Найти тему
Тайная хроника

Западные обряды в православии: возрождение

Оглавление

Рассказываю о восстановлении западных обрядов Православной Церковью. Рассказываю в общем. О каждом обряде в отдельности планирую писать в следующих статьях.

Епископ РПЦЗ МП Иероним Шоу в западнообрядном облачении епископа запада. Фото: internetsobor.org
Епископ РПЦЗ МП Иероним Шоу в западнообрядном облачении епископа запада. Фото: internetsobor.org

В прошлой статье (ссылка в конце статьи) я рассказывал о том, что западные обряды в Церкви были всегда (добавив к рассказу краткие исторические сведения).

Амальфион

После раскола 1054 года западнообрядные общины на востоке исчезли. За исключением афонского монастыря Амальфион.

Руины Амальфиона. Фото: isihast.ru
Руины Амальфиона. Фото: isihast.ru

Амальфион – это латинский монастырь, который жил по уставу святого Бенедикта Нурсийского. К сожалению в 12 веке он прекратил своё существование. С этого момента западного обряда в Православной Церкви не стало.

18-ый век

В 1716 году 6 епископов-англикан, которые отказались присягнуть на верность Королю Вильгельму Оранскому, написали прошение восточным Церквам с просьбой принять их в православие с сохранением их англиканского обряда (который сформировался после 1054 года).

Константинопольский собор 1718 года заявил о допустимости западных обрядов, если они будут догматически соответствовать православному учению. Однако объединения так и не произошло.

19-ый век

В 1869 году несколько приходов епископальной церкви США обратились к иерархам Русской Православной Церкви с просьбой принять их в православие с сохранением обрядов. Однако этот проект не удался.

Овербек. Источник: Википедия
Овербек. Источник: Википедия

Вклад в возрождение западных обрядов сделал Джулиан Джозеф Овербек, протестант перешедший в православие. Он обращается в синод Русской церкви с просьбой учредить в Церкви западный обряд. Этому предшествовала длительная работа по изучению западного обряда.

Синод созвал комиссию по изучению западного обряда и проекта, который прислал Овербек.

В 1869 году комиссия завершила свою работу и одобрила западный обряд. В 1870 году в синод Джозефом представлен на одобрение подготовленный им чин западнообрядной литургии. Он назвал его Западной Православно-Кафолической Мессой. Язык Богослужения – латынь. После внесения ряда поправок, синод данную литургию одобрил.

Чин своей литургии Овербек написал на основе римского миссала 1570 года. В текст римского миссала была внедрена эпиклеза из литургии Иоанна Златоуста. А также он добавил Трисвятое из византийской литургии. То есть: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». А ввёл он употребление Трисвятого в знак воссоединения Запада и Востока. Также было принято решение совершать евхаристию на квасном хлебе вместо опресноков. При этом месса должна была совершаться на национальных языках. Это было новшество для Европы, ведь католики служили на латыни до середины прошлого века. В 1871 году синод предложил по этому вопросу высказаться и другим поместным Церквам. Западный обряд был поддержан большинством.

В 1875 году в Русскую Церковь был принят католический священник Гете. Он написал чин галликанской литургии и представил его на одобрение синода. Синод не только её одобрил, но и позволил отслужить мессу в соответствии с этим чином. Месса служилась в домовом храме Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В 1891 году епископ Алеутский и Аляскинский Владимир принял в Церковь старокатолическую общину. Не советуясь с синодом, он разрешил общине совершать литургию своим старокатолическим (французским) чином. В 1893 году синод не согласился с таким решением епископа. Однако к этому времени община уже покинула Православную Церковь.

20-ый век

В 1904 году по благословению Антиохийского митрополита Герасима по старокатолическим английским служебникам в Лондоне впервые была отслужена литургия по западному чину.

В том же году митрополит Алеутский и Североамериканский Тихон (будущий патриарх Московский и святой) направляет запрос в синод о разрешении использовать в православных общинах Книги Общих Молитв, текста, по которому служат мессу в англиканстве. Синод не только одобрил и собрал комиссию, но и благословил святителя на изучение этой книги, внесение в неё необходимых правок. Однако митрополит не успевает завершить своё дело, так как в 1907 году возвращается в Россию. Но его работу спустя 60 лет продолжают и доводят до конца представители Антиохийской епархии в Америке. Таким образом рождается самый новый и молодой на данный момент западный обряд – английский. Также распространено его другое наименование – Литургия святого патриарха Тихона Московского. Епархия постепенно увеличивала количество общин, которые служили мессу по английскому обряду. Книга Общих Молитв, которую используют православные, была полностью приведена к соответствию с учением церкви.

Во Франции также происходят процессы по восстановлению западных обрядов. Сначала в РПЦ МП переходит община Шарля Винарта. Заместитель патриаршего местоблюстителя Сергий (Страгородский) разрешил этой общине служить литургию галликанским обрядом.

Помимо Винарта, появляется во Франции и другой священник – Дионисий Шамбо. Он тоже принимается в РПЦ МП в сущем сане с сохранением родного западного обряда. Стараниями Дионисия в православии возрождено использование монашеского устава святого Бенедикта Нурсийского.

Дионисием Шамбо вместе с семьёй Ковалевских создаётся (восстанавливается) совершенно новый чин Галликанской литургии. Восстановить целиком было невозможно из-за отсутствия многих данных. Однако из-за внесения в этот чин многих элементов восточной литургии, его нельзя назвать в чистой мере западнообрядным. Однако такое многообразие данного чина не мешает ему быть целостным и западным по своей сути.

В 1960-х годах западнообрядные приходы Евграфа Ковалевского переходят в РПЦЗ. Происходит их принятие в Зарубежную Церковь благодаря святому святителю Иоанну (Максимовичу). Под влиянием святого Иоанна в календарь РПЦЗ вносится множество западных святых, которые до того времени были забыты. Например, святой Патрик, просветитель Ирландский.

К сожалению реставрация западных обрядов нравилась не всем. Со временем из-за множества разногласий Французская Православная Церковь выходит из РПЦЗ. После смерти Евграфа Ковалевского она присоединяется к Румынскому патриархату. В 90-х Румынский патриархат (под давлением Константинополя) отказывается от ФПЦ.

Несмотря на потерю приходов во Франции, РПЦЗ продолжила реставрацию западных обрядов. В 90-х Русская Зарубежная Церковь образовала несколько бенедиктинских аббатств. В основном подобные монастыри приходили в РПЦЗ из других конфессий.

Прявились приходы западного обряда и в других поместных Церквах.

21-ый век

РПЦЗ МП учреждает викариатство западного обряда и ведёт активную миссионерскую деятельность, учреждаются новые западнообрядные общины. Данная работа продолжается по сей день. Ежегодно проходят конференции западного обряда.

Развивается западный обряд и в Североамериканской архиепископии Антиохийского патриархата.

В ФПЦ в 2016 году создан свой синод. Церковь фактически независима и не имеет евхаристического общения с официальным православием.

Друзья, а что вы об этом думаете? Делитесь своим мнением в комментариях. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Помощь проекту «Тайная хроника»

Если вам нравятся мои статьи, вы можете поддержать проект «Тайная хроника» денюжкой на YooMoney: https://yoomoney.ru/to/4100117166758082

Ваша поддержка помогает выходу новых статей и материалов!

Читайте на моём канале:

***

Копирование текста допускается только с прямой ссылкой на мой блог.

Григорий Измайлов, автор канала «Тайная хроника».

Желаю всем счастья и добра!

#христианство #православие #рпц #рпцз #религия #вера #полезно #западныйобряд #история #блогиувлеченныхлюдей