Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

«Зеленчукский камень» и наскальный лик Христа

#православный кавказ

Между собой мы говорим, что едем в Лабу, к братьям-осетинам. Но когда пытаемся вбить в навигаторах это название, выпадает либо кубанская река Лаба, либо село Коста́ Хетагурова в Карачаево-Черкесии. В горах легко можно заблудиться, если не знать нюансов истории и родословных кавказских поселений. Паломничая по Кавказу, мы устремлены в древний аланский храм на Шоанинской горе, а потому повинуемся электронному указателю и вбиваем пунктом назначения село имени великого осетинского общественного деятеля и основоположника осетинской литературы Коста́ Хетагурова.

В стороне от нашего путешествия: в бассейне реки Большой Зеленчук

Большинство паломников почти не знают это место и по проторенной туристическими фирмами дороге приезжают в Архыз. Здесь расположены «зеленчукские храмы», а само поселение археологи считают столицей Алании. Кроме того, именно в этих окрестностях в конце XIX века был обретен «Зеленчукский камень», надпись на котором сначала приняли как византийскую, а впоследствии расшифровали как древнеаланскую: «Иисус Христос. Святой Николай. Сахира сын Хорс, Хорса сын Багатар, Багатара сын Анбалан, Анбалана сын Лаг – их могилы». Тем самым была доказана субъектность алан в вероисповедании, их независимость в этом вопросе от других соседних народов, которые, к слову сказать, на протяжении многих веков транслировали свою исключительность в признании христианства на государственном уровне и тем самым пытались подчинить своей власти соседей.

«Зеленчукский камень»
«Зеленчукский камень»

Обретение памятника на национальном языке расставило всё по своим местам: уже в IX – XI вв. в этой горностепной местности жил христианский народ. Причем о своей вере он говорил крепко, заметно, обстоятельно – об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней архызские храмы (северный, средний, южный). Есть предположения, что северный, Георгиевский, был кафедральным собором Аланской епархии.

Еще одна цель поездки в Архыз – наскальный лик Христа. Версий его появления множество. Кто-то говорит, что его написали еще в Х веке монахи-миссионеры из Византии, которых в Аланское царство направил патриарх Константинополя Николай Мистик. Кто-то считает, что этот эскиз был создан археологами в XIX веке, чтобы сохранить увиденные в архызских храмах фрески. Кто-то убежден, что лик был здесь в годы Великой Отечественной войны. Как бы там ни было, официальная хроника обретения лика и начала паломничества к нему – 1999 год, в преддверии торжеств в честь 2000-летия Рождества Христова.

-3

В первое время путь к лику был опасен, не каждому удавалось до него добраться. Сейчас обустроено несколько лестниц, и несмотря на то, что шествие по ним в прямом смысле захватывает дух, все-таки до лика может добраться практически любой верующий.

Впрочем, в любом деле нужно трезво подходить к подвигам, во время путешествий еще более внимательно следить за своим физическим и душевным состоянием, а когда совершаешь паломничество по Кавказу – тем более. Особенно тем, кто не привык к горному климату, не знаком с особенностями передвижения по горным тропам. Здесь благочестивым должен быть ваш настрой, а внешний вид соответствовать опасному пути в горах.

Евгения ЖУКОВСКАЯ,
кандидат социологических наук,
руководитель культурно-просветительского и исследовательского
проекта «Паломничество со вкусом»

Фотографии и видеосъемка Анатолия Тушева

«#Паломничество cо вкусом», специальный проект команды «Делай благо в медиамире» и портала «Приходы», реализуется при поддержке Международной грантовой программы «Православная инициатива».