AC/DC. Highway to Hell. Последний и предшествующий. Выдающийся

1,2K прочитали
Здравствуйте.

Здравствуйте.

Ну скажите честно, с вами бывало, когда вы чего-то с нетерпением ждали, сидя, к примеру, в школе за партой, а ваша нога выбивала чечётку как целый ансамбль песни и пляски на отчётном концерте перед президиумом ЦК КПСС? Вот именно такое чувство у меня сейчас, ведь я начал писать статью об этом альбоме любимых австралийцев. Трясунчик и мандраж. А всё потому, что от него до сих пор исходит такое количество энергии, которое способно заряжать целые батареечные и аккумуляторные заводы и даже небольшие космические станции, находящиеся на околоземной орбите.

Пластинка заняла 20-ю позицию в рейтинге "100 лучших рок-альбомов всех времён" по версии британского журнала Classic Rock. По создаваемому настроению карнавала и вечного праздника в моём личном представлении это творение братьев-гитаристов Ангуса и Малькольма Янгов, басиста Клиффа Уильямса, ударника Фила Радда и, конечно же, вокалиста Бона Скотта, не имеет равных.

Трудно найти более узнаваемый гитарный рифф, чем у открывающей альбом заглавной Highway to Hell. Для меня, не крупного специалиста в музыке, но большого её любителя, с этой мелодией по известности может сравниться разве что пёпловская Smoke On The Water. Ну или, если спросить по примеру Остапа Бендера: "Скажите мне как гитарист гитаристу, вы играть умеете?", то каждый из тех, кто когда-то учился играть на этом инструменте, наверняка в числе самых "на слуху" назовёт ещё В Траве Сидел Кузнечик Владимира Шаинского, правда, далёкую от рок-музыки.

Трактовок, о чём заглавная песня альбома, несколько. Все перечислять не стану. В официальной версии музыканты утверждают, что речь идёт о трудностях гастрольной жизни. Участники AC/DC говорили: "Я на гастролях уже тринадцать лет. Самолёты, отели, поклонницы, бухло… Всё это что-то забирает у тебя". (Бон Скотт). Или: "Когда ты спишь во время гастролей в автобусе, а перед твоим лицом вонючий носок какого-то парня, это похоже на дорогу в ад". (Ангус Янг). Highway to Hell стала первой песней группы, попавшей в чарты США. Она звучит во многих фильмах: "Железный человек 2", "Школа рока", "Пункт назначения 2" и других. Журнал Rolling Stone писал, что "Highway - последняя воля и кредо Скотта. Когда он кричит: "Не останавливайте меня", - прямо перед гитарным соло Ангуса Янга, становится ясно, что никто бы и не смог"...

Но не только этот шедевр содержит великолепная работа группы из Сиднея, на пластинке есть ещё 9 отличных песен.

Когда в глубоком счастливом детстве я слушал эту музыку, то люди, её исполняющие, казались мне какими-то героями. После первого же просмотра видео оказалось, что Бон Скотт с его ехидной улыбочкой и хитрым блеском в глазах (ну и лис!) действительно смахивает на Бабу-Ягу из известной советской сказки.

Валентина Кособуцкая в роли Бабы-Яги. "Новогодние приключения Маши и Вити". СССР, 1975.
Валентина Кособуцкая в роли Бабы-Яги. "Новогодние приключения Маши и Вити". СССР, 1975.

Альбом записывался в феврале 1979 года в студии Criteria (Майами, США) и в марте-апреле того же года в студии Roundhouse (Лондон, Великобритания). Был продан в США тиражом 7 млн. экземпляров и достиг 7-кратного платинового статуса, в Великобритании - золотого. И хотя эта пластинка стала трагическим завершением карьеры для Бона Скотта, путь AC/DC, как известно, на этом не закончился. Бон скончался 19 февраля 1980 года в возрасте 33 лет. Он занял 1-е место в списке "100 величайших фронтменов всех времён" по версии британского журнала Classic Rock, составленном в 2004 году.

Начиналась же работа над Highway to Hell непросто для самого Скотта. Предыдущие пластинки австралийцев, успешные на родине и неплохо продававшиеся в Европе, совершенно не хотели принимать в Штатах. И причину такого положения дел звукозаписывающая компания Atlantic видела именно в вокалисте. После препирательств было принято радикальное решение - оставить Бона в покое, но сменить продюсера, а им был не кто иной, как старший брат двух Янгов - Джордж, считавшийся непререкаемым авторитетом. Но он в итоге согласился с явно не радостным приговором ради будущего своих братьев. Не вижу смысла описывать последующие перипетии с продюсерами. Главное - альбом получился что надо, и из мелодий, звука и аранжировок выжали всё возможное. Одной из наиболее ярких дорожек на нём стала Girls Got Rhythm.

