Найти тему
Книжный мiръ

«Я сам звучал, как зазвеневшее от грома стекло». Ко дню рождения Александра Грина (1880-1932)

 

«Книги Грина долго еще будут сверкать, не умирая, как сверкает каждая подлинная драгоценность человеческого духа».

(Константин Паустовский)

 «Солнечный писатель» Александр Грин никогда не чуждался стихосложения, хотя особой популярности ни у читателей, ни у литературных критиков на этой стезе не заработал. Писать стихи Саша Гриневский начал еще в вятском реальном училище, где получил прозвище Грин, ставшее впоследствии известным каждому из нас. 

«Гриневский способный мальчик, память у него прекрасная, но он озорник, сорванец, шалун», - говорили преподаватели. Юный пиит переделал стихотворение Пушкина «Собрание насекомых», создав язвительную эпиграмму, и высмеял в ней нелюбимых учителей. Хулиганские стишки быстро разошлись в списках и двенадцатилетнего  бунтаря из училища отчислили.

Но первоначальный успех уже пустил корни: писание стихов продолжилось. Грин посылал свои вирши в журналы и литературные альманахи, но даже обратных ответов не удостаивался, хотя даже марки вкладывал в конвертик, чтобы не вводить в расходы редакцию. «Стихи были о безнадёжности, беспросветности, разбитых мечтах и одиночестве, — точь-в-точь такие стихи, которыми тогда были полны еженедельники. Со стороны можно было подумать, что пишет сорокалетний чеховский герой, а не мальчик одиннадцати-пятнадцати лет», - вспоминал Грин в своей «Автобиографической повести».

Зато первые стихи, появившиеся в печати, оказались не только реалистическими, но и вполне отражали первый неудавшийся сатирический опыт гимназического прошлого Грина. В газете «Сегодня» появляется ехидное стихотворение «Элегия», созвучное лермонтовскому «Когда волнуется желтеющая нива»:

Когда волнуется краснеющая Дума

И потолок трещит при звуке ветерка,

И старцев звездный хор из лож глядит угрюмо

Под тенью фиговой зеленого листка,

Тогда смиряется души моей тревога,

И, затаив мечты о воле и земле,

И, истребив морщины на челе,

Сквозь потолок я вижу бога.

«Элегия» пользовалась популярностью и в советское время: стихотворение даже вошло в сборник «Стихотворная сатира первой русской революции», изданный в 1969 году в серии “Библиотека поэта”.

Но уже вскоре Александр Грин отходит от чуждой ему приземленности, и в его творчестве начинают проскальзывать романтические мотивы. Февральскую революцию 1917 года Грин встретил с восторгом, приняв как «светлый праздник возрождения». В это бурное время его стихи – ожидание перемен, свободы, трудно пробивающей себе дорогу; как отзывалась о них пресса, «стихи газетные, имеющие в себе что-то от репортажа, но этим-то и ценные, ибо они историчны в прямом смысле слова»:

В толпе стесненной и пугливой

Огнями красными знамен

Под звуки марша горделиво

Идет ударный батальон.

Спокойны, тихи и невзрачны

Ряды неутомимых лиц…

То смерти недалекой злачный  

Посев неведомых гробниц…

К двадцатым годам Александр Грин полностью посвящает себя прозе, лишь эпизодически вспоминая о стихосложении,  придумывая незатейливые милые песенки для своих рассказов:

Южный Крест там сияет вдали

С первым ветром проснется компас.

Бог, храня корабли,

Да помилует нас!

Между тем, все, что написал Александр Грин – рассказы, повести, романы - как чистой родниковой водой наполнены поэзией. Вот, например, строки из «Бегущей по волнам»: «... а над гаванью – в стране стран, в пустынях и лесах сердца, в небесах мыслей – сверкает Несбывшееся – таинственный и чудный олень вечной охоты...». Или из повести «Алые паруса», которая и сама по себе – поэма:  «Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло». Как заметил советский литературовед Корнелий Зелинский, «в вечной охоте за мелодией поэтической фантазии Грин научился сплетать словесные сети, вольно, упруго и тонко оперировать со словом».

