"...Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном пажом, лучшим шутом, какой существовал когда либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны..."
Кот Бегемот — персонаж романа «Мастер и Маргарита», кот-оборотень и любимый шут Воланда.
Знаменит своими словами, сказанными чекистам, явившимся, чтобы арестовать «фокусников» (Воланда и его свиту — они понятия не имели о том, с кем имеют дело) в Москве в «нехорошей квартире» по адресу Большая Садовая, 302-бис, кв. 50:
-Не шалю, никого не трогаю, починяю примус…
-Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, — это глоток бензина…
Согласно «Булгаковской энциклопедии», источником для создания персонажа М. А. Булгакову послужила книга И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», в которой упоминалось морское чудовище Бегемот, обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Помимо нее, М. А. Булгаков использовал книгу М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» выписки из которой сохранились в архиве писателя.
Бегемот в демонологической традиции — это демон чревоугодия. Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе и над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных постановщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине. Оказавшись в этом магазине, они наблюдали, как советские люди, словно обуянные демоном, накупали себе деликатесов.
Вторая жена Булгакова Л. Е. Белозерская свидетельствовала, что прототипом Бегемота стал их домашний кот Флюшка.
Наиболее распространенная версия, почему именно Бегемот, связана с именами злобных демонов, приспешников дьявола. В списке самых влиятельных Асмодей, Велиал, Люцифер, Вельзевул, Маммон и т.д. – есть и демон Бегемот. Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, в то же время в Библии Бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения.
В самом же произведении «Мастер и Маргарита» имя кота напрямую связывается с его внешним видом: "...входит кот. Черный, здоровый, как бегемот..."
Бегемот — оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах», но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей». В облике человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает Варенуху. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами. Он не сквернословит, но ему присуще множество человеческих пороков. Он курит и пьёт, обожает врать, любит хвастаться. Кроме того, он наглец, мошенник и плут, который не прочь обмануть даже самого Воланда, во время «знаменитой шахматной партии»
Деятельность Бегемота служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять чёрных котов. Согласно тексту романа, их было уничтожено около ста.
По предположению литературоведа Альфреда Баркова, прототипом булгаковского кота стал молодой, талантливый пианист Николай Буренин. Одновременно он был членом вооруженного подполья РСДРП(б).
Возможно на это факт и опирался Булгаков, когда нарядил на балу своего персонажа в галстук?
"...Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены..."
В самом начале своей деятельности, Буренин, по поручению большевистской партии, занимался перевозом нелегальной литературы, из зарубежья в Россию, создавал явочные квартиры, тайные типографии. Впоследствии, он принимал активное участие в боевой технической группе, которая занималась покупкой и перевозкой оружия из зарубежных стран. О чудесах его находчивости и богатой фантазии в то время ходили многочисленные легенды.
Общительный, остроумный, молодой человек находил выходы из самых, казалось бы, провальных ситуаций. Благодаря своему большому артистическому таланту, он разыгрывал перед таможенниками, сыщиками и полицейскими такие сцены, что его товарищи только диву давались, после того как опасное дело благополучно завершалось.
По рассказам Николая Буренина, на квартирах с нелегальной литературой всегда хранились канистры с керосином. В случае провала такой квартиры, весь компромат сразу же обливался горючей жидкостью и поджигался.
«Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, – это глоток бензина…»
Была ли вам интересна данная статья? Спасибо за лайки и комментарии!