С чем боролись — на то и напоролись. Транспортная реформа в Санкт-Петербурге не только принесла в город огромное количество автобусов, но и возродила явление девяностых — частных извозчиков на дорогах. Теперь они колесят не на микроавтобусах, а на личных автомобилях.
Одной из целей транспортной реформы было избавление улиц Санкт-Петербурга от частных маршруток — безболезненная замена коммерческих маршрутов на социальные, работающие по единым билетам. Для достижения этих целей старые ПАЗики и микроавтобусы заместили новыми — лазурные автобусы, которые в народе уже прозвали «бегловскими».
Казалось бы, на бумаге все звучало красиво: более 2 800 новых автобусов, новые маршруты, новая система оплаты проезда. Однако все разбилось о суровую реальность.
Беглов не может — частники помогут
Как только лазурный автобус отъезжает от остановки, его место занимают водители на личных автомобилях, и люди с радостью садятся в машины к частным извозчикам, которых называют старым-добрым словом «бомбилы».
Выходя из метро, я не становлюсь в очередь на ожидание автобуса, который в середине июля заменил маршрутку. Рядом с остановкой уже поджидают «бомбилы», которые довезут меня до дома за считанные минуты — без бессмысленных остановок. Я понимаю людей, которые не рискуют сесть в неизвестную машину частного извозчика: в такой поездке никто не застрахован, и приходится рассчитывать только на профессионализм самого водителя. Но одновременно понимаю тех, кто запрыгивает в машину или расстраивается, если не успел ухватить место. Это значит, что дорога до дома станет как минимум в два раза дольше — пока дождешься своего автобуса и медленно проедешь по маршруту со всеми остановками (даже теми, на которых никто не заходит и не выходит).
Когда стартовал финальный этап транспортной реформы, а маршрутки в последний раз проехались по своему пути, у остановки появился первый предприимчивый водитель на презентабельной иномарке. Водитель громко зазывал: «До метро, 50 рублей!» Жители намыва Васильевского острова с недоверием отступали от него, и только самые смелые садились в салон. Их быстро довозили до метро, а остальные продолжали стоять в огромной толпе и пытались разобраться в новых автобусных маршрутах.
Спустя неделю на остановке вслед за лазурным автобусом появились три-четыре постоянных «бомбилы» на разных машинах. Их конкурентное преимущество — скорость и цена, всего 50 рублей по сравнению с 60 рублями на наземном автобусе.
В салоне машины чисто. Поняв, что услуги частного таксиста востребованы, водитель надевает нарядные чехлы на некогда протертые сиденья своей «ласточки». Услугами «бомбил» нередко пользуются не только жители отдаленных ЖК, но и рабочие с местной стройки: с ними я сегодня и еду до метро, медитативно слушая разговор на незнакомом языке. Водитель сделал аккуратную табличку с номером телефона, куда следует сбросить 50 рублей. Также можно оплатить и наличными. В этом аспекте простой «бомбила» прогрессивнее городских властей, которые с новой реформой отменили возможность оплаты проезда «налом».
Проезжаем мимо остановки, где водитель зазывает пассажиров.
«Дурак, не нужно стоять. Лучше бы скорее отвез тех, кто уже сел в машину», — комментирует мой водитель методы своего коллеги.
Начинаю разговор о новом «бизнесе» водителей. Самая активная фаза работы — часы пик утром и вечером. В эти периоды водители действительно могут позволить себе не тратить время на ожидание новых клиентов — бензин и амортизация окупаются, и доход остается. В этот момент я мысленно задаюсь вопросом, какую выгоду имеет петербургская власть с каждого пассажира наземного транспорта.
Мы с ветерком летим вдоль Смоленки, обгоняя других горожан на личном авто. Водитель не стесняется стартовать с места раньше зеленого сигнала светофора: чем быстрее довезет нас, тем раньше возьмет следующую партию пассажиров.
Я понимаю, что поездки с такими извозчиками — это определенный риск, поскольку водитель не несет никакой ответственности перед пассажиром. Однако порой другого способа добраться до работы вовремя просто не остается. Дорога, которая на машине занимает около семи минут, на городском автобусе займет не менее 20-25 минут — и это без ожидания.
Как бы то ни было, частная инициатива и деловой подход к делу вновь оказались эффективнее. Закупившись лазурными автобусами, власти Петербурга не решили главную проблему: они так и не смогли вспомнить о горожанах, которым такая инициатива сильно ударила по уровню жизни и комфорта.