Константин Бальмонт создал Гимн величественного человеческого со-причастия к Истоку, во каждой трубящей строфе провозвещающий живую боготворённую осознанную присутственность пробуждённого «образа и подобия» - его величества Божиего человека:
"И да, и нет"
"И да, и нет — здесь все мое, Приемлю боль — как благостыню, Благославляю бытие, И если создал я пустыню, Ее величие — мое!"
Метафизический комментарий: Единоначалие всех «да и нет», «света и тьмы», «величия и ниспадения», «блаженности и забвенности» - есть богоявленность зримая; и великий дар быть человеком - обращается «беспустынным» значением живо-говорящего блаженного смысла «пустынной абсурдности временности».
Всё есть Бог, даже его «иллюзорное тело»; и просветлённый человек — сознаёт и свою вечную божественную природу, и признаёт её «светотени», и даже - «темень несуществующей бессветности».
"Весенний шум, весенний гул природы В моей душе звучит не как призыв. Среди живых — лишь люди не уроды, Лишь человек хоть частию красив.
Он может мне сказать живое слово, Он полон бездн мучительных, как я. И только в нем ежеминутно ново Видение земного бытия.
Какое участье думать, что сознаньем, Над смутой гор, морей, лесов, и рек, Над мчащимся в безбрежность мирозданьем, Царит непобедимый человек.
О, верю! Мы повсюду бросим сети, Средь мировых неистощимых вод. Пред будущим теперь мы только дети. Он — наш, он — наш, лазурный небосвод!"
Метафизический комментарий: Строфы о величии дара быть человеком - единственным существе на Земле, сотканным во сознании своём не из иллюзорной материи, а напрямую из духоприсутвенности Сотворителя - звучат вселенской симфонией беспредельной блаженной радостности и провозвещают величайшее чудо — богоявленность во пробуждённом боготворении, наречённое гордым именем — человек.
"Страшны мне звери, и черви, и птицы, Душу томит мне животный их сон. Нет, я люблю только беглость зарницы, Ветер и моря глухой перезвон.
Нет, я люблю только мертвые горы, Листья и вечно немые цветы, И человеческой мысли узоры, И человека родные черты"
Метафизический комментарий: Механическо-биоробототическое «нескончаемое множество» - не только не способное сознавать себя во Творце, но и, лишённое права любви, красоты и праздника,— вызывает отстранённую сострадательность сознающего реалии «земельного законодательства забвенности» видящего человека, зримо и доподлинно представляющего бытие вышеупомянутых существ — столь «мизерное, бесцветное и «бездыханное»», словно и вовсе «не знающее жизнь»; и лишь — великие горы как знаки Горниего восхождения, море — как подобие океана Бытия, да «перезвоны крутящихся колёс явленности ветров мироздания» - принимаются как символы величественной симфонии Божией явленности во несознающем свои основы «минерале жизнии».
"Лишь демоны, да гении, да люди, Со временем заполнят все миры, И выразят в неизреченном чуде Весь блеск еще не снившейся игры,—
Когда, уразумев себя впервые, С душой соприкоснутся навсегда Четыре полновластные стихии: — Земля, Огонь, и Воздух, и Вода"
Метафизический комментарий: Провозвещается «Золотой век Вселенной», где останутся сознающие себя в Боге «присутственники»: личностные носители Божьего света (высшие демоны), ангелы Престола (гении) и образы и подобия (люди),- постигшие, что за Четырьмя стихиями, из которых складывается материальное мироздание,- существует вечный мир Духа,являющийся во самосознании высших душ неизречённым чудом и предстающий во «тонком» духовном времени извечным очаровательным блеском священно целеполагательной творческой "игры" Творца...
"От бледного листка испуганной осины До сказочных планет, где день длинней, чем век, Все — тонкие штрихи законченной картины, Все — тайные пути неуловимых рек.
Все помыслы ума — широкие дороги, Все вспышки страстные — подъемные мосты, И как бы ни были мы бедны и убоги, Мы все-таки дойдем до нужной высоты.
То будет лучший миг безбрежных откровений, Когда, как лунный диск, прорвавшись сквозь туман, На нас из хаоса бесчисленных явлений Вдруг глянет снившийся, но скрытый Океан.
И цель пути поняв, счастливые навеки, Мы все благословим раздавшуюся тьму, И, словно радостно-расширенные реки, Своими устьями, любя, прильнём к Нему"
Метафизический комментарий: Литургической симфонией вечности звучит неописуемая красота Мира живого Духа, где души празднуют нескончаемый праздник вселенской блаженности любящего света Истока, растворяющего все иллюзорности забвенной страдательности как "несуществующие и никогда не существовавшие тени"; и вселенским "набатом" звучит великое провозвестие:
Души человеков, во святой оконечности, сознают себя Там, где они всегда есть, были и будут, ибо они во духовной сущности своей — и есмь единственно неиллюзорное единое То - Высшее Я Абсолютного Духа...
