Найти тему
Вектор

Зачем нужна философия

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи. 1920 г.

Как мыслить, чтобы изменить свою жизнь? Как научиться изменять свои мысли? Какие мысли правильны? Этими и другими подобными вопросами в последнее время задаются многие. А философия издавна искала ответы на эти вопросы. Сегодня мы и попробуем разобраться, что есть философия.

Зачем заниматься тем, что не имеет практической пользы? Ведь философия, на первый взгляд, не дает явно полезных навыков, таких как, например, умение читать, писать, говорить на иностранном языке, понимать устройство машин и механизмов.

Люди в большинстве своём не знают и не задумывались никогда, что в совсем недавние времена даже простая грамотность - т.е. умение читать и писать - считались делом ненужным и даже вредным.

Почему? Да потому что эти навыки: чтение, письмо, счёт и куда более сложные — не всегда были необходимы человеку для повседневной и профессиональной жизни. То есть не помогали влиять на материальные проблемы, улучшая материальное положение.

Но мир меняется, и человечество постепенно осваивает всё новые и новые вершины. По мере же развития человека сложные знания становятся необходимыми уже и в бытовой жизни. Сегодня уже трудно представить человека, не владеющего хотя бы простейшими математическими операциями, не умеющего читать и писать.

В нашем первом выпуске мы поговорим о том, почему мы считаем, что человеку в современном обществе нужна философия, как и умение читать. Поехали!

Давайте для начала определимся с предметом. Что есть философия? Есть три основных ответа на этот вопрос. Одни понимают философию как «философствование» – мудрёное и беспочвенное рассуждение, умствование; а философы — это те, кто праздно мудрствует о смысле жизни и вообще о чём угодно. Именно здесь философия приобретает неодобрительное и даже ругательное значение.

Другие понимают её как «философоведение» – когда человек, столкнувшись в процессе обучения с таким предметом, как "философия", считает, что она представляет из себя просто науку о том, какие мудрые люди жили на нашей земле, а обучение философии сводится к заучиванию огромного количества исторических фактов из жизни философов и мудрецов, их взглядов и изречений по тем или иным вопросам.

Большинство ВУЗов под видом философии дают историю философии, чтобы люди просто знали о том, что говорили те или иные мыслители. Для чего — непонятно. Непонятно, как в профессиональной деятельности и бытовой жизни пригодится знание о том, например, как именно видел отношение бога и материи тот или иной философ.

И есть третье понимание – философия как наука, как инструмент познания мира. Иначе говоря - теория познания. Теперь дело за малым, всего лишь нужно понять, какое из этих трёх пониманий правильное?

Ещё с пещерных времён человек исследовал окружающий мир, чтобы понять, почему происходят те или иные события, понять взаимосвязи между предметами и явлениями природы. А вместе с тем выстраивал и сам процесс мышления как систему взаимосвязанных знаний.

С развитием познания увеличивалось и количество знаний, и количество связей между ними, и все более понятным становился мир вокруг.

Поначалу человек не понимал объективных причин происхождения многих явлений, как, например, гроза или засуха, смена дня и ночи, даже неудачи или успех на охоте человек объяснял мистическим образом, как волю тех или иных существ, духов. В недрах этих наивных, сперва языческих, а потом уже и вполне религиозных верований зарождалось то, что сегодня называют философией.

Год за годом в борьбе с окружающими опасностями человек учился подчинять явления природы своей воле, открывая и познавая всё новые и новые законы этого мира. Ещё не знавшие письменности люди из уст в уста и на собственном примере передавали последующим поколениям накопленный ранее опыт.

Постепенно люди смогли освоить новые способы добычи пищи, такие как земледелие и скотоводство, что позволило освободить некоторых членов общества от тягот физического труда. Появились люди, которые смогли посвящать свою жизнь целенаправленному познанию окружающего мира: будущие жрецы, философы и учёные.

С дальнейшим развитием всё большее и большее разделение труда раздробило общество на классы. На тех, кто правит, и тех, кем правят. Так появились первые государства и сформировались первые религии.

