заявила журналистам:

"Мы с мистером Кэруи просто друзья и товарищи по искусству кино. Я не выйду замуж за Мистера Кэруи".

Контракт с ним она в конце концов расторгла.

Правда, легко отделаться не получилось. Эдвин подал на Дель Рио в суд. С помощью юристов United Artists Долорес достигла соглашения с Кэруи во внесудебном порядке.

Но он начал всячески портить ей жизнь. Например, на озвучивание роли Катюши Масловой в "Воскресении" он позвал Лупе Велес, несмотря на то, что роль предназначалась Долорес.

Лупе Велес, источник: Википедия.
Лупе Велес, источник: Википедия.

Лупе Велес тоже была мексиканкой и предполагалась соперницей Дель Рио.

В 1930 году на вечеринке Дель Рио познакомилась с Седриком Гиббонсом, арт-директором MGM и одним из самых влиятельных людей Голливуда.

Они поженились 6 августа 1930 года. Это была одна из самых знаменитых пар Голливуда той эпохи. В своём стильном доме они устраивали "воскресные бранчи".

Долорес и Седрик, взято из открытых источников.
Долорес и Седрик, взято из открытых источников.

Седрик души не чаял в супруге, считая её самой прекрасной женщиной на свете.

Вот как Долорес позже вспоминала знакомство с их новым домом в стиле ар-деко:

"Он взял меня на руки и понес внутрь. Я сказала, что обожаю дождь; он посадил меня в кресло и пошел нажимать какие-то кнопки. За стеклами больших окон я увидела, как падает дождь. Он разработал механизм, благодаря которому я могла получать дождь, когда захочу."

Долорес и Седрик.
Долорес и Седрик.

Однако вскоре после замужества Дель Рио тяжело заболела почечной инфекцией. Врачи рекомендовали длительный постельный режим. После выздоровления Долорес наняла студия RKO Pictures.

(Я так бегло описываю карьеру Долорес, почти не касаясь фильмографии, потому что фильмов снималось много, но их названия вам вряд ли о чём-то говорят).

Высший свет

Дель Рио была светской дамой высшего класса. Она дружила с главными звёздами своего времени: Чарли Чаплином, Эрролом Флинном, Кларком Гейблом....

Но, как ни странно, действительно близкие отношения её связывали с, казалось бы, главными соперницами: Гретой Гарбо и Марлен Дитрих. Только вслушайтесь в эти имена...

Три умные, волевые женщины, не американки, три иконы стиля.

«Полет в Рио» (1933 год). Взято из открытых ситочников.
«Полет в Рио» (1933 год). Взято из открытых ситочников.

Свою привязанность к Грете и Марлен наша героиня пронесла через всю жизнь.

Однако Дель Рио не была только "девушкой из высшего общества". Она была известной актрисой. И к 1938 году её карьера переживала упадок.

Долорес была внесена в список 12 актеров и актрис под названием «Кассовый яд / Box Office Poison», который был представлен 3 мая 1938 года в Hollywood Repoter в статье Гарри Брандта, президента Независимой ассоциации владельцев кинотеатров (ITOA).

Суть статьи была в том, что фильмы с участием этих 12 кинозвёзд больше не привлекали достаточное количество зрителей. Достаточное для того, чтобы оправдать их большие гонорары.

Безусловно, для Долорес ничего приятного в такой статье не было, хотя она и оказалась в шикарной компании, ведь в список попали также: Джоан Кроуфорд, Грета Гарбо, Кэтрин Хепберн, Марлен Дитрих, Мэй Уэст...

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Любовь нечаянно нагрянет...

В 1932 году молодой Орсон Уэллс пошел посмотреть «Райскую птицу» и оказался полностью очарованным Дель Рио.

"Именно тогда я влюбился в нее. Это изменило мою жизнь."

Впрочем, её жизнь тоже...

Орсон, кинорежиссёр, актёр, сценарист - был новым гением Голливуда.

Орсон, источник: Википедия.
Орсон, источник: Википедия.