С этой пластинкой меня связывает особенная история. Точнее с фотографией, изображённой на обложке. В середине 80-х у наиболее прогрессивной части подрастающего поколения была мода делать уменьшенные копии фотографий своих кумиров, вставлять их в значки и прикалывать на грудь.

Примерно из такого, только квадратного значка я вытащил штатную картинку и вставил другую.
Примерно из такого, только квадратного значка я вытащил штатную картинку и вставил другую.

Мне было лет 13-14, у меня имелся классический фотоаппарат "Смена 8М", а одноклассник Слава приторговывал фотками рок-групп, среди которых была и Highway to Hell. Ну что. За коржик выпросил на один вечер карточку. Перефотографировал. Сделал маленькую фотографию, вставил в значок, повесил чуть ниже пионерского галстука и пошёл в школу. Музыканты получились на картинке чумазыми и размазанными, ибо фотограф был так себе. Но отчëтливо выделялись рожки Ангуса и гордая надпись AC/DC. Классуха Анна Ивановна меня долго журила, подозревая в изменнических настроениях и недостаточном уровне патриотизма, грозя исключением из рядов ленинской организации. Ваш покорный слуга что-то обиженно бормотал о свободе и независимости, но всё же сдался и присобачил рукотворное изделие у себя дома на вымпел среди значков "ДОСААФ", "Союз журналистов СССР" и "Олимпиада 1980". Память о попранной истине и бессилии подростка перед системой, ломающей судьбы, осталась навсегда.

Следующая Walk All Over You имеет ощутимые блюзовые корни - рвущаяся вперёд в куплете и замедляющаяся в припеве как лошадь на вираже.

Одной из самой крутейших и любимейших в творчестве AC/DC для меня остаётся Touch Too Much. Её некоторая тревожность всегда вызывала трепет и дрожь, и это - непередаваемое ощущение. В последующих работах группы я слышал такое настроение ещё однажды, в альбоме 1988-го Blow Up Your Video, песне Two's Up - прямо разрыв какой-то.

Рок-н-ролльная Beating Around the Bush уносит мыслями в какой-то припортовый кабачок, в котором собираются моряки со всего света, чтобы промочить горло, приврать другим таким же скитальцам о своих приключениях и найти короткую любовь.

Заводная Shot Down in Flames - этакий поп-рок, от которого невозможно оторваться, стуча в такт ногами по полу и руками по стенам. А в конце мощный финал, блеяние Скотта, почти как в фильме "Осенний марафон": "Коза кричала нечеловеческим голосом", только наоборот.

Ещё одна танцевалка - Get It Hot, - с Боном, срывающимся в конце в истерику.

Роберт Джон "Матт" Ланг, ставший в итоге продюсером Highway to Hell, привнёс много нового в AC/DC, в том числе в стиль работы и поведение музыкантов. В день, когда Бон Скотт притащил текст If You Want Blood…, то начал яростно работать над ней, но в его усилиях было больше сбивчивого дыхания, чем собственно вокала. И когда Матт потребовал от Скотта обратного, Бон обматерил его и предложил самому попробовать добиться своей цели. Ланг спокойно продемонстрировал требуемое, как бы намекая: "а ты, собственно говоря, какого беса тут делаешь?". В итоге получилась одна из лучших вещей на пластинке.

Ещё с удовольствием слушаю Love Hungry Man, в которой имеет место принципиально иной ритм, нежели в заглавной песне. Особой яркостью горит в ней басовая партия Уильямса. В отличие от меня, братьям Янгам эта вещь казалась чем-то давно отработанным и пройденным, и они отказывались играть её на концертах.

В финальном треке Night Prowler мы погружаемся в тягучую меланхолию, а в стихах звучит история чудовища, что только и ждёт, когда мы выключим свет и закроем глаза.

Я твой ночной каратель, спящий днем.

Я - ночной каратель, прочь с моего пути!

Я твой ночной каратель, следящий за тобой по ночам.

Я становлюсь ночным карателем, как только ты выключаешь свет.

Разный и в то же время звучащий в одном ключе, прекрасный и лично для меня совершенный, Highway to Hell - один из тех альбомов, к которым обязательно возвращаешься. И ещё: эта пластинка, несмотря на смерть Скотта, стала важным трамплином для AC/DC к мировому признанию. Она предшествовала самой успешной работе группы за всю свою почти 50-летнюю карьеру - альбому Back In Black. Иными словами, "Король умер. Да здравствует король!". И это будет уже другая история, но обязательно будет. До встречи.

О других рок-альбомах на этом канале: