«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 важных биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов человека. Так, массируя мизинец можно активизировать работу сердца, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой – голову.
На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения человека, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Су-Джок кисть руки – это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец- голова и шея, ладонь – туловище, указательный и мизинец – руки, средний и безымянный – ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Пальчиковая гимнастика:
+ способствует овладению навыками мелкой моторики;
+ помогает развивать речь;
+ повышает работоспособность коры головного мозга;
+ развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
+ снимает тревожность, усталосьб, раздражение.
Помните ли вы в какие пальчиковые игры играли с вами ваши родители?
Наверное, сразу приходят «Ладушки», «Сорока- ворона». Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Эти традиционные игры знакомы всем с детства и если переложить на вышеуказанные техники, то можно заметить, что они воздействуют и на энергетическое каналы и на все пальчики нашей ладошки. Поэтому новое, это хорошо забытое старое.
А в какие пальчиковые игры играли вы со своим ребенком? Тоже такие же?
А вот вам новые игры в сочетании с самомассажем от нашего инструктора по ЛФК, педагога программы «Здоровейка» для детей с нарушениями ОДА и ОВЗ Уткиной Елены Владимировны для поднятия иммунитета для вас и ваших детей.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Улучшается кровоток к фалангам пальцев.
Например:
— левой рукой поглаживать правую;
— руки сжать в кулаки, кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки и наоборот («молоток»);
— разминать, а затем растирать каждый палец сначала вдоль, а потом поперек.
— растирание ладони шестигранным карандашом (между ладонями, ступнями, затем между каждым пальцем). Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
— упражнения с массажными мячами (вращение мяча каждой рукой между ладонями, раскатывание между ладонями, сжимание, раскатывание по всей руке и т. п.)
— "Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук.
— "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
— "Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
— "Согреем руки" - движения, как при растирании рук.
— "Молоточек" - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди.
— "Гуси щиплют траву" - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Кроме того, в практике работы с детьми, имеющими нарушения осанки и ОВЗ широко применяем физические упражнения и самомассаж с использованием подручных предметов: прищепок, грецких орехов, шишек, шнурочков. Они благоприятно воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.
Например, игра - массаж «Чудо–прищепки» - ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги:
Кусается сильно котенок – глупыш.
Он думает: это не палец, а мышь
Но, я же играю с тобою малыш
А будешь кусаться,
Скажу тебе: кыш.
И напоследок рекомендации для родителей:
* Перед игрой создайте позитивный настрой;
* Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
* Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
* Не играйте больше 5 минут подряд;
* Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
* Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. * Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.