Заинтересованный в том, чтобы оставить своих подчинённых в наивном, почти первобытном состоянии, правящий класс стал активно поддерживать своих жрецов. Люди же, стремившиеся донести свет знания до всех членов общества, стали подвергаться гонениям.

Единственным, пожалуй, местом на земле, где философия смогла, наконец, расправить плечи, стали греческие свободные города. Недаром именно в греческой мифологии появился всем нам известный миф о Прометее, укравшем у богов огонь и подарившем его ценой страшных мучений людям.

Именно там, в тёплых и богатых землях Балканского полуострова, философия окрепла, возмужала и, в конце концов, породила первые науки, такие как доевклидова геометрия, ботаника Теофаста или физика Аристотеля. Изначально они были переплетены с рядом мистифицированных форм, но, по мере своего развития, отбросили их.

Со временем каждая наука заняла свою нишу, получила в своё исключительное распоряжение свой конкретный предмет, исследовала мир со своей стороны через данный предмет. Так, физика рассматривает яблоко со стороны законов физики, химия со стороны его состава, биология со стороны его происхождения и так далее. Что же тогда есть философия?

Философии, после того как позитивные науки «разобрали» под своё крыло всё, что можно подвергнуть эмпирическому опыту, остался только тот предмет, который эмпирике подвергнуть нельзя – мышление.

Притом таким, какое оно есть, природу возникновения в нём понятий и то, как именно эти понятия соотносятся с окружающим миром – объяснение общей логики, всеобщих законов вещей, происходящих вокруг человека и в самом человеческом обществе. Другими словами, выявление законов, по которым развиваются природа, общество и мышление.

Философия с начала времен и по сей день остаётся в науке именно как теория познания, как логика всего происходящего, логика развития природы, общества и мышления.

Зачем же нужна философия? Сегодня поток информации огромен и растет с каждым днём, все сложнее отличить правду ото лжи. Необходимость строить причинно-следственные связи, необходимость видеть картину целиком становится всё более и более насущной.

Важность сохраняет умение правильно оценивать и сопоставлять факты, события и явления окружающего мира, чтобы принимать верные решения, когда остро стоит вопрос выбора.

Весьма часто люди принимают желаемое за действительное, воспринимают информацию из домыслов и фантазий, не понимая истинного смысла таких явлений, как, например, традиции, культура, религия и прочее.

Всё это связано с отсутствием критического мышления, т.е. непонимания и неумения применять логику. Зачастую, человек уверен, что умеет мыслить логически, но эта уверенность обманчива - под логическим, зачастую, понимается способность давать оценки тем или иным событиям или явлениям.

Но логики здесь нет никакой, и мышление в этом примитивное, основанное на эмоционально-оценочных суждениях, одностороннее и ведомое. Такое мышление в первую очередь подвержено внешнему влиянию, носителя такого мышления легко убедить в чём угодно, даже в черноте белого.

Общество переполнено предрассудками и стереотипами. Незнание логики, неумение находить объективные истинные взаимосвязи между явлениями и предметами приводит к тому, что часть правды, одностороннюю истину, воспринимают за полную правду, за абсолютную истину.

Другую же часть истины того же самого явления отбрасывают, считают ошибочной и даже враждебной. В итоге, получается сугубо ошибочное представление об одном явлении или предмете, односторонний взгляд на предмет.

Наука, которая и рассматривает предмет односторонне, абстрактно, есть формальная логика как наука, занимающаяся соблюдением правильности формы, при этом безразличной к содержанию. Про формальную логику мы сделаем отдельный ролик, где расскажем про её законы и её предысторию, то, как она сформировалась, и что она есть сейчас.

Сама же теория познания так и осталась ещё не раскрытой, она продолжила свой ход параллельно с софистикой обычной логики. Вершиной теории познания стал Георг Гегель, создавший систему категорий и положивший начало такой дисциплине, как диалектика.

Одним из важнейших, если не самым важным, моментом изменения философии как науки стал момент появления в XIX веке диалектического материализма. Науки, которая показала, что все развивается через преодоление противоречий, которая отбросила мистические представления о мире, показав их несостоятельность.

Важнейшими частями этой системы стали диалектика и материализм. Первая, как видящая мир через противоречия, а второй, как показывающий основоположность именно материальных, объективных противоречий. Если до этого философия была наукой элиты, наукой о предметах, далеких от обывателя, то диалектический материализм пошёл в массы и соединил в себе быт и «высокие материи». Он позволил научно вывести и показать, по каким законам развивалось общество с пещерных времен, вскрыть противоречия этого общества, показать и научно обосновать путь к их разрешению.

Философия после долгих скитаний вернулась на своё основание, но уже не как пустая наука о мистических высоких материях, а как наука, наполненная всем знанием человечества об объективном мире.

Диалектический материализм показал, что философия необходима всем, и не как способ подумать о высоких материях, а как метод разрешения противоречий общества, метод улучшения жизни человека, метод познания природы.

Диалектический материализм налично ставит вопрос о необходимости для каждого члена современного и уж тем более коммунистического общества развивать в себе творческий, мыслительный процесс. Видеть мир не просто как совокупность фактов, а видеть абсолютную взаимосвязь всего со всем, понимать базисность определённых процессов и отношений. Уметь приходить к правильному выводу самостоятельно.

Вернемся к главному вопросу – зачем изучать философию? Ведь вопрос задаётся не от праздности, это вопрос о том, нужно ли погружаться с головой в «толстые книги» со множеством новых определений и понятий.

А затем, что человек самостоятельно, в одиночку, на основании только своего личного опыта и так называемого «здравого смысла», не в состоянии совершить ту работу, которую проделало человечество на протяжении тысяч лет.

Простому обывателю не только невозможно разрешить те или иные противоречия своей жизни без понимания их сути, но даже правильно поставить вопросы для их дальнейшего разрешения. А ведь в правильно поставленном вопросе содержится половина ответа.

Да и в целом люди, сами того не осознавая, начинают заниматься философией, ставя те или иные вопросы и пытаясь их самостоятельно разрешить, не зная, что ответы на них уже даны. В итоге, люди понапрасну тратят время, выводя опыт человечества, не прибегая к целенаправленному изучению науки, в которой этот опыт уже собран и разложен по полочкам.

А ведь каждое новое учение в философии, как, в принципе, и в любой другой науке, только тогда побеждает, когда ему удается показать, что оно лучше разрешает проблемы, чем прежнее.

Всякое новое учение должно уметь разрешить те противоречия, те трудности, которые в прошлом не были разрешены, над которыми бились философы и ученые прошлого, но так и не смогли вполне разрешить их.

Это и есть философская и в целом научная преемственность, когда одни школы науки заменялись другими, когда одни школы развивались и включали в себя прошлые как части себя.

Алхимия, астрология, хиромантия, нумерология — всё это уходит в прошлое как то, что не смогло доказать свою эффективность в разрешении насущных человеческих материальных противоречий. Практикой доказывается их неэффективность и лженаучность.

Потому то философия из века в век, от народа к народу, как и наука в целом, весьма сильно менялась, приобретая все новые и новые формы, заменяя старое на новое, собирая по крупицам знания, накапливая тот опыт, который позволяет человечеству ставить перед собой и решать всё более и более масштабные задачи.

Так и вышло, что философия впитала в себя опыт не отдельных людей, а миллионов наблюдений и размышлений всего человечества. В итоге, в её суждениях выкристаллизовался опыт многих веков, миллионов людей, многих стран и перемолотого невероятного количества мыслей, домыслов и рассуждений.

С пониманием философии диалектики, человек приобретает знания для разрешения противоречий своей жизни, для преобразования своей жизни в лучшую сторону.

Это и есть ответ на вопрос «что может и что должна дать философия человеку, поставившему своей высшей целью творческое преобразование природы и человеческого общества с таким расчетом, чтобы людям всего мира обеспечить все условия для свободного, творческого труда».

https://youtu.be/xQHCmyH5kq4
https://youtu.be/xQHCmyH5kq4