Космическая отрасль развивается непредсказуемо. Этим она интригует даже специалистов, глубоко погруженных в тему. В чем состоит миссия космической журналистики и почему человечеству нужно понять, чего оно ожидает от космоса, HSE Daily рассказал военный и научный журналист Михаил Котов.
Мой отец был руководителем полетов на военном аэродроме. Если твое детство проходит в гарнизоне, в первые 15–18 лет жизни ты впитываешь любовь к авиации. Все вокруг увлечены ею, много о ней читают. Увлекся и я.
В научную журналистику меня привел Даниил Кузнецов, нынешний главный редактор IQ.HSE. Он набирал команду в отдел «Наука» издания LIFE и пригласил меня присоединиться.
Мы работали увлеченно и профессионально, постепенно рубрика обрела хорошую репутацию в медиасреде. Однажды, отвечая на вопрос, что происходит в российской космонавтике, космонавт Геннадий Падалка просто дал ссылки на мои статьи. Тогда я понял, что действительно стал экспертом в космической области.
«Моя задача — узнать о научном открытии и доступно рассказать о нем широкой аудитории»
Я аналитик и чаще всего работаю так: собираю материалы, анализирую их и пишу статьи. Моя задача — изучить, как что-то сделали другие, а потом доступно рассказать об этом широкой аудитории. Сохраняя смысл, но не упрощая его.
Иногда я езжу в командировки. Принимал участие в экспедиции «Найти упавшую звезду»: мы встречали экипаж со съемок фильма «Вызов» режиссера Клима Шипенко. Проехали больше 1500 километров по казахстанской степи, ночевали в палатках. Октябрь, температура ниже нуля. Просыпаешься утром — вся палатка в инее. Это была очень волнующая поездка. В другой раз я был на космодроме «Морской старт» в бухте Славянка.
«Космос — это совсем не просто»
В научной журналистике важно не упрощать смыслы. Не люблю YouTube-ролики на тему «Космос — просто». Нет, космос — это вообще не просто, но очень интересно. О многих вещах можно рассказать понятным и доступным языком. Это сложно, но стоит того, чтобы это делать.
В качестве примеров успешной популяризации космонавтики я бы назвал проект Everyday Astronaut Тима Додда. Не знаю, сколько стоит производство одного ролика, но на выходе всегда получается продукт, который может посмотреть и понять практически каждый. Команда Додда всегда помнит о своей аудитории, использует пояснения и схемы. Каждый ролик Тим Додд начинает с общих вопросов, а потом уходит в технические детали. Хотелось бы научиться делать, как он.
«Космонавтика развивается непредсказуемо»
В современной космонавтике меня больше всего интригует то, что она развивается не так, как предполагали эксперты и ученые. В конце 1960-х годов группа сильнейших американских исследователей дала три варианта развития космонавтики. Они сделали позитивный, негативный и нейтральный прогнозы. В позитивном предполагалось, что орбитальные фабрики начнут работать уже через пять лет, будет построена окололунная станция. Негативный прогноз предлагал все то же, только с отставанием на 5–10 лет. К настоящему времени мы не выполнили и половины негативного прогноза. При этом человечество сделало гораздо больше других вещей, о которых они даже не предполагали.
Сегодня человечество находится в важной точке, где решается будущее космонавтики. При разговоре о космосе необходимо ответить самим себе на вопрос, зачем мы это делаем. Ответ «просто ради науки» уже недостаточен. Невозможно продолжать вкладывать деньги в космос и ничего не ждать в ответ. Целеполагание сильно изменит мировую космическую ситуацию.
На мой взгляд, человечество пока не готово создать колонию на Марсе, да и в принципе отправить марсианскую экспедицию в ближайшие 10–20 лет. От космоса всем хочется чего-то масштабного типа Луны или Марса, а он прирастает спутниками ДЗЗ, GPS и другими технологиями. Бизнес должен увидеть реальные возможности освоения космоса, развивать не только космический туризм. Человечество должно увидеть большую задачу и работать над ее решением.