Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: Планета GONG, часть 7: "Безглазая вечность" - "Zero To Infinity" (2000)

GONG - "Zero To Infinity" (2000)

Songs/Tracks Listing: 1. Foolfare (0:42); 2. Magdalene (3:57); 3. The Invisible Temple (11:35); 4. Zeroid (6:08); 5. Wise Man In Your Heart (8:03); 6. The Mad Monk (3:24); 7. Yoni On Mars (6:07); 8. Damaged Man (5:13); 9. Bodilingus' (4:02); 10. Tali's Song (6:25); 11. Infinitea (7:48)
Total time 63:24

Line-up/Musicians: Gilli Smyth - vocals/Daevid Allen - vocals, lead & glissando guitars, piano, electronics (9)/Theo Travis - tenor & soprano saxes, flute, keyboards, organ (3), theremin (?), sampler, electronics (9)/Didier Malherbe - alto sax, bamboo flute, doudouk/Mike Howlett - bass, electric guitar (9), co-producer/Chris Taylor - drums, percussion

With: Mark Robson - keyboards & chorus vocals (5)

«— Да, милейший математик, к счастью, к счастью, к счастью! Мы — счастливейшее среднее арифметическое… Как это у вас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности — от кретина до Шекспира… Так!»- Е. Замятин «Мы».

GONG УЖ В ВОЗРАСТЕ ХРИСТА.
Да, необычное сравнение, но оно касается ведь не только возраста, а еще и идеи, ведущей Gong еще с конца 60-х. О ней уж сказано немало и повторяться смысла нет. Мне более интересно ее развитие и трансформация во втором воссоединении основателей группы, ведь не секрет, что все ее побочные проекты являются лишь весомым дополнением к главной «визитной карточке» по имени Daevid Allen. Воссоединившись в 1991 году, в последующем Gong выпускает альбом «Shapeshifter», ставший логическим продолжением знаменитой трилогии о Радио гномах, рассказанной еще в начале 70-х. Далее у группы бала достаточно активная концертная деятельность, связанная с 25- летием ансамбля. Музыка Gong 90-х- это те же, знакомые по ранним работам, элементы джаза, психоделии, разухабистого шансона, прогрессивного рока, пропитанные духом анархии и приправленные редкими для жанра театральными дураковаляниями. Некоторые критики его определяют как спейс-рок ( хотя вразумительной стилистической его границы так и не существует). Но в первую очередь альбомы Gong славятся совей идеей, ставящей во главу угла ее музыкальное воплощение. Если в «Shapeshifter» герой Зеро умирает в Австралии, то в теперь в «Zero To Infinity» он чудесным образом опять оживает в виртуальном образе.
Герой Zero the Hero погиб на Shapeshifter (Оборотне). Zero To Infinity ( От Нуля до Бесконечности) видит, как его дух наслаждается свободным от тела и виртуальным существованием. В ходе этого он становится андроидом-сфероидом Зероидом. С помощью странного животного по имени Гонгалопа он узнает, что вся мудрость мира заключена в нем, и практикует лафта-йогу и приготовление чая. В конце он становится единым целым с Невидимым Храмом и получает массу удовольствия. В целом- это логическое продолжение мифологии о Radio Gnome, забегая вперед, но далеко еще не окончание.
Группа подошла к записи этого альбома почти в идеальном «классическом» составе ( хотя это довольно условное понятие для ее чехарды с составами) и потому звучание ее узнаваемо с первых тактов. Так и хочется сказать еще про этот неповторимый звук, про это уникальное новаторское музыкальное мышление, но никакие слова это не передадут. Самое время слушать альбом!

