Найти тему
InvestFuture

Как открыть секонд-хенд и можно ли на этом заработать в 2022 году?

Оглавление

Последние 20 лет каждый год объём выпущенной одежды удваивается, по оценке McKinsey и Всемирного экономического форума. Перепроизводство возникает из-за желания увеличить продажи и не упустить потенциальную прибыль. А люди всё чаще покупают вещи буквально на сезон, пока не выйдет новая коллекция.

При этом 95% текстиля, который выбрасывают на свалку, можно переработать. Но компаниям это невыгодно.

Индустрия масс-маркет одежды производит больше выбросов, чем Франция, Германия и Великобритания вместе, по данным McKinsey. И больше, чем международные авиарейсы и морские перевозки, оценили в ООН.

Модные бренды критикуют за уничтожение нераспроданных товаров и отправку груд одежды на свалки по всему миру.

Например, в Гану. Еженедельно сюда поставляют порядка 15 млн единиц одежды. Часто под видом гуманитарной помощи. Часть «импортированной» одежды продают на местных рынках, но около 40% в итоге выбрасывают.

Рис. 1. Гана, рынок одежды

Правительство столицы ежедневно вывозит десятки тонн отходов одежды из крупнейшего в Западной Африке рынка Кантаманто.

Свалка за несколько лет переполнилась, из-за погоды текстиль загорается, тлеет и гниёт. Токсины попадают в окружающую среду. Свалку пришлось закрывать.

Рис. 2. Гана, свалка одежды

Но мусор не перестал копиться. Управлению отходами Аккры нужно было выбирать. Вновь открыть свалку и поставить под угрозу 500 сборщиков мусора – им пришлось бы работать на опасной свалке. Или взять иностранный долг для строительства нового полигона. Но финансовое положение Ганы и так тяжелое. И не хочется проблем из-за одежды, которую «подбрасывают» иностранцы.

Самое ужасное – большая часть одежды с местных рынков вовсе не попадает на свалку. У правительства не хватает бюджета на вывоз. Часть отходов смывают в канализацию или уносит штормами, и одежда оказывается в океане. Крупнейший в мире могильник секонд-хенда - так ещё называют Гану.

Рис. 3. Гана, одежда в океане

Чтобы снизить вред для экологии, возможно, мы будем вынуждены перейти к более разумному потреблению. Один из вариантов – использовать б/у вещи. А это концепция second-hand. Как устроен бизнес и можно ли заработать на чужих шмотках, да ещё и помочь природе?

Как устроен мировой рынок секонда

Отходы от fast-fashion из-за перепроизводства и неразумного потребления питают глобальный рынок подержанной одежды.

БольшАя часть пожертвованной одежды не уходит на благотворительность. Секонд из гуманитарной помощи вырос в коммерцию. Хотя лицензии на сбор использованных вещей стоят денег – их и направляют на добрые дела.

По прогнозам, к 2029 году рынок секонд-хенда почти вдвое превысит размер рынка быстрой моды.

Давайте посмотрим, откуда берётся секонд. Потому что «одежда с трупов» – это миф. Людей в развитых странах просят сдавать одежду – ходят по квартирам или предлагают складывать в специальные контейнеры.

Рис. 4. Контейнеры для одежды USAgain

Могут собирать остатки из магазинов или возвратные товары. Компании, которые занимаются сбором, лицензированы.

Далее одежда уходит на сортировочные фабрики.

Рис. 5. Сортировка секонд-хенда

Там отсеивают рваные и непригодные вещи, проводят санитарную обработку. И по всей цепочке из-за человеческого фактора некоторые отличные вещи могут «растворяться».

В итоге одежду везут в другие страны, растамаживают и отправляют на склады местных оптовых поставщиков.

А как работает российский рынок second-hand?

В России постепенно больше задумываются о разумном потреблении и выбирают секонд-хенд. На фоне санкций и ухода крупных магазинов с рынка спрос только увеличивается.

Ну и что скрывать - часто это выгоднее, чем покупать новые вещи. Помогают и низкие реальные доходы. Люди стали проще относиться к вторичному потреблению. А тех, кто ещё не стал, новый кризис может вынудить перейти на секонд-хенд.

Владельцы небольших магазинов обычно сотрудничают с российскими поставщиками импортёрами, а те — с европейскими. Из Европы ближе всего доставлять вещи в Россию, хотя есть поставки, например, из Канады или ОАЭ.

