20 августа режиссёру Андрею Кончаловскому исполнилось 85 лет. В честь юбилея различные телеканалы показали почти все известные фильмы режиссёра (а всего их у него около 30) + больше 30 сценариев, несколько спектаклей, 8 книг и очень много публицистических статей.
По такому же принципу, когда в июле исполнилось 70 лет Карену Шахназарову, телеканалы показали почти все фильмы режиссёра. Но о его фильмах напишу в другой раз.
А сейчас о фильмах Кончаловского.
В пятницу 19 августа показали сразу 2 фильма режиссёра: «РАЙ» (2016) о нацистах и концлагерях и «Дорогие товарищи» (2020) о расстреле людей в Новочеркасске в июне 1962 г.
Оба фильма сделаны чёрно-белыми с форматом кадра 4:3 как будто это не современные, а советские фильмы 60-летней давности. Понятно, что это такой художественный приём, но не всем он нравится и мне, например, тоже. Я не понимаю зачем снова делать фильмы чёрно-белыми при современных возможностях кинематографа. Ведь люди 60 лет назад не жили в чёрно-белом мире. Думаю, если бы была у кинематографистов возможность сразу снимать в цветном формате, они бы так и сделали. Но это претензии к форме. Что касается содержания, то здесь особых претензий нет, если вы не являетесь поклонникам идей Гитлера или вы не считаете, что снимать о расстреле людей в Новочеркасске не надо.
Что касается событий в Новочеркасске, некоторые зрители в комментариях к фильму провели параллели между событиями 60-летней давности и недавними протестами против власти. Дескать, режиссер таким образом, намекал, что не надо митинговать против власти. Но мне лично кажется, что эти параллели притянуты за уши. При просмотре фильма я рассматривал прежде всего как рассказ о личной трагедии людей тогда и никак не увязывал его с событиями последних лет. Думаю, что и режиссёр не ставил себе такой задачи. Он лишь воссоздал то время и обстоятельства той трагедии, чтобы помнили, и чтобы не повторили. Тогда действительно погибло довольно много людей, а вот за последние 20 лет никаких расстрелов митингов не было, а в 1993 г., когда у нас якобы была демократия, как некоторые сегодня утверждают, расстрел был. Я лично думаю, что митингами, за что бы они не были, ничего конкретного и хорошего добиться нельзя. А демократия у нас есть, только каждый понимает её по-своему.
А сразу после «Дорогих товарищей» показали «Рай». В данном случае под словом «Рай» понимается «Рай для фашистов» как они себе его представляли, «Рай на земле для высшей расы, который мы будем строить», как говорит один из героев фильма, офицер СС.
Сюжет в фильме строиться вокруг трёх персонажей: русской эмигрантки, участнице французского сопротивления Ольге; французском жандарме на службе у Гестапо; и как я уже сказал, офицере СС. У всех трёх персонажей были реальные прототипы. Весь фильм построен на диалогах, показан быт заключённых концлагеря. Это фильм-размышление, о том, что такое нацизм, фашизм, почему так произошло и конечно, это фильм памяти всех жертв нацизма и фашизма. Кто-то как всегда, в комментариях пишет, что фильм скучный, не зацепил. Ну знаете, это вам не какой-нибудь боевик. Да, можно сказать, что всё это мы уже видели в других фильмах про зверства гитлеровцев, но ещё раз взглянуть на эту трагедию не помещает. Тем более, что сейчас такие фильмы снова становятся актуальными. Но не все их воспринимают.
На следующий день 20 августа впервые показали фильм «Грех» (2019). Этот фильм о двух других цветной, но также снят в формате кадра 4:3. Он посвящен жизни великого скульптора и художника Микеланджело (полное имя: Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони 1475-1564), но это только первый, так сказать слой фильма.
Второй слой фильма это показ истории Италии и всего Средневековья. Режиссёр умело через диалоги даёт представление обо всём: клановая борьба за Папский престол, земельные разборки в разных городах Италии и т.д... Нельзя сказать, что именно так всё и было, наверняка этого никто не знает, но при просмотре создаётся ощущение, что было именно так.
Третий слой фильма это показ быта того времени. Кончаловский не романтизирует ту эпоху, он показывает всё: кровь, грязь и нечистоты, вываливающиеся из окна на головы горожан. Но при этом красивая природа.
Четвёртый слой фильма это собственно показ всех людских грехов и пороков, которые по прошествии веков не изменились: алчность, зависть, как я уже сказал, борьба за власть, коррупция, я уже молчу про распущенность и убийства. «Грех» наверное, станет моим любимым фильмом о Средневековом времени. Таких фильмов вообще не очень много.
Эти три фильма Кончаловского: серьёзные, важные, исторические и в тоже время многослойные и философские. Их стоит посмотреть, но ещё раз повторюсь, понравятся они не каждому.