"То будет таинственный миг примирения, Все в мире воспримет восторг красоты, И будет для взора не три измерения, А столько же, сколько есть снов у мечты.
То будет мистический праздник слияния, Все краски, все формы изменятся вдруг, Все в мире воспримет восторг обаяния, И воздух, и Солнце, и звезды, и звук.
И демоны, встретясь с забытыми братьями, С которыми жили когда-то всегда, Восторженно встретят друг друга объятьями,— И день не умрет никогда, никогда!"
Метафизический комментарий: Явится сознание многомерной реальности, иерархия "смысла бессмыслия" обретёт свои Предвечные основы, всё явленное и зримое озарится «скрижалями любви», не будет более «ни своего, ни чужого, ни далёкого, ни близкого, ни злого, ни доброго»,- приидет всеобщее осознание родства всех и вся во великом Духе и всеблаженный праздник Богоявленности обратится живым светом во каждой душе; балы «сатаны» навсегда прейдут, ставши единозванным балом живой богоприсутственности — во всём и вся, имеющим священное право быть нерастворяемым высшей любовию Истока...
"Будут игры беспредельные, В упоительности цельные, Будут песни колыбельные, Будем в шутку мы грустить, Чтобы с новым упоением, За обманчивым мгновением, Снова ткать с протяжным пением Переливчатую нить.
Нить мечтанья бесконечного, Беспечального, беспечного, И мгновенного и вечного, Будет вся в живых огнях, И, как призраки влюбленные, Как-то сладко утомленные, Мы увидим — измененные — Наши лица — в наших снах"
Метафизический комментарий: Божия "трагикомедия" явленного мироздания обратится триумфальной «симфонией» праздника вселенского родства всех душ, навсегда растворив сиротство во великом блаженстве вечного "Вселенского театра" Духа, где все «оставшиеся во живых» персонажи - станут провозвестниками своего единоначалия во "просветлевшем" Творце, в ком лица всех персонажей — лишь различные маски единосущего надвселенского Духа любящего света...
"Идеи, образы, изображенья, тени, Вы, вниз ведущие, но пышные ступени,— Как змей сквозь вас виясь, я вас люблю равно, Чтоб видеть высоту, я падаю на дно.
Я вижу облики в сосуде драгоценном, Вдыхаю в нем вино, с его восторгом пленным, Ту влагу выпью я, и по златым краям Дам биться отблескам и ликам и теням.
Вино горит сильней — незримое для глаза, И осушенная — богаче, ярче ваза. Я сладко опьянен, и, как лукавый змей, Покинув глубь, всхожу... Еще! Вот так! Скорей!"
Метафизический комментарий: Человек, обретший сознание любящего света Источника,- становится божиим «пьяницей» уже в этом теле-уме на Земле, присоединяясь ко извечному Небесному пиру непреходящей блаженности Предвечного Царствия,- пока существует "день" Творца, и, блаженно "выспавшись" во великой тишине во вселенской "ночи",- вновь является на преблаженный праздник миротворения...
"Я — просветленный, я кажусь собой, Но я не то,— я остров голубой: Вблизи зеленый, полный мглы и бури, Он издали являет цвет лазури.
Я — вольный сон, я всюду и нигде — Вода блестит, но разве луч в воде? Нет, здесь светя, я где-то там блистаю, И там не жду, блесну — и пропадаю.
Я вижу все, везде встает мой лик, Со всеми я сливаюсь каждый миг. Но ветер как замкнуть в пределах зданья? Я дух, я мать, я страж миросозданья"
Ты — есмь вечный Дух, играющий во бессчётно-бесчисленных переливах творящих и растворяющих "красок" мироздания; Ты есть ТО, Великий ОН, и Высшнее во тебе явленном — "пляшет и поёт" на поверхности сей тленно-прекрасной планеты по имени Земля, и — приглашает к со-празднованию всех богоизбранных человеков!..
"Звуки и отзвуки, чувства и призраки их, Таинство творчества, только что созданный стих.
Только что срезанный свежий и влажный цветок, Радость рождения — этого пения строк.
Воды мятежились, буря гремела,— но вот В водной зеркальности дышит опять небосвод.
Травы обрызганы с неба упавшим дождем. Будем же мучиться, в боли мы тайну найдем.
Слава создавшему песню из слез роковых, Нам передавшему звонкий и радостный стих!"
Метафизический комментарий: Так обращаются бессчётно роняемые во вселенной «слёзы» забвенной страдательности во «смех» любящей блаженности - извечное бурление вод времени обретает вкус вселенской тишины; свитки пространств сворачиваются, растворяя иллюзорное, бессмыслие «теряет своё жало» и — явленная жизнь прекращает «хождения по иллюзорным мукам», обретая описуемое лишь на языке ангельском никогда не терявшееся «Небесное право» -
Вселенского праздника Богоявленнности — единоначальной "частичкой" которого - всегда был, есть и во веки пребудешь сам Ты...