Найти тему
Юрий Салатов

Образы Тамары у Лермонтова и Маяковского. Тамара из одноименного стихотворения Лермонтова. Часть 2

Архип Куинджи. Дарьяльское ущелье. Источник: www.smallbay.ru
Архип Куинджи. Дарьяльское ущелье. Источник: www.smallbay.ru

В прошлой статье «Образы Тамары у Лермонтова и Маяковского. Тамара из одноименного стихотворения Лермонтова. Часть 1» мы покинули башню царицы Тамары в ответственный момент, когда очередной путник зашел на её призыв, а мне пришло в голову, при написании этой статьи, что это стихотворение как бы продолжает поэму «Демон» и здесь Демон предстает в облике царицы Тамары. Ничего сложного для него, ведь в поэме он перед Тамарой представал, как «вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..». В общем, продолжим сопоставлять сюжеты в стихотворении и поэме, игру, так сказать, света и мрака.

Следующее четверостишие в стихотворении «Тамара»:

«На мягкой пуховой постели,

В парчу и жемчуг убрана,

Ждала она гостя… Шипели

Пред нею два кубка вина.»

Слово «шипели» у меня вызывает ассоциацию с Медузой Горгоной, у неё вместо волос были змеи. Может, Тамара не только речами завораживает своих жертв, но и взглядом? Сравним с фрагментом из поэмы:

«Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее. Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал.»

Похоже, моя версия имеет право на существование. Наверное, не я один обратил внимание на такие параллели между поэмой и стихотворением, я не изучал этот вопрос. Однако продолжим сопоставлять сюжеты.

«Сплетались горячие руки,

Уста прилипали к устам,

И странные, дикие звуки

Всю ночь раздавалися там:»

Описание ночной дьявольской вакханалии. Сравним этот эпизод со сценой соблазнения Демоном Тамары в поэме:

«И он слегка

Коснулся жаркими устами

Ее трепещущим губам;

Соблазна полными речами

Он отвечал ее мольбам…

Увы! злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.»

Очень похоже, словно Демон повторяет эту сцену, но в новом воплощении.

«Как будто в ту башню пустую

Сто юношей пылких и жен

Сошлися на свадьбу ночную,

На тризну больших похорон.»

Башня мало того что «высокая и тесная», так еще и «пустая». Демон выступает в облике опытной, искушенной женщины, а его жертва – в облике пылкого юноши. А стократное увеличение создает ощущение, словно духи предыдущих жертв тоже присутствуют здесь. А поскольку эта встреча закончится смертью, то это одновременно и свадьба, и поминки. Сравним этот фрагмент с фрагментом поэмы «Демон»:

«В нем было все: любовь, страданье,

Упрек с последнею мольбой

И безнадежное прощанье —

Прощанье с жизнью молодой,»

Опять видны паралели «прощанье с жизнью молодой» - тризна больших похорон. Посмотрим, будет ли сходство сюжета в следующих четверостишиях.

«Но только что утра сиянье

Кидало свой луч по горам,

Мгновенно и мрак и молчанье

Опять воцарялися там.»

Как всякое демоническое действие заканчивается на рассвете, так и это ночное свидание прекращается при свете дня. Интересно, что когда ночью за окнами было темно, в башне «блистал огонек золотой», а на рассвете в башне воцаряется мрак, т.е. свет и мрак снова меняются местами. А что в поэме?

Там старик, сторож ночной, слышит, как ему кажется,

«Двух уст согласное лобзанье,

Минутный крик и слабый стон.

И нечестивое сомненье

Проникло в сердце старика...

Но пронеслось еще мгновенье,

И стихло все; издалека

Лишь дуновенье ветерка

Роптанье листьев приносило,

Да с темным берегом уныло

Шепталась горная река.»

Действительно сюжеты в поэме и стихотворении словно дублируют друг друга. А дальше

«Лишь Терек в теснине Дарьяла,

Гремя, нарушал тишину,

Волна на волну набегала,

Волна погоняла волну.»

река Терек. Источник: www.gabitour.ge
река Терек. Источник: www.gabitour.ge

Здесь опять используется слово «теснина», а в ней звук гремящего Терека словно еще слышнее. Ночью Терек тихо роется во мгле, а при свете дня, гремит, нарушая тишину. Мы можем опять восхититься точности поэта, все мы видели горные реки, но так написать про волну смог только Лермонтов.

Терек выступает сообщником Тамары, а точнее Демона. Когда надо завлечь очередную жертву, он тих. А когда надо заглушить крики при убийстве, он шумен, а когда надо быстрее унести тело жертвы ниже по течению, у него «волна погоняла волну». А что в параллельном сюжете в поэме?

Там сторож «Канон угодника святого Спешит он в страхе прочитать, Чтоб наважденье духа злого От грешной мысли отогнать; Крестит дрожащими перстами Мечтой взволнованную грудь И молча скорыми шагами Обычный продолжает путь.»

В стихотворении спешит Терек, в поэме сторож. И сторож прозевал момент соблазнения Тамары, не вмешался, выступил невольным сообщником Демона, как и Терек в стихотворении.

«И с плачем безгласное тело

Спешили они унести;

В окне тогда что-то белело,

Звучало оттуда: прости.»

Меня всегда смущало это четверостишие. Что в этом «прости» - раскаяние о содеянном преступлении? Но оно повторяется каждый день. Или лицемерная дань некоему ритуалу. А, может, это отсылка снова к поэме «Демон»? Мы помним, там звучало слово «прости»:

«Улыбка странная застыла,

Мелькнувши по ее устам.

О многом грустном говорила

Она внимательным глазам:

В ней было хладное презренье

Души, готовой отцвести,

Последней мысли выраженье,

Земле беззвучное прости.»

Может, Демону удалось взять реванш, вернуть себе душу Тамары? Как мы помним, в поэме он пытался это сделать. Но не получилось.

«И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..»

И каждую ночь он воплощает эту душу, душу своей возлюбленной в новом теле, которое она покидает на рассвете. Чтобы на следующую ночь возникнуть в новом облике? Тогда понятнее становится последнее четверостишие в стихотворении.

«И было так нежно прощанье,

Так сладко тот голос звучал,

Как будто восторги свиданья

И ласки любви обещал.»

Что если Лермонтов действительно в стихотворении «Тамара» продолжил поэму «Демон»? Конечно, он не мог прямо указать, что Демон смог отвоевать чистую душу Тамары у Господа. Такой вариант не прошел бы цензуру, мог привести к запрету произведения, неприятностей с властями у Лермонтова и без этого хватало.

Поэтому он замаскировал это, представив Демона в виде злой царицы Тамары, а бессмертную душу Тамары он воплощает каждый раз в новом теле. Но всё время подбрасывает подсказки внимательному читателю.

Не знаю, может, это плод моей разгулявшейся мысли, а, может, в этой версии есть и рациональное зерно.

Но перейдем к стихотворению Владимира Маяковского «Тамара и Демон» в следующей статье «Образы Тамары у Лермонтова и Маяковского. Владимир Маяковский «Тамара и Демон». Часть 1».

Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов.

Лайки и комментарии способствуют развитию канала.

#михаиллермонтов #демон #тамара #владимирмаяковский #тамараидемон