Продажи в секонд-хендах выросли в два раза из-за санкций и ухода иностранных компаний, пишет «КоммерсантЪ». Так что многие бренды теперь доступны только там.

Вслед за потоком клиентов выросли цены. Хотя сейчас пока что тихонько идут вниз вместе с общей инфляцией.

Но есть проблема — одежду закупали за границей. Бизнес сейчас ищет альтернативные поставки. И в то же время, в Европе кризис. Так что люди будут экономить и сдавать меньше вещей, а их качество снизится. Меньше предложения из Европы – выше цена мешков с вещами.

В начале марта один из оптовых поставщиков сообщал, что их импорт снизился на 60%. Поставки продолжатся, преград на границе пока нет, но многие европейские фабрики уменьшили объемы на 60-70%. Некоторые позиции придётся ждать по 4-5 месяцев.

И поставщикам приходится всё оплачивать наличными. SWIFT не работает, а наличные дороже на 30-35%. Поэтому и отпускные цены выше.

Как заработать на продаже чужих вещей: магазин second-hand

Чтобы открыть и содержать секонд-хенд, нужно тратить довольно много собственного времени и сил. Это не сравнить с открытием того же Вайлдберриз, отдельное видео про которое мы снимали совсем недавно. Здесь нет чёткого дизайн-кода, критериев для помещения, понятной формулы дохода и прочего. Придётся самостоятельно выбирать и оценивать помещение, искать поставщиков, назначать цены, скидки и акции, проводить рекламу, справляться с конкуренцией и так далее.

Поэтому среднюю стоимости открытия секонд-хенда посчитать сложно. Когда, например, у Вайлдберриз есть регламент, сколько примерочных и складских полок нужно поставить, здесь придётся думать самим. Так что мы не будем подробно останавливаться на открытии, а больше посмотрим на ежемесячные доходы и расходы. Это более важно – нужно, чтобы бизнес выходил в прибыль. Как говорят владельцы магазинов, в Москве можно запуститься за 500-600 тысяч с учётом аренды и покупки товара.

Закупаем товар

К слову о нём. В России ещё достаточно поставщиков секонд-хенда. Но, возможно, придётся выбирать из многих компаний, потому что ассортимент сокращается.

При покупке мешков с вещами можно ориентироваться на спрос или выбирать на свой вкус. На складах обычно можно заказать доставку, или возить самим. А мешки могут весить и по 50 кг.

Допустим, мы в начале лета открыли магазин женской одежды. Как и в ролике с Вайлдберриз, не будем считать цифры для первых нестабильных месяцев. Так что мы  «встали на рельсы», и уже осень-зима.

Предположим, в начале месяца мы купили вот такой набор.

Рис. 6. Закупка товара

Взяли 200 кг – говорят, что нужно покупать примерно по 10 кг на квадратный метр торговой площади, но всё индивидуально. Допустим, мы ориентируемся на уже полученный опыт работы. На месяц нам нужно примерно три такие закупки. Плюс часть вещей останется и будет висеть со скидками. Условно, завоз каждую неделю кроме последней в месяце – там распродаем остатки.

Покупаем мы это всё на разных складах, поэтому по-отдельности умещаем в машину, и обходимся без доставки. В одного разобрать, осмотреть и развесить 200 килограммов одежды займёт целый день. К слову о том, что это не совсем пассивный доход и придётся поработать.

Рис. 7. Цены на одежду оптом

Теперь нужно назначить цены на вещи. Большинство оптовых баз рассчитывают их в евро. Потому что сами они расплачиваются в валюте. Когда приходим за мешком, цену просто конвертируют по актуальному курсу рубля. Помним про то, что России выгодно, когда валюта дорогая. Так что к осени-зиме евро может стоить по 72 – условная цифра, но мы возьмём её. Надеемся, что валютная система в РФ ещё к этому времени не порушится.

Ещё стоит учесть, что мы молодой магазин, и всё ещё в поисках лучших и самых дешёвых поставщиков. Плюс кто-то может предоставлять скидки постоянным клиентам, а мы до этого пока не дошли.

Решаем бОльшую часть товара продавать по весу. Но на самые интересные и потенциально прибыльные позиции вешаем отдельный ценник. Допустим, мы немного разбираемся в брендах и качественных вещах, так что можем отбирать.

Назначаем ценники

Мы покупаем хорошие наборы товаров оптом, так что там вполне может оказаться достаточно качественных, брендовых и не ношеных вещей. Есть даже отдельные магазины люксовой секонд-хенд одежды, где только оригинальные вещи дорогих брендов и товары с бирками. Но и цены там соответствующие. У нас же получается что-то среднее.

