Найти в Дзене
Марсель Македонский

«Солдатики»: играли и смотрели

В детстве мы все играли «в солдатиков». Ну как все, мальчишки. Как говорил Макар Нагульнов, «а это оказался и не человек вовсе, то есть не мужчина, а квартирная хозяйка», да простят меня милые дамы за столь неприличные выражения. Солдатики были всякие… Были исконно советские, как, например, матросы из металлического сплава. Или красноармейцы из красной пластмассы с тачанкой в комплекте. Были и внушающие священный трепет наборы римских легионеров из черной пластмассы, которых сыскать удавалось только в столицах регионов, да и то не всегда. Позже, когда произошла очередная революция, в нашу страну потекли бурным мутноватым потоком игрушки из братского Китая. И тут-то наши детские умишки были совсем поражены и затмились блеском копий Хасбро, обязательным к владению желто-синим Блитцвингом (да, это тот трансформер, который танк и самолет), уродливыми репликами серии Джи-Ай-Джо (с наводящими священный трепет картинками) и прочими приятными вещами. Из всего этого великолепия особо выделялись

В детстве мы все играли «в солдатиков». Ну как все, мальчишки. Как говорил Макар Нагульнов, «а это оказался и не человек вовсе, то есть не мужчина, а квартирная хозяйка», да простят меня милые дамы за столь неприличные выражения. Солдатики были всякие… Были исконно советские, как, например, матросы из металлического сплава. Или красноармейцы из красной пластмассы с тачанкой в комплекте. Были и внушающие священный трепет наборы римских легионеров из черной пластмассы, которых сыскать удавалось только в столицах регионов, да и то не всегда.

Позже, когда произошла очередная революция, в нашу страну потекли бурным мутноватым потоком игрушки из братского Китая. И тут-то наши детские умишки были совсем поражены и затмились блеском копий Хасбро, обязательным к владению желто-синим Блитцвингом (да, это тот трансформер, который танк и самолет), уродливыми репликами серии Джи-Ай-Джо (с наводящими священный трепет картинками) и прочими приятными вещами. Из всего этого великолепия особо выделялись роботы-звери, которые очень быстро заменили наших солдатиков. И даже великолепные римляне стали пылиться в ящиках. Мда. Закончилась эра.

постер к фильму "Солдатики"
постер к фильму "Солдатики"

Тем не менее, игра с фигурками воинов оставалась одной из главных детских забав. Компьютерных игр мы еще не знали, поэтому сценарии сочиняли сами, в ходе игры изобретая свои миры и истории. И уже потеряв всякий интерес к игрушкам (но не созданию миров), немного повзрослев, мы увидели фильм о таких игрушках, о которых не могли и мечтать. Это был фильм знаменитого Джо Данте «Солдатики» 1998 года.

То был год «Годзиллы» Эммериха и «Блэйда». Вышли «Карты, деньги, два ствола», «Смертельное оружие 4», «Факультет» и «Армагеддон». На их фоне «Солдатики» особенным хитом не покажутся, но свой след в истории они так или иначе оставили.

Сюжет фильма строится на стандартной истории: злая и бездумная корпорация запихивает в роботов-учителей чипы военных роботов набор солдатиков чипы от военных машин. Солдатики действуют согласно программе, и стремятся уничтожить своих сюжетных врагов – инопланетян горгонитов. Два набора игрушек вступают в войну, замешанными в которой становятся подвернувшиеся американские подростки (в том числе юная Кирстен Данст).

кадр из фильма
кадр из фильма

Волей-неволей возникают параллели со знаменитым «Полем боя» Стивена Кинга и советским мультфильмом «Сражение» (ну да, в СССР снимали и по Кингу, и по Толкину тоже). Солдатики, обладающие разумом, ведущие боевые действия и сталкивающиеся с человеком – идея нетривиальная, и очень интересная, чем-то перекликающаяся еще с «Гулливером», который, в свою очередь, сразу же напоминает о кайдзю. Сражение большого и малых – это всегда интересно, потому что необычно.

Фильм, в принципе, типовой. Замените солдатиков на зубастиков али гремлинов (а кто же их снял??), принцип останется тот же – родители не верят, потом родители верят, подростки дружат с хорошим магваем существом и воюют с плохими, попутно решая свои подростковые проблемы. В конце все понимают, как ошибались, и семья сплачивается. Троекратное «ура» сотрясает окрестности… хотя нет, это уже про другое. Но типовой-то типовой, а изюминка в виде оживших фигурок, обретших почти что разум не так уж часто встречается. И в конце, черт возьми, ведь на самом деле хочется верить, что горгониты найдут свою планету. И в принципе, Джо Данте выполнил задачу студии – фильм годится и для детей, и для взрослых. Хотя, изначально планировалась картина пожестче, и часть сцен удалили из окончательной редакции.

Образ солдатиков-коммандос, конечно, гиперболизирован, в соответствии с типичным американским отношением к армии и сатирой на эту тему. Но ведь они игрушки, и это им вполне идет. Особенно хорош сам майор Душегуб (озвучил Томми Ли Джонс) с его козырной фразой – «Пощады не будет!». Просто-таки образец джи-ай, дуболома-агрессора, извечного колонизатора и поработителя. Инопланетяне-горгониты же представляют, по классике, малоразвитый народ с метательным оружием, который сопротивляется агрессору, намного превосходящему в вооружении и технике. Такая аллюзия на все американские войны, как ни странно.

кадр из фильма
кадр из фильма

Сам фильм для своего времени хорошо выглядит. Изначально Данте хотел вообще снимать большую часть сцен с куклами, которых построил Стэн Уинстон (наверное, уже все знают, кто этот дядька). Но оказалось проще использовать графику, на чем и порешили. Тем не менее, получилось нормально, для 1998 года – куда уж с добром. Он и тогда был неплох, и сейчас глаз не режет.

В общем, прощание нашего поколения с солдатиками получилось вот таким. То, что мы доиграть не успели, мы увидели на экранах, а то, что успели – оно наше, и с нами останется. И, быть может, однажды обнаружив среди старых вещей в кладовке римлянина из черной пластмассы, с огрызком гладиуса в кулаке, кто-то из нас усмехнется, вспомнив те времена, но фигурку он точно не выбросит. Мы все любили солдатиков.

кадр из фильма
кадр из фильма

Автор: Джон Дейкер

Редактор: Марсель Македонский

#солдатики #фильм #обзор