Найти тему
Art&Culture

Между тьмой и светом в Театре «Модерн»

«Пётр I» в театре «Модерн». Фото: пресс-служба театра.
«Пётр I» в театре «Модерн». Фото: пресс-служба театра.

Скоро стартует новый театральный сезон, и мне хотелось бы подвести итоги прошлого. Одна из наиболее ярких, оригинальных и сильных постановок, виденных мною в этом году, — «Пётр I» в театре «Модерн».

Спектакль режиссёра театра и кино Юрия Грымова — это инсценировка первой части трилогии Мережковского «Христос и Антихрист» с той только разницей, что на сцене «Модерна» зрители совершат движение от тьмы к свету — от Антихриста, воплощением которого является русский царь, — к Богу, воскресшем в гении Леонардо да Винчи.

На первый план перед зрителями выходит противостояние сильного монарха и его любимого сына. У обоих сломленные судьбы, оба стремятся к власти ради народного блага, только благо это влюбленный в Европу, но русский до мозга костей Пётр и его мягкий сын-святоша понимают по-разному.

Вообще Грымов недвусмысленно обращается к теме власти — может ли сильный правитель быть человечным?.. Алексей (Владислав Спиридонов), несомненно, обладает замечательными душевными качествами, но вот на пути к трону они ему никак не могут помочь. Зато бессердечному Петру (Юрий Антипологов) ничего не стоит разрушить счастье любимого сына, разлучив его с любимой женщиной, которая вот-вот должна родить (роль Ефросиньи исполняет Марианна Канивец). «Куда ребёночка дел? В кунсткамеру, к лягушатам царского сынка отправил?» — спрашивает у отца приговорённый к смерти царевич, и от этой фразы по телу пробегают мурашки…

«Пётр I» в театре «Модерн». Фото: пресс-служба театра.
«Пётр I» в театре «Модерн». Фото: пресс-служба театра.

Политические преобразования Петра неоценимы, но какой ценой они достигнуты? Кровавой нитью через весь спектакль проходит мотив казни. Трупы повешенных и до этого четвертованных стрельцов свисают со сцены в самом начале, трупы мужчины и женщины появляются под потолком после болезни Петра — и это, несомненно, пророчество... та же участь скоро ждёт Алексея и его возлюбленную. Во втором акте на сцене появляются казнённые Петром окровавленные раскольник Нектарий и юродивый Варлаам… Вообще крови и трупов на сцене довольно много, так что грымовский «Петр 1» явно не для слабонервных.

То, что первый император России позволял себе, он не мог простить другим. Зрители вместе с Екатериной I (Анастасия Морозюк) с ужасом и отвращением видят заспиртованную голову её бывшего любовника. Алексею Пётр не позволяет жениться на любимой простой девушке Ефросинье и ставит сыну в вину его холодные отношения с законной женой принцессой Шарлоттой Брауншвейг-Вольфенбюттельской, хотя сам он разве не испытывал неприязни к Евдокии Лопухиной, которую насильно постриг в монахини, чтобы соединиться с очаровательной прачкой непонятного происхождения?..

«Пётр I» в театре «Модерн». Фото: пресс-служба театра.
«Пётр I» в театре «Модерн». Фото: пресс-служба театра.

Чтобы Пётр не делал, он хочет кардинально изменить ход русской истории и, несомненно, желает запечатлеться в памяти потомков. Имидж императора, созданный его подсознанием, нередко появляется на сцене. Двойника героя исполняет Алексей Баранов. Это такой же Пётр, только его неподвижное, застывшее выражение лица, величественная поза и безукоризненно чистый европейский сюртук напоминают памятник.

Постановка Грымова не столько театральна, сколько кинематографична. Во время ареста Алексея свет начинает мелькать, и зрители видят быстро сменяющие друг друга кадры. Когда Пётр засыпает, жена изменяет ему, на сцене появляется Алексей с возлюбленной, ярко-красный китайский дракон (что совершенно неожиданно) — сюжетные линии сходятся воедино.

Постановка вообще местами напоминает очень эффектное шоу: много ярких красок, эмоциональных сцен, экзотики вроде китайского дракона и гротескных образов, пародирующих европейский быт (например, гигантские парики). Но все эти детали вместе взятые не перебивают друг друга, а складываются, словно мозаичный паззл, в единое полотно, в котором коллажно пестрят краски, соединяются европейский, русские и азиатские обычаи, реальность и мистика, театр и кино...

Почему-то произведение Мережковского в прошлом театральном сезоне пользовалось какой-то взрывной популярностью. В Малом Театре идёт премьера Владимира Драгунова, в роли отца — Андрей Чубченко, в роли сына — Станислав Сошников. Если сравнивать постановки в Модерне и в Малом, стоит сказать, что они совершенно непохожи друг на друга. Действие в спектакле Драгунова развивается очень медленно… Всё первое действие один диалог сменялся другим. На постановке же Грымова заскучать невозможно.

«Пётр I» в театре «Модерн». Фото: пресс-служба театра.
«Пётр I» в театре «Модерн». Фото: пресс-служба театра.

Есть существенные различия и в образах героев. Царевич Алексей в исполнении Владислава Спиридонова получился более сильным и самостоятельным. Станислав Сошников играет бесподобно, однако его герой — это такой недоросль, который совершенно беспомощен на политической арене и который нужен боярам исключительно для того, чтобы плести интриги ради собственной выгоды. Даже Ефросинья (Ольга Плешкова) обманывает несчастного царевича, тогда как в грымовской постановке героиня любит Алексея до последнего и лжесвидетельствует она против него только под тяжестью невыносимых пыток, которые не может перенести.

Грымовский почерк неподражаем и специфичен. На его постановки стоит сходить хотя бы раз — возможно, вас ждёт любовь с первого взгляда.

Подводила итоги и ужасалась: Карина Липская