В 1939 году они встретились на вечеринке, устроенной боссом Warner Brothers Джеком Уорнером. А дальше - как в кино.

Они отправились купаться под луной.

Замужняя Дель Рио была очарована Уэллсом. Он был моложе на одиннадцать лет.

Позже она сказала своей хорошей подруге Фэй Рэй, что должна развестись с Гиббонсом:

"Если я этого не сделаю, я могу сделать что-то, о чём пожалею".

Долорес подала на развод.

И бросилась в омут Орсона с головой. Она восхищалась им.

«Райская птица» (1932 год). Источник: Википедия.
«Райская птица» (1932 год). Источник: Википедия.

Долорес поддерживала его в трудный период съёмок ставшего впоследствии легендарным "Гражданина Кейна" (Орсон был режиссёром и исполнителем главной роли в этой картине). Она помогала ему бороться с бессонницей. Она помогала ему не опускать руки в трудные моменты.

Но он разбил ей сердце.

Во время съёмок их единственного совместного фильма «Путешествие в страх» он бросил её, чтобы снять то, что стало в итоге «Всё правда в Бразилии», и вернулся к своему фривольному образу жизни.

Участвовавший в съемках карнавала в Рио-де-Жанейро, Орсон имел множество сексуальных связей, и эта новость вскоре дошла до Соединенных Штатов. Оскорбленная и возмущенная, Дель Рио решила прекратить свои отношения с Уэллсом посредством телеграммы, на которую он так и не ответил.

Долорес и Орсон.
Долорес и Орсон.

Бросившая любящего мужа Долорес осталась одна. Ей было почти сорок лет, карьера зашла в тупик, а личная жизнь обернулась трагедией.

Несколько недель спустя умер её отец...

Долорес решила вернуться домой.

"Я захотела идти путем искусства. Перестать быть звездой и стать актрисой — я могла сделать это только в Мексике. Я хочу сама выбирать сюжеты, своего режиссера и оператора. Я лучше справлюсь с этим в Мексике. Я хотела вернуться в Мексику, страну, которая была моей и которую я не знала. Я почувствовала необходимость вернуться в свою страну".

Уэллс периодически появлялся в её жизни, по-видимому, преследуемый тем, что потерял.

Из кинозвезды - в актрису

Долорес искала мексиканских режиссеров с конца 1930-х годов, но экономически её появление в мексиканских картинах тогда было затруднительным.

Также она дружила с мексиканскими художниками (такими как Диего Ривера и Фрида Кало) и поддерживала связи с мексиканским обществом и кинематографом.

Диего, Фрида и Долорес. Взято из открытых источников.
Диего, Фрида и Долорес. Взято из открытых источников.

Сразу после её возвращения в Мексику режиссёр Эмилио «Эль Индио» Фернандес пригласил её сняться в фильме «Флор Сильвестр» (1943). Будучи большим поклонником Дель Рио, он мечтал снимать её.

Эта картина стала первой киноработой Долорес на испанском языке.

Впоследствии они сняли «Марию Канделарию», первый мексиканский фильм, который был показан на Каннском международном кинофестивале, где получил Гран-при (ныне известный как «Золотая пальмовая ветвь»).

Фернандес сказал, что написал оригинальную версию сюжета на 13 салфетках, сидя в ресторане. Он беспокоился, потому что был влюблен в Дель Рио и не мог позволить себе купить ей подарок на день рождения.

Итак, в Мексике Долорес наконец-то получила те роли, которых хотела: драматические роли в фильмах, затрагивающих социальные проблемы (война, бедность, расовый вопрос и так далее).

В партнерстве с Эмилио Фернандесом (с которым у неё был бурный роман), оператором Габриэлем Фигероа и актером Педро Армендарисом они сняла легендарные мексиканские фильмы.

Дель Рио была бесспорной музой золотого века мексиканского кино. По словам Фигероа, она «вселила в нас некий мистицизм».

