Я не очень хорошо осведомлен о номенклатуре закупок в туристической отрасли, но представляю, как в целом работает система госзакупок, какие в связи с этим возникают проблемы у государственных организаций и предприятий.
В частности, я сам проходил через историю, когда руководство организации потребовало у расположенного в Нижнем Новгороде филиала провести через госзакупки заключение договора о мобильной связи на следующий год.
Для формирования начальной цены аукциона нужно представить запрос о нескольких вариантах по рынку. Мы обратились к трем мобильным операторам из четырех имевшихся. Точные цифры не скажу, но, условно, двое дали цену в районе ста тысяч, а один – около 40 тысяч. По формуле начальная цена должна была составить 80 тысяч. Соответственно, первые две организации просто не будут участвовать – и победителем будет признан единственный участник. По начальной цене, которая вдвое превышает ту, которую он запрашивает без аукциона.
Когда мы объяснили эту ситуацию начальству, оно приняло решение просто продлить предыдущий договор. Но истории о том, как механизм, призванный снизить стоимость закупки, приводил к повышению этой стоимости, я слышал не одну.
Еще один момент связан с необходимостью соблюсти всю непростую процедуру, уложившись в сроки.
А третий момент – который вызывает самые большие нарекания – это невозможность добиться нужного качества услуги. Прописать гарантии качества было очень сложно.
Скажем, победителем по обслуживанию множительной техники оказывалась организация с такой ценой заправки картриджа, за которую можно заправлять разве что сажей из печки. В результате дорогостоящая техника будет плохо работать и выйдет из строя.
Единственный способ в данном случае – прописать, что сервис должен быть авторизованный. Но тогда теряет смысл конкурентная закупка, поскольку в таком сервисе все цены выше, чем в пусть неавторизованном, но качественном. К тому же авторизованный в регионе всего один – из кого выбирать?
Поэтому вопросов по закону о госзакупках очень много. Целью его создания было пресечь распил бюджетов, но адекватного механизма не придумали.
Поэтому логику преобразования Нижегородского туристско-информационного центра в автономную некоммерческую организацию понять можно. Хотя следить за деятельностью новой организации придется внимательно, поскольку соблазны, возникающие перед руководителями АНО, никто не отменял.
Дмитрий Скворцов, обозреватель ИА Politbook