Найти в Дзене
Какая-то Школьница

(Не)Командная работа в школе

Когда человек говорит, что не любит работать в команде, чаще всего считают, что ему просто не нравится общаться с людьми. Но у меня всегда была другая проблема — мои сокомандники не выполняли свои обязанности.

Думаю начать с того, что я отличница. Нет, я не зубрю ночи напролёт параграф по физ-ре, потому что так сказали и не плачу из-за четвёрок (это отдельная история про эволюцию моего отношения к учёбе), я просто обладаю хорошими данными, чтобы вписаться в систему и достаточным уровнем ответственности. Это сыграло свою роль в обучении и истории про команды.

В детском саду я чувствовала себя довольно комфортно, потому что играла в одиночку: собирала конструктор, мозаику, придумывала воображаемых друзей, копалась в песочнице, в подготовительной группе читала книжки в уголке. Конечно, с однокашниками я общалась, но не часто.

Автор: Джимми Лиао
Автор: Джимми Лиао

В начальной школе классная руководительница активно занималась нашей социализацией: давала задания всем рядом решить словарный диктант, подготовить совместный проект на уроке с соседом по парте и т.д. Тут и начались мои проблемы. Все, думаю, в курсе, что в семье не без урода — в команде обязательно находился лентяй, который отказывался принимать участие в работе, всячески отлынивал, чем вызывал у меня непонимание, обиду и презрение. Мне и другим участникам не оставалось выбора, кроме как тащить дополнительные задачи, хотя у нас и своих было достаточно. Но все видели не междоусобицы и разборки, а только конечный результат. Оценки всем выставлялись одинаковые, то есть и быки, и мухи получали одинаковое вознаграждение. В работе парой тоже самое, только ещё тяжелее, ведь разделить обязанности вообще не с кем (вспоминая мою успеваемость, меня сажали рядом с самыми обитыми двоечниками). На все мои жалобы был один ответ: «Работа в команде необходима для твоей социализации». Вскоре я возненавидела это слово.

Выпускаясь из начальной школы, я свято верила, что теперь всё зависит только от меня, ведь учителя в 5-11 классах учат много детей и на социализацию внимания не уделяют. Но я почему-то не вспоминала, что классный руководитель у нас всё равно будет, да и к школьным мероприятиям готовится нужно.

Моя первая и, видимо, последняя попытка поставить сценку без помощи учителей в пятом классе обернулась провалом — участники не выучили текст и совсем забыли про обговорённые заранее репетиции. План провалился, и я с позором пошла отменять заявку на участие в празднике. Старшеклассники, ответственные за подготовку к нему, посоветовали в будущем обращаться за помощью к старшим, потому что дети редко слушают даже самых умных и трудолюбивых сверстников.

В шестом классе наша классная придумала в теории прекрасную идею сблизить и сдружить наш класс — устраивать совместные проекты. Было подготовлено всё: нас разделили по группам, дали темы и две недели на создание презентации и текста, в остальном полная свобода.

В первый раз нас разделили по рядам. Команды были большие, 5-7 человек, так ещё и наш ряд оказался относительно нормальнее остальных. На меня, как на умельца в этом деле, повесили презентацию. Как же я была зла, когда, забыв про все установленные сроки, вечером последнего дня ответственные за текст скинули мне скрины из Википедии, а ответственные за картинки тоже скрины, но из результатов поиска «новыи гот в кетае». В ту ночь я спала около 6-7 часов. Это достаточно много, скажет любой студент или одиннадцатиклассник, но то, что я пожертвовала тремя часами отдыха ради хорошей оценки для всех — уже поступок, достойный горячего «спасибо». К седьмому уроку, на котором мы и должны были презентовать проекты, я выглядела и чувствовала себя паршивенько, зная, что после школы мне ещё отбывать срок (в таком состоянии это мука, а не наслаждение) в музыкалке и на спортивной секции. Моя жалоба на плохое отношение к своим обязанностям и требование благодарности были встречены словами «ты ничего не сделала для команды» и чтением моего текста под мою презентацию с телефонов. Конечно, нам поставили пятёрки, но они были бы приятнее для меня, не плюнь мне вся команда в душу перед этим.

Второй проект для меня был сущим адом. Даже после моего разговора с учителем, во время которого я попросила не ставить меня ни с кем в команду, а давать индивидуальный проект, про него или забыли, или посчитали что «это другое». Пока я болела, меня определили в группу с двумя двоечниками. И даже не ради «благой помощи отстающим», детей просто делили по алфавиту, и мне не повезло стоять рядом с ними в списке. В целях соблюдения их прав я назову их М (мальчик) и Д (девочка). Так вот, узнала я о новом проекте и о своих напарниках от третьих лиц, при попытке создать беседу оказалось, что у М я вообще в чёрном списке, узнавать нашу тему нужно у учителя, потому что Д и М не помнят, и вообще: «У нас ещё две недели, чего пристала?». После долгих споров мне удалось назначить каждому роль и сроки, даже оставила время на подготовку к выступлению, зная, что у этих двоих проблемы с чтением и им необходимо заниматься с текстом дома. Оказалось, что М и Д крысы: сами согласились со всем, а когда я пришла за текстом и картинками, встретилась с универсальным ответом: «Не обязаны». В этот раз ничего за них я делать не стала, объяснила всю ситуацию перед классом, на что М и Д хором закричали: «Мы ей всё прислали!!!». Благо, я догадалась заскринить переписку. Так и закончилась история совместных проектов. Классная очень расстроилась, за что мне стыдно, ведь идея и правда была интересной, но невыполнимой для нашего общества.

Когда помогаешь отстающим, чувствуешь себя примерно так
Когда помогаешь отстающим, чувствуешь себя примерно так

Кстати, похожую тенденцию заметила не только я, уже давно существует такое понятие, как эффект Рингельмана. «Если продуктивность одного человека принять за 100 %,то двое вместе поднимут вес, — участники эксперимента поднимали тяжести — который в среднем составит лишь 93 % суммарного веса, поднятого двумя по отдельности. Коллективное усилие группы из трех человек приблизительно равно 85 %,а из восьми человек – менее 50% от суммы их индивидуальных усилий». Проще говоря, чем больше человек в команде, тем меньше каждый из них старается. Рассказывать об этом много не стану, я же не учёный, но можете почитать информацию в интернете или вспомнить самого себя в групповых работах.

Когда я рассказываю об этом, взрослые говорят мне, что вся жизнь такая: одни пашут и стараются, другие отлынивают, иногда безнаказанно. Но чаще жизнь расставляет всё на свои места, и лентяям приходится несладко. Только вот я не хочу, чтобы в мире оставались такие люди, обрекающие себя на несчастье. Я хочу показать и рассказать о другом пути, который сделает лучше не только тебе, но и окружающим. Поэтому обращаюсь ко всем детям и подросткам.

Выполняйте свои обязанности. И я не про школьные оценки, а про вот эти самые командные проекты. В группе каждый играет свою роль, которая ему по плечам. Если вы не можете сделать даже маленькую часть от общей задачи — вы плохо стараетесь. Написать средненький текст на телефоне или компьютере, основываясь на источниках из интернета, скачать красивые и подходящие картинки, сделать простенькую презентацию и отправить это на флешку не сложно, с этим прекрасно справляется один человек, а вместе можно создать шедевр, если сильно постараться.

С уважением, но пока без благодарности, Какая-то Школьница.