Стандартной наценки в секонд-хендах нет, но можно встретить цифру 300-400%. Мы же накидываем сверху только 200% для вещей, которые продаём по весу. Какая-нибудь футболка будет уходить по максимальной цене примерно за 400 рублей, а штаны – за 1000. Это немаленькая цена, но если на товар не будет спроса, уже начнёт действовать система скидок, но о ней позже.

Позиции с отдельным ценником будем продавать дороже – на них выше спрос, особенно от перекупщиков. Продаём их в среднем на 400% дороже себестоимости. Тут мы тоже для удобства считаем усреднённо по весу всех товаров.

Рис. 8. Пример цены в магазине

Почти все секонды в день привоза ставят самую высокую цену, а затем постепенно снижают. То, что не распродаётся, может уходить с убытком.

Рис. 9. Распределение ценников на неделе

Допустим, у нас хороший спрос. Тогда у нас такая система: завоз вещей в субботу, и в выходные самые высокие цены – 300% себестоимости. С понедельника мы оставляем только 200%. К следующим выходным то, что не распродали, отдаём по себестоимости. А после выходных – уже со скидкой 50%. То, что скопилось к концу месяца со всех завозов, мы отдаём со скидкой 75%. Небольшие нераспроданные остатки просто списываем и отдаём на благотворительность или в утилизацию.

Доходы

Предположим, у нас получается такое распределение: 80% вещей продаём по весу, 20% по отдельным ценникам.

Рис. 10. Продажи по категориям товаров

Из тех, что отдаём по весу: 80% нам удаётся продать до наступления крупной распродажи в конце месяца. Ещё 10% уходят на распродажу, а 10% неликвидны.

Для удобства расчётов, прикинем, что основные товары у нас продаются примерно поровну с полной наценкой, сниженной наценкой, по себестоимости и со скидкой 50%.

А те товары, которые мы отбирали, уходят лучше. Их забирают «охотники» и перекупщики. 75% этих вещей уходят по полной цене за выходные при завозе, остальное мы продаём с нашей обычной наценкой 200% в остальные дни.

Рис. 11. Доходы от категорий товара

У нас получаются вот такие доходы за месяц.

И такое распределение мы возьмём для всех трёх поставок товара за месяц. Так удобней считать, хотя в реальности каждый новый мешок преподносит сюрпризы, и нельзя быть уверенным, что приедет отличный товар. В примере же у нас получается доход почти 776 тысяч рублей.

Расходы

Основные наши расходы – покупка товара. Условно возьмём одинаково по 127 тысяч на каждый завоз. Уже минус почти 400 тысяч.

Аренда с коммуналкой примерно 100 тысяч – помещение 40-50 квадратов в Москве. Зарплаты – вспомним видео про Вайлдберриз и возьмём двух сотрудников день через день, потому что работаем без выходных. По 40 тысяч на каждого, и налогов ещё на 34 тысячи. Не забываем про налог ИП 6% от дохода, ещё 46 тысяч.

И ведь у нас стоит кассовый аппарат. Допустим, мы его купили, а не брали в аренду, но помним про эквайринг. Это комиссия банка за обеспечение платежей. 2% от дохода вычитаем. И по 5000 рублей на рекламу и прочие расходы: интернет, охрана, канцелярия, вывоз мусора и пр.

Рис. 12. Расходы магазина

Получаем прибыль 105 тысяч рублей. 27% прибыли с закупленного товара – это реалистичная цифра, которую можно встретить у небольших магазинов. Хотя это и довольно оптимистично. Спрос нестабильный, месяц на месяц не приходится. И даже каждая новая поставка может повлиять на продажи. Смотря какой товар попадётся внутри. Но всё же этот бизнес может приносить прибыль.

Хотя есть нюанс, и называется он «санкции и кризис за рубежом». Поставки секонда из-за границы сокращаются, оптовикам сложнее оплачивать и перевозить товар. Это влияет на ассортимент и цены. Неизвестно, что будет с курсом рубля и объёмами поставок к концу года. Можно ли будет вообще оплачивать европейский импорт и какие страны станут альтернативами. К тому же параллельный импорт набирает обороты, и спрос на секонды может снизиться.

