В конце XV в. Италия (которой и своих войн хватало) стала ареной для политических разборок между Францией и Священной Римской Империей. В иторию серия этих конфликтов вошла под именем Итальянских войн (вот так просто, без выдумки). Затянулось это дело аж на 65 лет (1494 - 1559) и представляло собой целых восемь идущих друг за другом войн, в которых состав участников постоянно менялся. Неизменным оставалось противостояние главных соперников и обязательные драки на итальянской земле. И самым знаменитым сражением тех войн стала Битва при Павии 1525 г.
Началось все когда в 1520 г. германским императором был избран Карл V Габсбург, уже владевший короной Испании (под именем Карла I) и кучей корон помельче. Это страшно не понравилось французам, которые теперь оказывались в кольце габсбургских владений (а живут французы, как мы помним, аккурат между Германией и Испанией). Карл же особо и не скрывал, что мечтает восстановить империю своего великого тезки Карла Великого (простите за тавтологию), в которую входила и Франция. К тому же французский король тоже баллотировался, но Габсбург банально предложил избирателям больше денег. В итоге проигравший выборы Франциск I тут же принялся готовить войну. Война, правда, сходу не задалась: боевые действия в Северной Италии быстро привели к тому, что Франциска вытеснили домой. Однако, войдя на вражескую территорию, имперцы как-то резко растеряли решимость и откатились обратно, что дало французской армии возможность вернуться на Аппенинский полуостров, в октябре 1524 г. захватить Милан и приступить к осаде города Павия. Но и тут получилось не особо: первая же попытка крепость штурмануть обернулась полным провалом, т.ч. герои предпочли больше так не рисковать и просидели под стенами до февраля следующего года.
К этому времени на выручку гарнизону подтянулись имперские войска, ведомые Фернандо д'Авалосом и Йоргом фон Фрундсбергом - знаменитыми наемными полководцами. Силы оказались примерно равны - плюс-минус 25 000 человек с каждой стороны, а вот состав сильно разнился. Тут надо сразу пояснить, что из себя представляли армии того времени. Феодальное рыцарское ополчение растеряло свою эффективность еще в начале-середине пятнахи, и на смену ему пришли т.н. ордонансные роты - все та же латно-копейная кавалерия, но сведенная в упорядоченные подразделения с единообразным вооружением, несущие постоянную службу и регулярно проходящие учения. Боец такой роты обычно назывался жандармом и технически был тем же рыцарем (хотя мог и не иметь рыцарского звания). Каждого жандарма сопровождали еще несколько латников и легких конников.
Но куда большие изменения произошли в пехоте. Первопроходцами тут оказались швейцарцы, чья военная организация уже к Бургундским войнам достигла такой эффективности, что нанять солдат из кантонов мечтали буквально все. Дисциплинированные, хорошо обученные и вооруженные бойцы в плотных глубоких построениях уверенно громили любого врага, тесня его пиками и алебардами. Однако вскоре у них появился конкурент - немецкие ландскнехты, созданные императором Максимилианом I (который очень многое у швейцарцев же и позаимствовал). Горцы такого юмора не оценили и стали смотреть на новоявленных соперников как на кровных врагов. А те ответили им взаимностью. В результате набирать бойцов из этих двух корпораций в одну армию значило заработать массу головной боли, ибо оказавшись рядом они находили абсолютно любой предлог, чтоб затеять ссору, которая тут же перейдет в драку. А драка перетечет в общее побоище с применением всего арсенала. И в плен они друг друга не брали. Вернее, брали, но потом вытворяли с пленными ТАКОЕ, что лучше было погибнуть в бою. Так или иначе, но по части боевой подготовки германцы ничуть не уступали швейцарским коллегам.
Итак, Франциск располагал мощнейшими аргументами в 4000 тяжелых всадников, более полусотни полевых орудий, 7 - 8 тыс. швейцарцев и примерно столько же ландскнехтов-ренегатов из "Черной банды" (не путать с итальянской "Банда Неро" и "Черным отрядом" Флориана Гайера, что приключались в то же время). Причем, в лагере их поставили так, чтоб между "конкурирующими фирмами" оказались жандармы. Плюс, имелись еще французские и итальянские пехота и легкая конница.
Империя в свою очередь выставила где-то 12 000 ландскнехтов Фрундсберга, 5000 испанской пехоты (пока еще не легендарной) и 3000 итальянской, но по части кавалерии и пушек сильно проигрывала, что в количестве, что в качестве. Правда, на их стороне был гарнизон Павии, где засело еще до десяти тысяч бойцов, большей частью все тех же наемных немцев. Что характерно, комендант уже настолько поиздержался, что для выплаты им жалования занимался плановым разграблением городских церквей. В армии Фрундсберга и д'Авалоса ситуация была не сильно лучше, и французский монарх прекрасно это понимал и в драку лезть не спешил. Понимали это и сами кондотьеры и потому срочно готовили план атаки. На дворе стоял вечер 23 февраля 1525 г...
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082