Напомню, в этом (похоже, большом) цикле статей знакомимся с некоторыми сказками из сборника Чулкова Д.М. Это статья о введении (его пересказ с замечаниями).
Общий смысл: Не нужно было князю Киевскому армию могучую держать ни для чего, кроме как для понтов монарших. Ведь у него были Богатыри.
Даже список есть: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурило Пленкович, Илья Муромец и дворянин Заалешин.
"В старину сражались не по нынешнему: довольно тогда было одной силы и бодрости".
Вот так. Принцип как у нас в военкомате.
Богатыри были странствующими. Шли в одного или с помощником. Им не назначали множества слуг, отрядов и т.д.
Предпочитали богатыри меч и копье. И презирали лук и пращу - это удел помощников, самый край. Какая храбрость и доблесть в стреле? а вот рукопашная, да фехтование - это да.
Ну и, коли уж о Богатырях говорим, то первый на ум приходит он..
Илья Муромец до 20 лет не владел ногами. А потом, в связи с некоторыми событиями, о которых попозже почитаем, получил и ноги, и силу.
И был позван в Киев. Поехал через лес. А там как раз сидел Соловей Разбойник.
Соловей Разбойник свистел так, что на ногах люди не могли устоять. Это ж какая корабельная сирена у него вместо голосовых связок...
При этом пишется, что Соловей Разбойник "опустошил многие страны"... Серьезный парень.
Но против Муромца свист не помог. Илья сбил его с ног ударом плети. Привязал к седлу, привез его в Киев и убил его там одной пощечиной.
Далее делается интересный вывод:
Мог Князь Киевский с такими Богатырями хоть весь мир завоевать, но от этого удерживала его благодетель...
... Ну почти. Просто у других народов тоже были Богатыри. И далее перечисляются, что в сказках Богатыри боролись и с Исполинами, с Полканами, и Богатырями чужих народов...
Конец введения.
Интересные слова и выражения:
- ВТОРОЧИТЬ - Ввязать сзади седла в торока, привязать тороками. Второчить зайца (убитого на охоте). Короче говоря, привязать к седлу.
"... и второча бы его ко седлу своему, как славного Соловья Разбойника, привез в славный Киев - град; где заставили его сухари толочь"
Похоже мы видим более древнюю версию фразы "Сушить сухари"- в смысле готовиться к отбытию в заключение или каторгу.
- естьли бы - так писали раньше слово если бы. Мне в школе было всегда интересно, что за слово такое - если. Есть ли версии "Есля, еслъ" или как-то так. И вот свой ответ я получил. Спасибо, Вселенная. Во мне медленно умирал филолог.
- "Из всего сего видимо,..." - повторов в 18 веке не боялись. Сегодня бы написали "из всего этого видно...". Интересно, когда и почему мы забыли славное слово "сего" и заменили его на "этого"?
Замечания:
Для тех, кому очень надо, привожу старорусский ритуал, как сделать коня богатырским:
Ритуал, как получить коня богатырского:
- купить шелудивого жеребенка
- вывалять его в тридевяти утренних росах.
- учинить его конем богатырским
Лично я хочу себе богатырского кота. Он у меня тоже шелудивый. Осталось вывалять его 27 раз в утренней росе. Кот, конечно, доволен не будет.
Про богатырей и исполинов: Мне это напомнило ветхозаветных нефиллимов - страшных и очень сильных великанов. Или филистимлян, из которых и был знаменитый Голиаф. Или кавказские легенды о горных гигантах, греческих огромных циклопов...
Либо в то время гиганты были не такой уж и редкостью, либо это интересный символ чего-то, что явно превосходит людей по силам, но живет среди них и явно заинтересовано в их жизни..
И далее начинается повесть о Добрыне Никитиче. О ней расскажу в следующих статьях (наконец-то дойдем до сказок). А заодно и сравним, что раньше о нем сказывали, а что сейчас нам показывают.