Используя данные запроса, я насчитал около 20 публикаций, посвященных великому фантастическому роману Станислава Лема «Солярис» и, не менее великой, экранизации этого романа, сделанной Андреем Тарковским. Как пример, назову публикацию: «Солярис расшифрованный. Раскрываем смыслы главного шедевра отечественной кинофантастики сцена за сценой», канал «Плёнки, винил». Тем не менее, и я решил внести свой очень скромный вклад в эту своеобразную соляристику (так называлась в романе С. Лема наука по изучению феномена разумной планеты Солярис). Естественно, я воспользуюсь своей старой фейсбушной публикацией, с ее существенной переработкой (исправлениями и дополнениями, в том числе в иллюстративном ряду). Сразу скажу, что постараюсь быть по возможности субъективным, излагая собственное мнение…
«Соля́рис» - кинофильм, снятый Андреем Тарковским в 1972 г. по мотивам одноимённого фантастического романа Станислава Лема, в котором идет взаимное изучение людьми разумной планеты (разумного Океана) и, как ответ, изучение планетой представителей человечества. Причем, в этом взаимоотношении-игре планета-Океан переигрывает человека, вскрывая этические проблемы и конфликты, которые люди вытесняют или хотят забыть… Пока психолог Крис Кельвин «не сделал свои ходы»… Широкоэкранный фильм, в котором главные роли исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук, состоит из двух серий. Фильм является обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля, а по результатам ряда опросов входит в число лучших фантастических фильмов в истории мирового кино…
К попыткам экранизации литературных произведений у меня с детства особое отношение. Реже кинофильм приветствуется (например, «Человек-амфибия»), но чаще я отвергаю экранизацию. Так лично для меня фильм «Земля Санникова» представляется совершенно неинтересным (несмотря на россыпь прекрасных актеров и замечательную песню «Есть только миг»)… По-видимому, сказалось то, что в раннем школьном возрасте я внимательно прочитал роман Обручева.
Или для примера сейчас в моде масштабная киноэпопея по фэнтезийному эпосу Джорджа Мартина «Игра престолов». Но я почти с первого кадра невзлюбил этот фильм и до сих пор не понимаю, и чем публика восторгается. А меня просто угораздило лет за 10 до выхода этого сериала прочитать этот эпос. В принципе он понравился, хотя, конечно, до "Хроник Амбера" Роджера Желязного сильно не дотягивает. Да и предыдущий роман Джорджа, посвященный скитаниям космического ветеринара, на мой взгляд, более интересен. А как только решил посмотреть фильм, то начались диссонансы, типа Тирион не тот, Старк не тот и т.п. и т.д… Автор, конечно, потирает руки (деньги от проката фильма текут в карман, но, лично у меня, большое «НО»). Более того, рискну предположить, что в условиях, когда население стало меньше читать, экранизация во многих случаях губит литературу, сбивая автора с настоящего творчества… Подобные примеры можно привести и в отношении российских фантастов, и не важно, является ли режиссером фильмов Тимур Бекмамбетов, результат, как правило, предсказуем…
Ну а «Солярис» Лема и «Солярис» Тарковского – это два в значительной степени разных гениальных произведения… Не случайно, автор романа Станислав Лем негативно воспринял работу Тарковского. Я не сторонник длинных цитат в формате каналов Дзен, снижающих индекс» уникальности текста, но, тем не менее, позволю привести пространную цитату польского писателя:
«…«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот. … К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссёр лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довёл бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались её появлением, причём появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определённой концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь Ding an sich, непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощёно и аранжировано… А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввёл в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тётю, а прежде всего — мать, а «мать» — это «Россия», «Родина», «Земля». Это меня уже порядочно рассердило. Были мы в тот момент как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны… В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаём только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, — они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной, и так далее. У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нём домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввёл массу странностей, для меня совершенно невыносим…». © Из книги Станислапв Бересь «Беседы с Лемом».
