Случается, что педагогу и родителям не удается избежать конфликтной ситуации. Тогда каждой стороне важно не усугублять ее развитие. Конструктивная реакция педагога на негативные эмоции родителей является важнейшим инструментом урегулирования конфликта.
О своем педагогическом опыте рассказала учитель истории и обществознания, классный руководитель с 22-летним стажем работы Анна Аралова. Им делится в своем Телеграм-канале Институт воспитания РАО.
Как рассказала Анна Аралова, мама одного ученика жаловалась на большой объем домашних заданий. Она очень эмоционально высказывала свое недовольство, не давая педагогу ответить. В подобных случаях учитель советует: если вы видите, что родитель эмоционально возбужден, то не стоит решать вопрос здесь и сейчас. Лучше договориться о другом дне – выслушать родителя и пояснить, на основании каких методических рекомендаций вы задаете такое количество домашних заданий. Обсудите распорядок дня ребенка и то, какие изменения необходимы для решения проблемы.
Не всегда родители ведут себя вежливо. Так, на родительских собраниях папа одного их учеников постоянно задавал вопросы, которые касались только его ребенка. Он не давал другим возможности получить информацию о своих детях. В таких случаях педагог напоминает, что организатором собрания выступает учитель. Значит, контроль хода встречи – его обязанность. Разделите беспокойство родителя. Но напомните, что собрание ограничено по времени, и предстоит решить еще много вопросов. Предложите папе время после собрания, которое будет удобным для обсуждения волнующих его вопросов.
В другом случае мама одной ученицы договорилась с учителем о встрече и буквально с порога стала в назидательном тоне рассказывать, как нужно учить детей. Анна Аралова напоминает, что в такой беседе не стоит защищаться. Выслушайте родителя и расскажите, на основании каких учебников и методических рекомендаций вы работаете. Приведите в пример научные исследования. Также можно пригласить маму на открытый урок.
Также нередкими бывают случаи, когда родители ежедневно пишут учителю сообщения в мессенджере, невзирая на время. Стоит помнить, что сохранность личных границ – неотъемлемая часть профессионального мастерства. В подобной ситуации можно ответить, что вы получили сообщение и сможете ответить в рабочее время. На ближайшем собрании можете обсудить вместе с родителями правила общения в мессенджере.
Институт воспитания РАО дает следующие рекомендации, как избежать конфликта между родителями и педагогом.
Используйте правильные каналы. Прежде чем привлекать руководство школы, поговорите друг с другом. В некоторых ситуациях можно пригласить ребенка.
Возьмите паузу, если нужно успокоиться. Обе стороны не равнодушны к проблемам ребенка. Поэтому эмоции могут бить через край. Обойдитесь без гневных сообщений.
Проявите уважение. Взаимная критика не приведет к решению конфликта. Говорите о себе и своих желаниях. Уважение себя и своего собеседника позволит наладить диалог.
Сохраняйте позитивный настрой. Даже серьезную проблему можно решить оптимальным способом. На это и нужно направить усилия.
Избегайте защитной реакции. Она только мешает решать проблему. Помогите друг другу увидеть ситуацию вашими глазами.
Эксперты напоминают, что важно стараться строить партнерские отношения. Делайте все от вас зависящее, чтобы не допустить конфликтных ситуаций. Учитель и родители идут к одной цели – дать лучшее воспитание и образование ребенку.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».