("Рок-волна", The Boat That Rocked, 2009, Великобритания и др.)
Интересный факт: отдельное двухдисковое издание саундтрека "Рок-волны" Ричарда Кертиса почти сравнимо по продолжительности с хронометражом самой картины. И это неспроста, поскольку классика рок-н-ролла звучит в ней практически без пауз, от первого до последнего кадра. Что вполне соответствует букве этого сюжета о пиратской музыкальной радиостанции и наполняет его мощнейшей "хулиганской" атмосферой 60-х... наверное, поскольку не мне, рожденному в 70-е, об этом судить.
Насчет знакомства с духом Британии 60-х самого 65-летнего Ричарда тоже нельзя быть уверенным наверняка. Он в ту пору был еще сопливым пацанчиком, да к тому же до 11 лет жил далековато от тех краев - в Новой Зеландии.
С другой стороны, углубленные познания в данном вопросе Кертису и не понадобились. Потому что на территорию самой Британии его сюжет вторгается лишь изредка, эпизодически - насколько бы парадоксально это ни звучало в адрес ленты о британских культурно-политических реалиях середины 20 века.
Как подобное возможно?
Воистину, магия кино, что тут еще сказать.
Ну ладно-ладно - на самом деле никакой тут магии нет. Вопрос всего-навсего в месте действия "Рок-волны", 90% которой протекает на борту рыболовецкого судна, дрейфующего в нейтральных водах Северного моря. Только рыбу его команда давно не ловит, да и вообще никаких снастей они с собой в это долгое плаванье не взяли.
Зато они взяли много чего другого: мощный радиопередатчик, две огромные антенны, студийное оборудование, тысячи пластинок с рок-музыкой и банку белой краски. Ею эти странные люди написали на борту судна крупными буквами "RADIO ROCK", после чего врубили свою "электронику" и стали круглосуточно "бомбить" в эфире Британию рок-н-роллом и иными подвидами рока. Ну кроме, ясен драйв, тяжелого, поскольку в 1966-м, когда нас, зрителей, десантируют на палубу этой посудины, еще не существовало даже Black Sabbath, Led Zeppelin и Deep Purple, не говоря о таких "салагах", как Judas Priest, Iron Maiden и Motorhead.
К чему понадобились такие сложности с арендой аж целого судна и его превращением в плавучий музыкальный бордель террор? А, впрочем, и в бордель тоже, как нам покажут далее.
Да всё из-за того, что в Британии 60-х на модную тогда поп- и рок-музыку шли натуральные политические гонения. Ее крутили на легальных радиоканалах в "пипеточном" количестве, и то наиболее "прилизанных" и целомудренных ее представителей.
Однако, там где есть спрос - а здесь он был бешеным, - но нет законного предложения, там, естественно, будет править бал контрабанда. Или, как в данном случае - пиратские радиостанции, вещающие оттуда, где царапучие пальцы снобов-чиновников не могут до них дотянуться.
Главный герой "Рок-волны" - простой 17-летний оболтус Карл (Том Старридж). Которого его взбалмошная разбитная маманя сплавила с глаз долой на перевоспитание к его крестному отцу Квентину (Билл Найи) - директору... или, точнее, главарю того самого плавучего "RADIO ROCK". Причем сплавила его "моментально в море" на неопределенный срок - дескать, гости́, пока не надоест.
Впрочем, как вы уже поняли из написанного выше, место для перевоспитания оболтуса в культурного гражданина карлова маманя выбрала чертовски неудачное. Ибо нравы на судне царили далеко не высоконравственные. А его обитатели - Квентин, диджеи и прочие студийные труженики, - годились в воспитатели так же, как любимая ими музыка - для убаюкивания младенцев.
Неудивительно, что вскоре Карл стал во всём им под стать и ударился в трэш, угар и половые приключения наряду со всеми.
Собственно, у фильма даже нет какого-либо сквозного сюжета. Всё, что мы видим - просто череда ироничных жизненных зарисовок на фоне крутейшего рок-олдскула, разыгранных компанией крутейших актеров, включая оскароносных Филипа Сеймура Хоффмана и Кеннета Брану. При том, что, повторюсь, действие фильма редко выходит за пределы судна "RADIO ROCK", но никакой скуки в эти два с лишним часа вам не грозит и в помине. А грозит вам сплошное удовольствие и целый букет приятных эмоций - аккурат столько, чтобы со временем вы пересмотрели "Рок-волну" еще не раз и не два.
***
В общем, кино, чье сюженое, музыкальное, диалоговое, актерское, да и чисто человеческое обаяние настолько безгранично, что его рискуют полюбить даже те из вас, кто равнодушен к рок-музыке в целом и классическому року в частности.
Судите сами: отсмотрев вчерась вечером новейшего "Самаритянина" со Сталлоне и в который уже раз - "Рок-волну", я решил, что обзор "Самаритянина" может и подождать - невелико событие по сравнению с "рок-волнительным" пересмотром.
Вот такие дела. Ну а всем тем, кто еще не знаком с этим маленьким шедевром Ричарда Кертиса, могу порекомендовать одно: знакомьтесь как можно скорее, ведь жизнь скоротечна, а такого по-настоящему яркого, позитивного и уникального кино, как "Рок-волна", исчезающе мало.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):
Всем, кто хочет угостить автора коньячком: