Найти тему
Учительская

Начальная школа. Математика для всех

Полезное дополнение к учебникам по математике УМК «Школа России».

   Татьяна АНИСИМОВА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2018, учитель начальных классов Медведевской школы №2, Республика Марий Эл.
Татьяна АНИСИМОВА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2018, учитель начальных классов Медведевской школы №2, Республика Марий Эл.

Важной составляющей начального образования, несомненно, является обучение математике. Данная дисциплина играет важную роль в формировании у младших школьников приёмов умственной деятельности: умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений и т.д.

Среди множества программ, предлагаемых для реализации в начальной школе, практикующими педагогами заметно выделяются программа «Школа России» и учебник «Математика» под авторством М.И.Моро от издательства «Просвещение». В данном учебнике системно и логично представлены основные теоретические разделы, наблюдается необходимая постепенность в нарастании трудности учебного материала.

Достаточно часто в дополнение к нему педагоги используют в обучении рабочие тетради автора С.Ю. Кремнёвой, созданные издательством «Экзамен» специально к этим учебникам.

Предлагаю рассмотреть рабочие тетради к учебнику.

Тетрадь для первого класса представлена в двух частях. Задания в них расположены в соответствии с учебником “Математика. 1 класс” (авторы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова). Здесь представлена система тренировочных и развивающих упражнений, раскрывающих все основные вопросы первого года обучения математике в начальных классах. В рабочей тетради первого класса собраны разнообразные упражнения, которые помогают не только отработать программный материал, но и способствуют развитию наблюдательности, логики, образного восприятия, памяти. Например, «Раскрась фигуры так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей одним признаком», «Ученики сравнивали два сосуда. Результат сравнения показывали с помощью чертежа. Запиши, по какому признаку сравнивал сосуды каждый из мальчиков» и т.д.

Тетрадь содержит массу заданий творческого характера: «Составь задачу по рисункам», «Соедини числа в порядке уменьшения и раскрась получившееся изображение», «Закончи рисунок при помощи плана».

Преобладающая масса заданий сопровождается рисунками, схемами, таблицами. Такое оформление тетрадей продиктовано особенностями мышления первоклассника, которое определяется как наглядно-образное.

Содержание рабочей тетради направлено на развитие математической речи, пространственного воображения, алгоритмического и логического мышления, а также на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий.

Логическим завершением каждого раздела служит рубрика «Что узнали. Чему научились», которая помимо прочих заданий на вычислительный навык, знание геометрического материала, решение текстовых задач включает нестандартные задания, позволяющие определить, смогут ли ребята использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

В рабочих тетрадях для второго класса в рамках одной темы представлены задания разной степени трудности, что дает учителю возможность с успехом применять индивидуальный, дифференцированный подходы в обучении учащихся.

Здесь чаще встречаются задания, способствующие развитию логического и пространственного мышления: «Заполни пустые клетки магического квадрата», «Сколько понадобится таких треугольников, чтобы сложить из них данную геометрическую фигуру?», «Запиши, сколько на чертеже прямоугольников», «Раздели фигуру, изображенную на рисунке, на три одинаковые части» и т.д.

-3

С целью формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе, в тетрадях для первого класса и в рабочих тетрадях для второго класса отмечается увеличение объема материала из различных разделов математики (арифметики, алгебры, геометрии, логики). В целом, всё это направлено на установления перспективы математического образования младших школьников.

В рабочих тетрадях третьего класса отражены задания, которые ориентированы на повышение степени овладения детьми умениями наблюдать, сравнивать, делать выводы, распознавать математические объекты, оценивать готовые решения учебной задачи, применять полученные знания в измененных условиях. Например, «Вычисли значения выражений. Исправь ошибки в ответах», «Найди площадь каждого участка земли и запиши, сколько пакетиков с семенами травы надо купить, чтобы засеять эти участки, если на каждый квадратный сантиметр нужен 1 пакетик» и т.д.

-4

Эти тетради содержат в себе задания «Магические круги» (работа с кругами Эйлера), «Цепочки примеров», «Дорисуй вторую половинку предмета» (работа с осью симметрии), «Вычислительная машина работает по данному алгоритму. Выполни алгоритм и заполни таблицу» (работа с блок-схемами), «Заведи круговой механизм» и т.д. Есть задания, которые учат третьеклассников работать с диаграммами. Подобные задания способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

-5

В завершении изучения разделов представлены итоговые проверочные работы. Они предназначены для проверки усвоения материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача представленных итоговых проверочных работ в рабочих тетрадях – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка в процессе обучения.

В тетрадях для четвертого класса представлено обилие заданий с диаграммами и блок-схемами. Встречаются множество заданий на нахождение площади и периметра фигур, как в стандартной формулировке, так и в усложненной форме. Большое внимание уделяется работе с разными видами текстовых задач, сюжетное содержание которых, как правило, связанно со сферой интересов детей младшего школьного возраста (жизнь семьи, школа, сказочные персонажи и т.д.).

Единая структура рабочих тетрадей по дисциплине «математика» с первого по четвертый класс имеет свои достоинства: прослеживается логика и преемственность в построении содержания рабочих тетрадей от класса к классу. Степень самостоятельности младших школьников растет, а знакомая структура построения тетради и формулировка заданий обеспечивает успешность их выполнения. Вариабельность заданий рабочей тетради позволяет осуществить индивидуальный подход к обучению каждого ученика.

Ещё одно пособие, которое заслуживает внимание при работе по учебнику М.И. Моро, – Проверочные работы по математике издательства «Экзамен» автора Е.В.Трофимовой. Они содержат в себе тексты проверочных работ и тестов по математике для начальной школы (1-4 класс), которые составлены в полном соответствии с программой и учебно-методическим комплектом пособий по математике. Материал пособия представлен в определенной системе: проверочные работы составлены по отдельным, наиболее важным вопросам, на которые разбивается каждая тема определенного года обучения (1-4 класс), а тесты обеспечивают итоговую проверку всей изученной темы.

Сразу стоит заметить, что все предложенные в пособии задания и тесты – небольшие по объёму, а наличие печатной основы позволяет значительно сократить время на их выполнение. В пособии предусмотрены задания повышенного уровня, что позволяет создать условия для развития познавательного интереса у ребят к математике, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, повысить уровень математического мышления; расширить их математический кругозор.

-6

Значительное место отводится предметным тестам, использование которых даёт достаточно высокие педагогические результаты.

Пособие предназначено для реализации такого важного компонента учебной деятельности, как проведение самоконтроля и самооценки: дети выполняют предложенные работы, сами оценивают и фиксируют результаты своей учебной деятельности и продвижение по каждой из изучаемых тем. Для этого в конце каждого предметного теста детям предлагается «Лента успеха».

Следующее пособие, которое достаточно активно используется практикующими педагогами, – Контрольные работы по математике издательства «Экзамен» автора В.Н.Рудницкой. Сборник предназначен для проверки уровня овладения предметными и общеучебными знаниями и умениями. Результаты контрольных работ, проводимых в течение всего учебного года, помогут учителю систематически изучать получаемую учащимися математическую подготовку и своевременно принимать необходимые меры для устранения в ней возможных пробелов.

Для обеспечения дифференциации обучения и самостоятельности детей каждая контрольная работа дана в шести вариантах трёх уровней сложности. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора как числа контрольных работ, так их содержания и объёма. Оценивание контрольных работ отметками производится в соответствии с существующими нормами оценки.

Конечно, математика часто предполагает усовершенствование скорости вычислений, скорости поиска решений предложенной задачи и т.д. Очень рекомендую разработанную В.Н.Рудницкой линию Тестов по математике в двух частях к учебнику М.И.Моро. Сборник тематических тестовых заданий отвечает всем требованиям ФГОС начального образования к математической подготовке младших школьников. Каждая тетрадь тестовых заданий состоит из двух частей и содержит разнообразные задания, которые позволяют учителю оперативно вести изучение успешности освоения каждым младшим школьником программного материала, реализующего формирование основных предметных и метапредметных умений учащихся.

В области метапредметных умений предлагаемые тесты дают возможность проверять овладение школьниками такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, измерение, выбор верного варианта ответа, оценка способа решения учебной задачи, контроль и коррекция, распознавание математических объектов, определение истинности утверждений, умение делать выводы, применять полученные знания для решения разнообразных учебных задач.

Каждый тест представлен в двух одинаковых по трудности вариантах. К каждому тестовому заданию предлагается несколько вариантов ответа (2-4 класс). А в сборнике тестовых заданий для первого класса задания представлены в двух видах: с открытым ответом (ученик сам записывает верный ответ или выполняет геометрические построения) и с выбором верного ответа из нескольких.

Место и время проведения на уроке того или иного теста учитель определяет самостоятельно. В конце года ученикам предлагается итоговый тест, содержащий задания по основным вопросам программы по математике для 1-4 класса.

Считаю необходимым отметить, что в одном ключе оформлены тетради для проверочных работ, тетради для контрольных работ, сборники тестов и рабочие тетради. Это позитивно сказывается на восприятии заданий проверочных и контрольных работ, устраняет излишнюю тревожность и психологический дискомфорт.

Все рассмотренные пособия издательства «Экзамен» вполне заслуживают пристального внимания педагогов. Это сборники разноплановых заданий, помогающие в построении образовательного процесса, насыщении его нестандартным, творческим материалом. Несомненно, грамотное использование рассмотренных сборников будут оказывать помощь ученикам в усвоении знаний и способов действий в начальном курсе математики, которые необходимы не только для дальнейшего изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Татьяна АНИСИМОВА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2018, учитель начальных классов Медведевской школы № 2, Республика Марий Эл.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».