«ZERO TO INFINITY»- ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ.
1.»Foolfare» (Allen, Travis). Дурацкий тариф для предстоящего путешествия есть лишь короткое вступление с дуэтом духовых.
2.»Magdalene» (Allen, Howlett, Malherbe, Taylor). Волшебный дудук Didier Malherbe вводит в транс- эйфорическое состояние серенады Магдалене. Никогда еще до этого национальный армянский инструмент он не использовали и это- настоящая изюминка.
3.»The Invisible Temple» (Allen, Howlett, Malherbe, Smyth, Taylor, Travis). Загадочный голос Gilli Smyth, рассказывающей о Невидимом храме, плавно переходит в космическо-медитативную тему у саксофона Didier Malherbe, которому Theo Travis вторит тягучими нереальными органными аккордами. Лишь синкопированная партия бас-гитары Mike Howlett и безудержная гитара Daevid Allen приближают этот рассказ к джаз-фьюжн стихии, постепенно растворяющейся в звуковом космосе.
4.»Zeroid» (Allen, Howlett, Smyth). Gong- это рок! Вы не забыли? Так самое время это вспомнить и уйти с головой в прямолинейность и жесткость, приправленную паузами. Зероид- это именно та песня,что и будет до конца альбома быть его жесткой кульминацией. Но Gilli Smyth с присущей ей таинственной голосовой магией вновь уводит к «Magdalene», но ненадолго. И этот жесткий рок заканчивается настоящей вакханалией!
5.»Wise Man In Your Heart» (Allen, Howlett, Pierre Moerlin). Человек с мудрым сердцем- песня, пришедшая в этот альбом из 1969 года. Замечательный образец умиротворенно-статичной лирики. Песня очень логична после предыдущего буйства. Загадочно-отрешенный голос Daevid Allen гармоничен с сопрано-саксофоном Theo Travis.
6.»The Mad Monk» (Allen, Howlett, Taylor, Travis). Безумный монах- ритмы и фортепианные секунды, отсылающие нас к Телониусу Монку, пронизывают музыкальную канву. Лишь космические клавишные вступают с ними в конфликт, который, конечно же, они проигрывают.
7.»Yoni On Mars» ( Smyth, Travis). Марсианский пейзаж: расслабленный голос Gilli Smyth в сопровождении дуэта саксофонов. Пожалуй,одна из самых запоминающихся звуковых картин альбома, не хочется и переключаться далее.
8.»Damaged Man» (Allen, Howlett, Taylor, Travis). Далекая glissando guitar Daevid Allen с расслабленно-отрешенным фоном клавишных и флейты Theo Travis в конце концов приводят к атональной джазовой вакханалии. Фрагментарная партия бас-гитары Mike Howlett точна и безукоризненна.
9.»Bodilingus'» (Allen, Howlett, Taylor, Travis). Сочетание несочетаемого ( что так характерно для Gong : полностью безумный немузыкальный куплет и приятный танцевальный фанковый припев. Можно даже подняться и немного потанцевать. Почему бы и нет?
10.»Tali's Song» (Allen). Одна из лучших лирических песен Daevid Allen не только в альбоме, но и во всем его композиторском творчестве. ¾ вальсообразная тема столь изысканна, изломана и непредсказуема, что невольно заставляет ее повторить. А еще некоторые утверждают, что у группы нет лирики… Лирическая флейта им в еще одно доказательство.
11.»Infinitea « (Allen, Howlett, Smyth, Taylor, Travis). Бесконечность- и есть заключение этого путешествия, начатого от нуля. Выключите свет, раскройте пошире окно в летнюю ночь, поднимите свой взгляд к ночному звездному небу. Зрелище, прекрасней и загадочней которого нет ничего на свете. Так и эта загадочная в своей бесконечности музыка, не имеющая границ и законов, может стать проводником в безбрежные просторы музыки Gong. Она удивительна, она неповторима и не имеет окончания. К ней хочется вновь и вновь возвращаться и всегда находить там новые,неизведанные миры.

ЭПИЛОГ.

Часы остановились. Движенья больше нет.
Стоит, не разгораясь, за окнами рассвет.

На скатерти холодной неубранный прибор,
Как саван белый, складки свисают на ковер.

И в лампе не мерцает блестящая дуга…
Я слушаю молчанье, как слушают врага.

Ничто не изменилось, ничто не отошло;
Но вдруг отяжелело, само в себя вросло.

Ничто не изменилось, с тех пор как умер звук.
Но точно где-то властно сомкнули тайный круг.

И всё, чем мы за краткость, за легкость дорожим, —
Вдруг сделалось бессмертным, и вечным — и чужим.

Застыло, каменея, как тело мертвеца…
Стремленье — но без воли. Конец — но без конца.

И вечности безглазой беззвучен строй и лад.
Остановилось время. Часы, часы стоят!
Зинаида Гиппиус. 1902 г.

(c) Вадим Соседко, 2022