Ну а мне, лично, нравится и фильм А. Тарковского и его художественное оформление (художник М. Ромадин) и, конечно, роман С. Лема…
Любимые фразы из романа С. Лема:
· Человек, вопреки видимости, не ставит перед собой целей. Их ему навязывает время, в котором он родился, он может им служить или бунтовать против них, но объект служения или бунта дан извне. Чтобы изведать абсолютную свободу поисков цели, он должен бы был остаться один, а это невозможно, поскольку человек, не воспитанный среди людей, не может стать человеком.
· Человек отправился познавать иные миры, иные цивилизации, не познав до конца собственных тайников, закоулков, колодцев, забаррикадированных тёмных дверей.
· Но ведь отчаявшийся бог - это же человек…
· Мы не ищем никого, кроме человека. Нам не нужны другие миры. Нам нужно наше отражение. Мы не знаем, что делать с другими мирами.
· Как вы можете понять океан, если не в состоянии понять друг друга?…
· Извечная вера влюбленных и поэтов во всемогущество любви, побеждающей смерть, преследующие нас веками слова «любовь сильнее смерти» - ложь. Но такая ложь не смешна, она бессмысленна. А вот быть часами, отсчитывающими течение времени, то разбираемыми, то собираемыми снова, в механизме которых, едва конструктор тронет маятник, начинается отчаяние и любовь, знать, что ты всего лишь репетир мук, тем более сильных, чем смешнее они становятся от их многократности?…© С. Лем (Солярис).
Что касается американской версии экранизации Соляриса (2002), скажу лишь, что можно понять Содерберга, у которого Сарториус стал чернокожей женщиной по имени Гордон. Одним выстрелом он убил двух зайцев… Демократизация, однако… А так, приведу опять же пространную цитату
«…Художественное видение Содерберга представляется осмысленным и последовательным, но, однако, в явном отрыве от первоисточника. На первый план режиссёр выдвинул трагичную любовь Криса и Хари — эмоциональный элемент решающим образом доминирует над интеллектуальным. Солярийский же океан является Великим Отсутствующим. В фильме есть своя неповторимая, захватывающая зрителя атмосфера. Насыщение светом, колоритность, трактовка темы, музыка, игра актёров, умеренное применение специальных эффектов, прозрачный сюжет — всё это создаёт произведение необычное, захватывающее, действительно новаторское. Содерберг создал пример смелого художественного кино — твёрдый орешек для раскусывания массовым потребителем, которого кормят голливудской кашей…» © Станислав Лем. Так говорил… Лем. — М.: АСТ, 2006.
Отдельно скажу о главном художнике-постановщике версии Соляриса Андрея Тарковского, то есть о Михаиле Николаевиче Ромадине (1940 - 2012). Родился 12 апреля 1940 года в Москве. Вероятно дата рождения (12 апреля) не совсем случайна. Является художником, живописцем, графиком, художником-иллюстратором книг, кино- и театральным художником. Народный художник России (1998), Почётный член Российской академии художеств. Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии. Художник в 3-м поколении: дед М. А. Ромадин — художник-примитивист, отец, Н. М. Ромадин — пейзажист-академик. Андрей Тарковский о Ромадине:
«Темперамент Ромадина скрытый, загнанный внутрь. В лучших его произведениях темперамент из внешне понятного динамизма и хаоса, поверхностно упорядоченного, как это часто бывает, переплавляется в спокойную и благородную форму, тихую и простую. В моем понимании, в этом принципе скрыто высокое художественное начало…».© А. Тарковский.
На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Особо признателен тем, кто, знакомясь с публикациями, оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается. Рекомендую вам тихую гавань в океане юмора - ежедневный канал "Дворники с улицы Лизюкова " и родственный канал по живописи Галерея АRTist.
#культура #искусство #живопись #иллюстрации #литература #кино #солярис #лем #Тарковский