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Спорная фигура

В 1954 году Долорес должна была появиться в роли жены персонажа Спенсера Трейси в фильме 20th Century Fox «Сломанное копьё».

Но правительство США отказало ей в разрешении работать в Соединенных Штатах, обвинив Дель Рио в симпатиях к международному коммунизму.

Документ, подписанный ею в поддержку мира во всем мире, а также её связи с фигурами, открыто коммунистическими (как Диего Ривера и Фрида Кало) и её прошлые отношения с Орсоном Уэллсом были истолкованы в Соединенных Штатах как симпатии к коммунизму.

Её заменила в фильме Кэти Хурадо.

Долорес отправила письмо правительству США, в котором говорилось:

"Я верю, что после всего этого мне не в чем себя упрекнуть. Я женщина, которая хочет жить только в мире с Богом и с мужчинами".

Пока время работало на то, чтобы отношение к Долорес в Штатах вновь стало дружелюбным, она успела сняться в кино в Испании.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Возвращение в Голливуд

К 1956 году положение Долорес в США снова улучшилось. Она с интересом стала прислушиваться к театральным предложениям.

Дель Рио успешно дебютировала в театре Falmouth Playhouse в Массачусетсе 6 июля 1956 года и продолжила гастроли в семи других театрах.

В интервью Луэлле Парсонс она прояснила свою политическую позицию:

"В Мексике мы беспокоимся и боремся против коммунизма".

В 1957 году она была выбрана вице-президентом жюри Каннского кинофестиваля.

И стала первой женщиной в жюри.

В 1959 году, после 10 лет отношений, Долорес вышла замуж за Льюиса Райли. Они оставались вместе до самой её смерти в 1983 году.

Долорес и Льюис, взято из открытых источников.
Долорес и Льюис, взято из открытых источников.

Итак, Долорес вернулась в Голливуд спустя 18 лет.

Она была нанята на роль матери персонажа Элвиса Пресли в фильме «Пылающая звезда» (1960) режиссёра Дона Сигела.

«Пылающая звезда» (1960), источник: википедия.
«Пылающая звезда» (1960), источник: википедия.

И это было далеко не единственное предложение.

Дель Рио снова была востребована в эпицентре мировой индустрии.

Финальная сцена

В 1978 году Долорес поставили диагноз остеомиелит. В 1981 - гепатит В. Им она заразилась после инъекции витаминов. Также её мучил артрит.

В 1982 году дель Рио была госпитализирован в Scripps Hospital в Ла-Хойе, штат Калифорния, где гепатит привел к циррозу печени.

До самой смерти она оставалась главной культурной фигурой Мексики. Долорес поддерживала искусство, открывала детские сады для работающих матерей по всей стране, путешествовала, выступала на сцене...

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

11 апреля 1983 года Долорес Дель Рио умерла от печеночной недостаточности в возрасте 78 лет в Ньюпорт-Бич, штат Калифорния.

Говорят, что в день её смерти ей прислали приглашение на церемонию вручения «Оскара».

После смерти она была кремирована, а её прах перевезён из Соединенных Штатов в Мексику, и захоронен в Пантеон-де-Долорес - ротонде выдающихся деятелей в Мехико.

Источник: Википедия.
Источник: Википедия.

P.S.

"Позаботьтесь о своей внутренней красоте, о своей духовной красоте, и это отразится на вашем лице. У нас есть лицо, которое мы создали за эти годы. Каждый плохой поступок, каждая плохая ошибка отразится на вашем лице. Бог может дать нам красоту, и гены могут дать нам наши черты, но останется ли эта красота или изменится, определяется нашими мыслями и поступками".
Долорес Дель Рио

Источники: портал vanityfair, Википедия.

Мирна Лой: королева Голливуда, попавшая в чёрный список Гитлера.

Милена Есенская: роман с гением, творчество, концлагерь.

Убийство Элизабет Шорт: тайна, покрытая мраком.

"Самая уродливая женщина в мире": трагическая судьба Мэри Энн Вебстер.

#история #голливуд #кино #женщины #культура