Найти в Дзене

ЗПР ( задержка психического развития) может перейти в умственную отсталость? Запросто, если...

Всем здравствуйте. Когда мы говорим о задержке психического развития ребенка, то имеет дело с пограничным состоянием. Что это значит? Сам диагноз ЗПР означает , что ребенок находится между нормой и патологией ( так называемое "пограничное состояние"). На исследовании работы головного мозга можно сразу это отследить☝. У ребенка и его семьи есть два пути: в сторону развития и обретения нормы для похода в обычную школу, или же в сторону так называемой деградации, когда ребенок на ваших глазах будет постепенно растворяться в своих же мыслях и терять силу интеллекта. Еще раз скажу, что ЗПР- это не умственная отсталость, но при "ничегонеделании" запросто может обратиться в нее. А что делать, чтобы этого не произошло? Если автомобиль будет долго стоять на улице и не эксплуатироваться, что с ним произойдет? Покроется ржавчиной, через некоторое врепя придет в нерабочее состояние, мотор вдруг перестанет заводиться, двери перестанут легко открываться и закрываться, появится скрип, странные шумы

Всем здравствуйте. Когда мы говорим о задержке психического развития ребенка, то имеет дело с пограничным состоянием. Что это значит? Сам диагноз ЗПР означает , что ребенок находится между нормой и патологией ( так называемое "пограничное состояние"). На исследовании работы головного мозга можно сразу это отследить☝.

У ребенка и его семьи есть два пути: в сторону развития и обретения нормы для похода в обычную школу, или же в сторону так называемой деградации, когда ребенок на ваших глазах будет постепенно растворяться в своих же мыслях и терять силу интеллекта. Еще раз скажу, что ЗПР- это не умственная отсталость, но при "ничегонеделании" запросто может обратиться в нее. А что делать, чтобы этого не произошло?

Если автомобиль будет долго стоять на улице и не эксплуатироваться, что с ним произойдет? Покроется ржавчиной, через некоторое врепя придет в нерабочее состояние, мотор вдруг перестанет заводиться, двери перестанут легко открываться и закрываться, появится скрип, странные шумы. Так же и с мозгом, если его не напрягать, не заставлять работать, то ребенок не будет развиваться. Стоит остановить одну из важных деятельностей, как все идет на убыль: перестанем чистить зубы- вскоре их растеряем, перестанем двигаться- появятся проблемы с лишним весом. Все взаимосвязано, поэтому нет напряжения в мозге= нет движения вперед к развитию.

1. Работа над памятью ( задания).

- Открываем книгу и просим посмотреть на 3 картинки, назвать их. Закрываем страницу и спрашиваем, что там было изображено.

- Кладем три предмета, обозначаем. Один из них прячем, спрашиваем, чего не стало.

- Читаем и перессказываем текст. Неважно, русские народные сказки или приключения, главное, чтобы ребенок поискал в памяти все, о чем только что вы прочитали и смог сложить сюжет воедино, повторно воспроизвести его.

- Повтори узор ( выложили из счетных палочек узор или геометрическую фигуру. Убрали и попросили ребенка повторить задание).

- Слова-цепочки ( начинаем с простых слогов с одинаковыми согласными: БА, БО, БУ/МА, МЭ, МЫ. Затем с разными согласными: ГА, КИ, МУ/ПА, РУ, ГЫ. Затем слова: куртка, грибы, солнце, грядка. Просим, чтобы ребенок повторил за нами.

2. Внимание.

- Книжки "Найди и покажи"

- Виммельбух, реакция на скорость

- Найди несколько силуэтов в одной картинке

- Найди 7 отличий ( для детей 2-3 лет хватит 3-4 отличий)

- Что лишнее

- Найди пару

- Что было и что исчезло.

- Найди ошибки ( например, собака живет в норе/ лиса в будке, обезьяна в клетке, кролик на пальме и т.д.

3. Логика и мышление

- Задания на сортировку

- Мозаика и конструктор

- Кто где живет/кто что ест/сьедобное и несьедобное и др.

- Основа математики ( покажи, где один, а где много)

- Противоположности ( покажи, где высокий/низкий, большой/маленький, горячий/холодный)

- Чем можно... ( рассматриваем картинки и ищем нужную по инструкции: чем можно копать? Лопатой. Чем поливают цветы? ( лейка), что берут на улицу, когда идет дождь? ( зонт).

- Чего не хватает? ( например, машина с тремя колесами/ поросенок без хвостика/ дом без крыши или без окон и др.

Задача- наполнить день ребенка развивающими занятиями, которые заставят его активно включиться в процесс и подумать: а почему именно так, а почему здесь вот так, а как сделать, чтобы было вот так, а как развернуть это, чтобы получилось вот так... Чем активнее, регулярнее работает головной мозг, тем любознательнее, смышленнее становится ребенок, он уже не замкнут, он ощущает уверенность в своих силах, желает идти играть с другими детьми, потому что чувствует, что уже готов к сюжетно-ролевой игре.

- Читаем книги

- Гуляя, обращаем внимание на различные мелочи ( о, смотри, это кто там нарисован? Да, лиса. А какую сказку мы с тобой сегодня читали? Правильно, Заюшкина избушка, там была лисичка. А у нее домик был деревянный или ледяной? И обсуждаем...)

- Дома подключаемся к играм ребенка и наполняем их смыслом.

- Развиваем творчество и воображение ( рисуем, лепим, делаем аппликации)

- Развиваем крупную моторику: учим кататься на самокате, велосипеде трехколесном или двухколесном ( если ребенок уже готов освоить новый уровень). Если есть возможность, то посещаем вместе музеи, кукольные театры, выставки, концерты , посвященные детям. Даем ребенку нагрузку не только интеллектуальную, но и физическую, чтобы можно было отдохнуть, выплеснуть лишнюю энергию и справиться с СДВГ ( часто детей с ЗПР сопровождает излишняя активность).

Как провести диагностику ЗПР у ребенка дома, расскажу в ближайшем видео.