Как много архитектурных пристроек скрыто от наших глаз?
Флигель скульптурной мастерской
Архитектурное веяние модернистской эпохи, укрытое в одном из петербургских дворов.
Флигель скульптурной мастерской стоит на фоне мрачных брандмауэров из темного кирпича – задних стен корпусов Женского училища принцессы Терезии Ольденбургской. Их фасады, спрятанные в глубине дворов, отличаются красотой эпохи модерна. Они были выполнены архитектором В. В. Шаубом.
Однако флигель относился к доходному дому №71. Ранее на месте строгой и скромной советской постройки стоял 6-этажный дом купца Киселева. Сейчас его можно увидеть лишь на паре фотографий женского училища, относящихся к началу прошлого века.
До недавнего времени в этом здании размещалась мастерская скульптора-монументалиста, ректора Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица Александра Анатольевича Пальмина, скончавшегося в 2019-м году.
Флигель особняка Винекена
Необычный и броский образец модерна в архитектуре Санкт-Петербурга.
Особым вниманием пользуется дворовой флигель, который разительно отличается стилем исполнения. Своей островерхой башней он напоминает немецкие замки-поместья, а не петербургские особняки.
Такое сходство не беспричинно. Винекены – австрийский баронский род, перебравшийся в Россию в середине XIX века. В основном представители семьи занимались банковским делом. Барон Георгий Георгиевич Винекен был директором банка в Брюсселе.
Особняк был построен в 1886 году архитектором М. П. Львовым, а в 1899-1900 годы архитектор А. Н. Векшинский перестроил его для барона.
Флигель служил помещением для домовых служб, а сейчас здесь находится государственное учреждение.
Флигель доходного дома на Литейном
Большой 4-этажный флигель с остроконечной крышей, который пришел в Петербург из средневековых городов Восточной Европы.
Стандартный дом для центра Петербурга не может похвастаться особенной историей. Постройка была возведена в начале XIX века, а в конце была перестроена архитектором П. И. Балинским.
Венчает крышу здания небольшой флюгер в виде солнца и летящей чайки. С крыльями дома флигель соединен несимметричными пролетами в одно окно.
В доме осталось много элементов старого убранства: отделанные плиткой печи, деревянные наличники окон со старыми ручками. В годы революции в этом доме жил Сергей Есенин. Сейчас под одним из пролетов приютился книжный магазин «Листва».
Дом без номера на Гагаринской
Одна из неприметных достопримечательностей города.
У дома нет номера, он втиснут между домами №5 и №7 на Гагаринской улице, а его высота не превышает пяти метров.
Флигель трудно отнести к какому-то конкретному зданию, вероятнее всего, он относится к дому №5 – особняку Л. Н. Симонова (позже – Столыпиных). Здание было перестроено в 1870-е годы его хозяином, врачом Л. Н. Симоновым. Выкупивший этот дом значительно позже П. А. Столыпин занимался его перестройкой, но не успел в нем пожить. В сентябре 1911 года он скончался после покушения в Киевском оперном театре. Его вдова и дети прожили в этом доме несколько лет.
Следующий же дом по Гагаринской улице довольно старый, он относится к началу XIX века. Изначально здание было трехэтажным и более гармонично вписывалось в облик улиц. Достройка до 6-го этажа произошла уже в советское время.
Флигель дома Иоганна-Карла Шнора
Дом, где находилась крупная типография.
Дом Иоганна-Карла Шнора, владельца типографии в Петербурге, не сохранился в первоначальном виде: он был надстроен тремя этажами в 1874 году и переделан в доходный. Однако небольшая часть здания уцелела в виде флигеля с необычными скатами крыш и башенкой.
Иоганн-Карл Шнор был одним из первых частных предпринимателей, занимавшихся типографией и изданием книг в России. Разрешение на деятельность было им получено в 1772 году по резолюции Сената.
Типография Шнора имела собственную словолитню для оформления изданий. Она использовала литеры типографии Академии наук. Книжный магазин Шнора находился по адресу Невский проспект, дом 20. У него печатались Фонвизин и Державин. Наибольшую славу ему принес Радищев. Именно у Шнора он купил печатный стан и шрифт для печати «Путешествия из Петербурга в Москву». Шнор просил передать ему несколько десятков экземпляров книги, но писатель предусмотрительно и деликатно отказал. Шнор привлекался к следствию по делу Радищева, когда его арестовали.
#флигель #архитектурапетербурга #прогулкипогороду #путешествия #питерскиеистории #петербурговедение