Помимо секонд-хенд есть ещё такая категория товаров, как сток. Это вещи из магазинов, которые они не успели распродать: старые коллекции, неликвидные размеры и пр. Это не совсем тема б/у товаров, но знайте, что такие поставки тоже можно организовать, если захотите открыть магазин.

Перепродажа

Мы уже говорили, что в секонд-хенды часто ходят «охотники» и перекупщики. Они ищут брендовые вещи в хорошем состоянии и покупают их по-дешёвке. И это тоже способ зарабатывать на чужих шмотках.

Здесь гораздо меньше вложений – не нужно ни помещение, ни продавцы. Объёмы вещей тут не такие большие, потому что их отбирают буквально поштучно. Качество против количества. Нужно только закупить товар и оплачивать рекламу магазина.

Хотя порог входа немного выше. Нужно разбираться в брендах, понимать их стоимость на вторичном рынке, уметь оценивать качество и видеть какие стили и размеры найдут покупателя. А главное – нужно уметь отличать подделки. Небольшой бизнес перекупщика построен на репутации, так что торговать «палью» себе дороже.

Предприниматели ходят на завозы и с открытием секонд-хендов бегут к нужным полкам и вешалкам в поиске самородков. Так что будьте готовы потолкаться с молодёжью в поисках поло Ральф Лорен.

А дальше – ехать в другой секонд. Иногда магазины открываются буквально по-очереди, и удаётся быть в первых рядах на разные завозы.

Как отбирать вещи в секонд-хендах и ловить лучшие вещи – отдельная наука.

Но когда вы урвали пуховик North Face и привезли его домой, всё довольно просто. Нужно сделать фотографии внешнего вида и бирок, чтобы подтвердить оригинальность, и выложить товар в ВК или на каком-нибудь Авито.

Кстати, на нашей платформе IF+ команда выпускала обучающий курс «Капитал очевидность: продай ненужное, чтобы купить нужное» в котором разбирали как лучше заполнить профиль и подготовить товар к продаже, чтобы поставить цену выше. А также разбирались с тонкостями при составлении объявлений и непосредственной работе с покупателями. Ссылка на полное описание курса доступна в описании к видео https://bit.ly/3p4B7Fl

Хотя назначить ценник может быть непросто. Нужно учитывать качество, спрос на товар, его редкость и цены конкурентов. Кто-то говорит, что максимальная цена – 25% от изначальной стоимости товара. Но обычно просто сравнивают с ценами на такие же вещи на вторичном рынке. В зависимости от того, за сколько вы купили вещь, можно получить прибыль в пару десятков процентов или же заработать в разы больше, чем потратили.

Некоторые зарабатывают на жизнь исключительно этим. При том, что много времени такой бизнес не занимает, и можно параллельно заниматься чем-то ещё. Например, некоторые перекупщики параллельно и стилисты. Они ходят по секондам не просто в поисках самых выгодных вещей, но подбирают полноценные образы и консультируют людей.

Но в секонд-хендах продаётся не только одежда. Там есть и другие товары. Например, Лего. И это неожиданно довольно прибыльный товар у перекупов.

Секонды продают Лего в коробках в смешанном виде. Нужно на вес купить эту кучу кубиков и собирать то, что внутри. Могут попадаться дорогие и редкие наборы, которые хорошо уйдут на авито. Да и в целом оригинальный конструктор стоит довольно дорого. Так что перепродажа секонд-хенд товаров – не только про одежду.

Стоит ли открывать магазин second-hand в России в 2022 году?

Санкции и уход продавцов одежды заставляют людей искать вещи в других магазинах. В их числе и секонд-хенды, где всё ещё можно найти крутые бренды, да ещё и сэкономить. При этом бизнес таких магазинов прост как 5 копеек: купи дешевле, продай дороже. И прибыль зависит во многом от предпринимательских навыков. Но санкции одновременно мешают поставкам б/у одежды, потому что она идёт из-за границы. Так что открывать сейчас секонд-хенд – значит попасть в большую неопределённость. Возможно, стоит подождать, когда появится ответ – как будут российские поставщики закупать вещи. А пока можно попробовать себя в перепродаже вещей из секондов. Тут не нужно арендовать помещение и нанимать сотрудников, так что рисков сильно меньше. Хотя и этот бизнес будет затухать, если на полках секонд-хендов станет меньше товаров.

Друзья, расскажите, а как вы относитесь к секондам? Покупали ли когда-нибудь там вещи? Сколько стоили самые удачные находки - делитесь в комментариях)

#secondhand #секонд-хенд #секондхенд #секондхэнд #секондхенды