Вплоть до 60-х о стихах Грина почему-то предпочитали не вспоминать, но, когда в начале оттепели начал бурно формироваться феномен массового культа его творчества, обратились и к поэтическому наследию писателя. Правда, первая попытка издать сборник стихов Александра Грина не удалась: ополчились критики, разбив в пух и прах всю подборку его лучших рифмованных произведений. Вмешался известный поэт Леонид Мартынов, настойчиво внушавший составителям: «Я считаю, что нужно издавать всё, что вышло из-под пера Александра Грина, в том числе и все его стихи».

Всего 27 стихотворений включили издатели в третий том собрания сочинений Александра Грина, вышедший в 1991 году. А ведь стихов у автора «Алых парусов» гораздо больше, и каждое из них по своему уникально. И кто знает, удалось бы творцу романтического мира  Гринландии создать без своей  поэтической «словомузыки» такие потрясающие образы вечной юности, благородные, чистые и излучающие вечное счастье.

 

Царит немая тишь.

На высоте, перед окном,

Белеют скаты крыш.

Недолгий гость осенней мглы

Покрыл их, первый снег,

Гнездя на острые углы

Пушистый свой ночлег.

Он мчится в воздухе ночном

Как шаловливый дух,

Сверкает, вьется за окном

Его капризный пух.

И скользкий камень мостовой,

И оголенный сад

Он схоронил бесшумно в свой

Серебряный наряд.

Пусть завтра он исчезнет, пусть

Растает он чуть свет;

Мне сохранит немая грусть

Его мгновенный след;

Волненья девственных надежд

Я провожу, смеясь,

Как белизну его одежд,

Затоптанную в грязь.

 ***

В дни боли и скорби, когда тяжело

И горек бесцельный досуг, —

Как солнечный зайчик, тепло и светло

Приходит единственный друг.

Так мало он хочет… так много дает

Сокровищем маленьких рук!

Так много приносит любви и забот,

Мой милый, единственный друг!

Как дождь, монотонны глухие часы,

Безволен и страшен их круг;

И все же я счастлив, покуда ко мне

Приходит единственный друг.

Быть может, уж скоро тень смерти падет

На мой отцветающий луг,

Но к этой постели, заплакав, придет

Все тот же единственный друг.

***

За рекой в румяном свете

Разгорается костер.

В красном бархатном колете

Рыцарь едет из-за гор.

Ржет пугливо конь багряный,

Алым заревом облит,

Тихо едет рыцарь рдяный,

Подымая красный щит.

И заря лицом блестящим

Спорит — алостью луча —

С молчаливым и изящным

Острием его меча.

Но плаща изгибом черным

Заметая белый день,

Стелет он крылом узорным

Набегающую тень.

***

Я в школе учился читать и писать.

Но детские годы ушли.

И стал я железной мотыгой стучать

В холодное сердце земли.

Уныло идут за годами года,

Я медленно с ними бреду,

Сгибаясь под тяжестью жизни — туда,

Откуда назад не приду.

Я в книгах читал о прекрасной стране,

Где вечно шумит океан,

И дремлют деревья в лазурном огне,

В гирляндах зеленых лиан.

Туда улетая, тревожно кричат

Любимцы бродяг — журавли…

А руки мотыгой железной стучат

В холодное сердце земли.

Я в книгах читал о прекрасных очах

Красавиц и рыцарей их,

О нежных свиданьях и острых мечах,

О блеске одежд дорогих;

Но грязных морщин вековая печать

Растет и грубеет в пыли…

Я буду железной мотыгой стучать

В железное сердце земли.

Я в книгах о славе героев узнал,

О львиных, бесстрашных сердцах;

Их гордые души — прозрачный кристалл,

Их кудри — в блестящих венцах.

Устал я работать и думать устал,

Слабеют и слепнут глаза;

Туман застилает вечернюю даль,

Темнеет небес бирюза,

Поля затихают. Дороги молчат.

И тени ночные пришли…

А руки — мотыгой железной стучат

В холодное сердце земли.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!